Конспект урока по Истории Древнего мира
Учитель: Платонова М. С.
Тема урока: Военные походы фараонов
Класс: 5
Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников на основе глубокого осмысления военных походов фараонов.
Планируемые образовательные результаты. По окончанию изучения темы ученик:
- раскрывает причины военных походов фараонов;
- рассказывает о структуре армии фараона;
- называет основные направления внешней политики фараонов;
- обосновывает значение завоевательной политики для всего Египта;
- даёт определения понятий: бронза, пехота, колесница, дротики;
- определяет хронологию событий, соотносит событие с веком, эпохой;
- работает с исторической картой, читает ее, использует как источник знаний;
- проявляет интерес к данному периоду;
- анализирует исторические факты, раскрывает причинно – следственные связи, сравнивает явления и события, определяя их основные характеристики;
- даёт собственную оценку военным походам фараонов и данного исторического периода.
Программное содержание: Военные походы фараонов.Отряды пеших воинов Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Мировоззренческая идея: возвышению Египта среди других государств во многом способствовали его правители – фараоны, они благодаря умелой политике, сильной и хорошо вооруженной армии, вошли в состав сильнейших государств мира.
Основные понятия: бронза, пехота, колесница, дротики
Основные даты: ок. 1500 г. до н. э. – фараон Тутмос захватил Нубию и совершил поход на Азию
Имена исторических личностей: фараон Тутмос
Географические названия: Нубия, Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия, Фивы, Мегиддо, р. Ефрат
План изучения нового материала:
1. Отряды пеших воинов;
2. Боевые колесницы;
3. Войско возвращается с добычей;
4. Пленных обращают в рабство;
5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни.
Технология объяснительно – иллюстративного обучения
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Оборудование урока: мультимедийнаяпрезентация урока «Военные походы фараонов», карта «Древний Египет IV – I тыс. до н. э.», атласы, документ «Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо», учебник Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2011; иллюстрации «Воины», «Пехота», «Военный отряд», «Египетская боевая колесница», «Колесничий», «Войско фараона в походе», «Пленники. Древнеегипетский рельеф».
Оформление доски: дата, тема, домашнее задание, главный вопрос урока, план урока, основные даты, понятия.
Мизансцена урока: ученики сидят полукругом
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку, психологический настрой.
На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Письменный опрос: тест – 2 чел., по заданиям – 2 чел., словарный диктант – 2 чел.
Устный опрос: по карточкам – 4 чел., по карте – 4 чел.
Жетонная система оценки
За партами индивидуально
У доски
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Вводное слово учителя:
В середине II тыс. до н. э. Египет процветающее государство. Во главе государства стоял великий правитель – фараон. Фараон – самый могущественный человек Древнего Египта. Египетские фараоны старались укрепить свою власть, расширить территорию своего государства и укрепить центральную власть. Для этого они организовывали военные походы. Вместе с фараонами в военных походах участвовали вельможи. Но главную ударную силу составляла армия, которая своим присутствием нагоняла страх и ужас на вражеские полки. Действительно ли это было так? Давайте разберемся. Итак, главный вопрос урока:
Какую роль играла армия в египетском государстве?
Запись в тетрадь темы урока, Д/З
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Отряды пеших воинов.
Рассказ учителя (образное повествование):
Египетские фараоны стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить свои богатства.
- Каким способом они могли это сделать?
- Каким должно быть войско?
- Предположите, какие рода войск были в Египте?
Писцы вели строгий учёт населения, и по приказу фараона каждого десятого юношу забирали в армию. Рабов в войско не брали, большинство новобранцев было из крестьян. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьём и кинжалом. Нерадивых воинов били палками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали. В мирное время воинов часто заставляли выламывать камень в каменоломнях. Это был тяжёлый и бесплатный труд.
По вооружению пехота делилась на легковооружённых – стрелки из лука, и тяжеловооружённых, имевших длинные копья, топорики, щиты, а иногда искривлённые мечи. При изготовлении оружия египтяне широко применяли бронзу. В пехотном войске насчитывалось до 30 тыс. чел., что по тем временам считалось большим войском. Исход войны во многом зависел от действия пехоты, от её выучки и выносливости. Защищались пехотинцы небольшими легкими щитами. Вражеские крепости штурмовали при помощи длинных лестниц.
Словарная работа:
Бронза – сплав меди и олова
Пехота - старейший род сухопутных войск
Работа с иллюстрацией:
- Чтобы представить египетских воинов обратимся к иллюстрации «Военный отряд».
Беседа по иллюстрации:
- Что обращает на себя внимание?
- Чем вооружены воины? Что у них в руках?
- Что их объединяет?
Обобщение: Итак, фараон очень гордился своими воинами. Войско фараона имело большую силу т. к. было очень хорошо вооружено и дисциплинированно. Этому войску не было равных во всем мире.
2. Боевые колесницы.
Рассказ учителя (образное повествование):
Во II тысячелетии до н. э. в Египте стали разводить лошадей, привезённых из Азии.
- Раньше, силу, каких животных использовали египтяне?
Это позволило создать особое колесничное войско, которое являлось ударной силой фараона. Боевая колесница была небольшой по размерам двухколёсной повозкой, лёгкой и подвижной. В неё обычно впрягали двух коней.
- Опишите внешний облик колесницы
Повозка крепилась к длинной палке, за которую два коня везли колесницу. Помещались в колеснице двое: владелец колесницы, стрелявший из лука и бросавший дротики, и возница. Вся колесница, включая колеса и спицы, изготавливалась из прочего дерева.
- Какие египтяне могли приобрести колесницу?
Колесничими были знатные и богатые египтяне, щеголявшие резвостью своих коней, богатством упряжи и отдельной колесницы. В колесничном войске было до 2 тысяч колесниц. Оно делилось на отряды по 25 колесниц в каждом. Всеми колесницами командовал знатный вельможа, иногда даже царевич – сын фараона. Отряды на колесах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника.
- Как вы думаете, какую роль играли колесницы на войне?
Словарная работа:
Колесница – двухколесная повозка, запряженная парой лошадей
Дротики – короткие копья
Обобщение: Итак,боевые колесницы играли ведущую роль на войне, именно они первыми начинали сражение, вносили беспорядок и сумятицу в ряды врагов.