Обаяние, самовыражение, индивидуальный стиль работы.




Профессиональная деятельность требует от педагога не только учета индивидуальных особенностей обучаемых, но и проявления собственной индивидуальности.
Индивидуальный стиль работы, безусловно, отражает особенности характера педагога. На практике встречаются преподаватели жесткие и мягкие, открытые и сдержанные, коммуникабельные и достаточно замкнутые. Все это непосредственно влияет на взаимоотношения с обучаемыми.

§ Задача педагога – оказать на них эмоциональное воздействие, вызвать в их душах отклик, определенные переживания, без которых невозможно восприятие жизни, ее понимание. В связи с этим педагог должен внушать к себе симпатию, заинтересовывать обучаемых, овладевать их вниманием.

4)Уравновешенность, внешняя выразительность. Для успешной педагогической деятельности важное значение имеет уравновешенность нервной системы, подвижность процессов возбуждения и торможения.

5)Культура внешнего вида педагога. На внешний облик педагога оказывает влияние культура его внешнего вида, который в значительной степени зависит от уровня его общей культуры и эмоционального состояния. Внешний вид педагога как средство воздействия на обучаемых включает: осанку, походку, позу, одежду, а также выразительность движений, мимики, жестов.

Основными требованиями к внешнему виду педагога являются: эстетическая привлекательность, чувство меры, соответствие условиям деятельности.

6)Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на обучаемых, умение выбирать продуктивный стиль общения с ними, а также с коллегами и родителями.

7)Культура речи педагога – это умение выбрать стилистически верный способ подачи учебного материала, выразительно и доходчиво излагать свои мысли. В связи с этим педагог должен владеть нормами устной и письменной речи, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое. Например, правильно говорить «последний» (в очереди) и неправильно – «крайний»; правильно говорить «класть» и неправильно – «ложить».

 

Педагогическая техника

Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Высокий уровень педагогический техники учителя является одним из важнейших признаков педагогического мастерства.

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств.

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен

и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.

Учитель должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого важно работать над выработкой такого синтеза качеств и свойств личности, которые дадут возможность уверенно, без лишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность:

· педагогического оптимизма;

· уверенности в себе как в учителе, отсутствия страха перед детьми;

· умения владеть собою, отсутствия эмоционального напряжения;

· наличия волевых качеств (целеустремлённости, самообладания, решительности).

Все эти качества характеризуют психологическую устойчивость в профессиональной деятельности. В основе её - положительное эмоциональное отношение к себе, ученикам, работе. Именно положительные эмоции активизируют и вдохновляют учителя, придают ему уверенность, исполняют его чувством радости, положительно влияют на отношения с детьми, родителями, коллегами. Отрицательные эмоции тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревогу, страх, подозрение. А.С. Макаренко считал, что в детском коллективе может быть «постоянная бодрость, никаких пасмурных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность действовать, радужное расположение духа, мажорное, весёлое, бодрое расположение духа». Мажорный тон коллектива помогает успешному продвижению к цели, преодолению трудности.

Важная предпосылка творческого процесса - гармоническое единство внутреннего содержания деятельности и внешнего его проявления. Педагогу следует научиться адекватно и эмоционально выразительно выражать своё внутреннее состояние, мысли и чувства.

Элементами внешней техники учителя есть вербальные (языковые) и невербальные средства. Именно через них педагог проявляет свои намерения, именно их «читают» и понимают ученики.

К внешней технике учитель должен быть очень внимательным. Рассмотрим некоторые из её элементов. Имеем в виду внешние особенности и способы выражения своего «Я».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: