Внеурочная деятельность
Тема: Внутренний мир человека.
Форма проведения: урок самопознания
Цель: раскрыть составляющие внутреннего мира, формировать УУД:
Регулятивные УУД
-принимать и ставить познавательную задачу;
- развитие самосознания обучающихся, умений и навыков самоанализа, рефлексии;
- способствовать личностному росту.
Познавательные УУД
-осуществлять поиск информации, из рассказа учителя, из материалов презентации, личного опыта обучающихся.
Коммуникативные УУД
- строить речевое высказывание в устной форме;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
-осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные УУД
- расширять представления обучающихся о нравственно-духовных качествах человека;
-пробуждать в детях добросердечное и уважительное отношение к окружающим их людям;
-воспитывать стремление к внутреннему самосовершенствованию;
- способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его индивидуальных качеств.
Ход урока
1. Организационный момент. Ресурсный круг
Мир, мир, мир везде!
Мир в тебе и мир во мне!
Мир, мир, мир везде!
Мир всегда в моей душе!
Введение в тему.
– Ребята, в нашем приветствии вы несколько раз услышали слово. Какое?
А что обозначает это слово?
Мир- спокойствие, тишина.
Мир- соглашение воюющих сторон о прекращении войны.
Мир- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
Мир- это сельская община с её членами.
Мир- Вселенная.
Мир- отдельная область жизни, явлений, предметов.
Мир животных, растений. Мир звуков. Мир увлечений.
- Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг).
Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий. А внутренний?
Он у каждого человека свой, неповторимый. Этот мир невидим нашим глазам.
- А что находится в этом мире? Тема сегодняшнего занятия «Я и мой внутренний мир».
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе?
Раскрытие темы.
-На Земле проживает более 5 миллиардов человек. Всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. В нашем классе обучается 9 человек. Мы играем разные социальные роли в жизни.
-Попробуйте сейчас в течение одной минуты обозначить свои социальные роли. У каждого из вас есть своё «Я». Напишите на ней про себя: «Кто я?»
- Каждый из вас выполняет каждый день разные социальные роли, но важно очень при этом оставаться человеком, со своей внешностью, телом. Ваше тело ходит, бегает, наклоняется, лежит.
- Как вы считаете, что необходимо человеку для того, чтобы его тело крепло, развивалось физически?
-Но каждый человек наделён не только телом, но и душой. А что такое душа?
-У В. И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».
- Как вы думаете, что находится в «мире души»? Выберите из данных слов, качества присущие душе и телу (ходить, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, толстеть, болеть, любить, расти).
Душа: _________________________________________________________.
Тело: _________________________________________________________.
-Когда так говорят «душа болит»? (____________________________________). Были такие ситуации у вас? Продолжите фразу: «У меня болит душа, когда…»
- Были ли у вас такие моменты, когда «душа радовалась»? (О хорошем настроении, гордости за что-либо). Продолжите фразу: «У меня радовалась душа, когда…»
- Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка, и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.
– Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа, обогащается наш внутренний мир? (Ответы детей).
- Наша душа растет, когда мы радуемся, когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки, когда прощаем друг друга, бываем добрыми.
- Предлагаю вашему вниманию рассказ «Волшебные очки». Внимательно послушайте и ответьте на вопрос:
- Что значит посмотреть на мир глазами любви?
Нашёл Павлик на дороге необычные очки. Одно стёклышко показалось ему светлым, а другое – тёмным. Недолго думая, он надел их, закрыл один глаз и посмотрел на мир через тёмное стекло. Вокруг него по серым улицам куда-то спешили угрюмые и недовольные прохожие. Мальчик закрыл другой глаз – и словно выглянуло солнце: лица людей стали радостными, а их взгляды приветливыми. Он попробовал ещё раз – результат был тот же. Павлик принёс домой свою находку, рассказал маме о чуде преображения и показал ей волшебные очки. Мама ничего странного в них не нашла и сказала:
- Это обычные очки. Вечно ты что-нибудь выдумаешь.
Павлик ещё раз проверил: действительно, очки как очки. Без всяких чудесных превращений.
- Но я точно видел, как люди менялись. Что же с ними происходило?
- Это не с ними происходило, а с тобой. Если твоя душа добрая, ты и других будешь видеть добрыми.
- Что значит посмотреть на мир глазами любви? (ответы детей)
- Нашу планету согревает звезда по имени Солнце. Наш внутренний мир можно представить, как прекрасный сад, в котором тоже есть место Солнцу. Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и тёплым местом.
- Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? (ответы детей)
-Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших эмоций, чувств.
- Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку те, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми
(любовь, доброта, ненависть, гнев, радость, зависть, жадность, щедрость, способность прощать, обидчивость, доверие, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность).
- В нашем внутреннем саду расцвели цветы, это ваши положительные эмоции и чувства. Семена этих цветов нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека. Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»? (Самая главная цель – это быть счастливым, старается удерживать это состояния. Получать удовольствие от природы, от общения с людьми от того, что проснулся с утра т.д. Цель получать только положительные эмоции).
-Эмоции влияют на наше поведение, на наши поступки. «Послушный сын, «послушная дочь» эти слова были высшей оценкой для детей на Руси.
- Важно учиться контролировать и управлять своими эмоциями?
- В любом саду помимо культурных растений, растут сорняки, которые нужно убирать, полоть. В нашем внутреннем саду есть полезные растения – это положительные качества вашего характера, которые нужно развивать, а есть сорняки - отрицательные качества, от которых нужно избавляться.
Отметьте положительные и отрицательные черты своего характера в таблице:
(честность, доброта, отзывчивость, храбрость, ответственность, вежливость, верность, аккуратность, трудолюбие, правдивость, решительность, верность, упорство, почитание старших, безволие, безответственность, вредность, жадность, злобность, лживость, лицемерие, ненависть, эгоизм, грубость, высокомерие, лень)
Мои положительные качества | Мои отрицательные качества |
- В нашем внутреннем саду много тропинок. По какой идти?
- Вашему вниманию предлагается притча, которая поможет найти ответ на этот вопрос.
Было это очень давно. Создал Бог Землю и населил ее животными. И решил Бог, пусть каждый из зверей обладает каким-то одним качеством. Сова получила мудрость, обезьяна – глупость, лиса – хитрость, слон – доброту, осёл – упрямство, собака - преданность.