Лекция 3. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА




План темы

1. Этимологическое понятие системы. Право как социальная система. Системные закономерности права.

2. Правовая система: понятие и структура. Разграничение в юридической литературе понятий «правовая система» и «система права». Виды правовых систем, основания их классификации.

3. Основные правовые системы мира. Романо-германская (континентальная) правовая система. Англосаксонская система. Мусульманская система права. Национальные правовые системы.

4. Отрасли национального права. Первичные и вторичные отрасли. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право.

5. Система права Республики Беларусь, ее структура. Система законодательства Республики Беларусь. Отрасли законодательства. Комплексность законодательства. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства. Классификация национального законодательства. Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

6. Понятие института права. Институты права в различных отраслях права и отраслях законодательства.

Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка.

Виды систем: макро и микросистемы, суммативные и целостные, органические и неорганические, естественные (природные), искусственные и социальные (общественные), самоуправляющиеся и несамоуправляющиеся, открытые и закрытые и др.

С.Г.Дробязко справедливо указывает: «Право представляет собой уникальную социальную систему наряду с экономической, политической, нравственной, религиозной и иными системами общества». Праву присущи черты социальной системы в целом как системы более высокого порядка и системы вообще (связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура).

Социальные системы в самой общей форме представляют собой взаимодействие человека и освоенной им "очеловеченной" природы; в узком смысле слова этосистема социальных отношений, связанных со здравоохранением, социальным обеспечением, отношениями между семьей и государством и др., в широком смысле — это вся социальная организация в обществе (все виды социальных регуляторов).

Особенность социальных систем — проявление в них сознательной волевой деятельности людей, привносящих лишь относительную устойчивость их структур, усложнение элементов, особую активность в их взаимодействии, целеустремленность в функционировании.

Любая социальная, в том числе и правовая, система характеризуется:

1) целостностью, то есть внутренне согласованным единством, высшей степенью единого, целого;

2) разновидностью ее составных частей;

3) сложностью элементов, образующих систему;

4) относительной устойчивостью структур;

5) высокой активностью во взаимосвязях и взаимодействиях составных частей;

6) целеустремленностью, целенаправленностью в функционировании.

Правовая система уникальна. Ее особенности –

1) это социальная сверхсистема, система всех других регулируемых ею систем, аккумулирующая в себе ее характерные свойства в юридической форме и в то же время формирующая в процессе становления права как социального явления свое собственное содержание, свои характерные черты, свою структуру, свои составные части.

2) по своей объективной необходимости превосходит все другие нормативные социальные системы.

Выделяют основные элементы правовой системы: устойчивое общественное правосознание, правовое законодательство, правоотношения (особенно по правотворчеству и правореализации). Она по природе своей целенаправленно регулятивная, постольку ее компоненты являются не просто элементами, а факторами особой активности. Как система право образуется под воздействием объективных и субъективных правообразующих и правотворческих факторов, прежде всего правосознания и законодательства, а также его реализации.

Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов.

Познание закономерностей является главной задачей, конечной целью любой науки, в том числе и общей теории права.

Классификация закономерностей права такова:

• по системному "месторасположению" в социальном пространстве - на внутренние и внешние;

• по историческим пределам действия - на всеобщие, общие, особенные;

• по объему сферы действия - на общие и частные;

• по типу связи - на закономерности возникновения и развития (генетические) и функциональные (структурно-функциональные);

• по форме осуществления - на динамические и статические;

• вычленяются также законы количественные и качественные,

• основные и не основные,

• первичные и вторичные.

Одни авторы ведут речь о закономерностях развития, другие - возникновения и развития, третьи - возникновения, развития и функционирования.

С.Г. Дробязко пишет: «Подход к праву как многоуровневой системе, как системе систем, предполагает необходимость вычленения закономерностей общих (общесистемных, общеправовых) - возникновения, развития, функционирования и специфических (специфически-системных), присущих системе соответствующего уровня (национальной правовой системе, правовой семье, международной правовой системе)». Он различает следующие общеправовые закономерностей возникновения права:

- становление особой группы значимых обычаев для индивида и общества, служащих защите их безопасности, осуществлению производства, распределения, потребления, которым придается авторитет абсолютной непререкаемости, общеобязательности, обеспечиваемой всеми членами рода (неписаное право, "социальное" право, "предправо", "мононормы", "архаическое право");

- возникновение по взаимной договоренности между племенами общих для них обязательных правил, соблюдение которых гарантировало бы нормальные межплеменные отношения по использованию природных богатств, обмену продукцией, удовлетворению других интересов и их мирное сосуществование;

- придание с появлением государства соответствующим обычаям силы закона, превращение обычного права в юридический обычай, становление юридического права в силу объективной необходимости жестче, мощнее, надежнее обеспечивать обязательное их исполнение всеми членами общества;

- установление государством новых, вызываемых объективными потребностями развивающегося общества норм путем создания судебных прецедентов и издания государственных нормативно-правовых актов;

- формирование юридического права в многообразных источниках (юридических обычаях, судебных прецедентах, нормативных договорах, нормативных актах, священных писаниях).

Закономерности развития права, согласно С.Г. Дробязко, таковы:

- возрастание количества правовых норм и принципов по мере усложнения отношений в обществе в процессе его поступательного прогрессивного движения;

- непрерывность совершенствования правовых систем;

- преемственность в развитии правовых систем;

- дифференциация правовых систем на отрасли права;

- интеграция правовых норм в отраслях законодательства в пределах национальных правовых систем;

- сближение основных правовых систем мира;

- юридическое взаимообогащение, взаимопроникновение национальных правовых систем и системы международного права;

- демократизация правовых систем;

- гуманизация систем права.

Закономерности функционирования современных правовых систем (С.Г. Дробязко) таковы:

- соответствие правового упорядочения механизму действия объективных законов в регулируемых сферах общественных отношений и закономерностям самого права;

- правовое регулирование общественных отношений путем точного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий;

- верховенство права по отношению к государственной власти (право выше власти);

- верховенство права в системе всех нормативных социальных регуляторов;

- стимулирование социально полезной активности субъектов права;

- усиление роли отрасли конституционного права и его прямое действие;

- усиление гарантий прав и свобод личности;

- своевременное правовое упорядочение непрерывно развивающихся общественных отношений, нуждающихся в правовой защите;

- обеспечение стабильности в правовой регламентации.

Система права — внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Система права включает следующие элементы: отрасль права, подотрасль права, правовой институт, норма права.

Отрасль права — совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Она характеризуется внутренней структурой и системностью, своим предметом и методом. Автор идеи деления на отрасли — Ульпиан.

Система национального права Республики Беларусь охватывает следующие отрасли права, согласно мнению проф. Дробязко: конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, трудовое, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, финансовое, земельное, уголовно-исполнительное право.

Проф. Демичев же считает, что система национального права Республики Беларусь включает: конституционное, гражданское, административное, уголовное, экологическое, аграрное, земельное, финансовое, бюджетное, налоговое, таможенное, хозяйственное, трудовое право.

международное публичное и частное право к отраслям национального права не относятся.

Критерии деления на отрасли: это наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования — обусловленная спецификой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений (что регулируется — собственность, труд, государственная власть и др.). Метод правового регулирования — совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений (каким образом регулируются отношения — императивный или диспозитивный).

Императивный метод регулирования характеризуется жесткой регламентацией поведения субъектов правоотношения; это властный, административный метод; неравное положение субъектов правоотношения, отношения власти и подчинения; невозможностью отступления от правовых предписаний; санкции носят штрафной характер; регулирует отрасли публичного права.

Диспозитивный метод регулирования — автономный, гражданско-правовой метод; характеризуется относительной свободой поведения; возможностью избрания того или иного типа поведения; равное положение субъектов правоотношения; санкции носят правовосстановительный характер.

Подотрасль права — обособленная часть права, которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Примеры подотраслей права таковы: авторское, наследственное в гражданском праве; водное, горное в земельном праве. В некоторых отраслях (гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном) подотраслей нет.

Правовой институт — совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону однородных общественных отношений (в уголовном праве — должностные преступление, преступления против собственности; в трудовом- заработная плата, рабочее время, время отдыха).

Когда говорят о комплексных отраслях, имеют в виду отрасли законодательства — совокупность статей нормативных правовых актов (торговое, спортивное право, коммерческое, хозяйственное, сельскохозяйственное и др.). Это понятие возникло в юридической литературе с 40 гг. ХХ в. Соотношение системы права с системой законодательства таково: система права — внутреннее содержание, система законодательства — внешняя форма; система права состоит из отраслей и т.д., а система законодательства — из нормативных правовых актов; первичным элементом системы права является норма права, а у системы законодательства — статья нормативного правового акта; система права объективно связана с системой общественных отношений (формируется более объективно), система законодательства определяется волей законодателя (субъективна) по принципу эффективности; законодательство, кроме норм, включает призывы, указания на мотивы и цели норм права, а в систему права входят только нормы права; число отраслей права меньше числа отраслей законодательства.

Правовая система — совокупность всех правовых элементов в обществе (правовой культуры, сознания, норм права, источников права и др.); совокупность взаимосвязанных и согласованных, взаимодействующих правовых средств, регулирующих обществ отношения, а также элементы, свойственные уровню правового развития той или иной страны. Соотношение правовой системы с системой права неоднозначно: одни авторы их различают (широкое понимание правовой системы); другие (В.С. Нерсесянц, С.Г. Дробязко) уравнивают (узкое понимание правовой системы). В широком смысле правовая система — это система всех связанных с правом элементов, в узком — целостность всех правовых норм, источников, институтов, отраслей для обеспечения социального прогресса. Т.е. в узком смысле правовая система есть совокупность системы права, системы законодательства и др. источников права.

Уровни правовых систем, согласно С.Г. Дробязко: национальный; основные правовые системы мира; международная правовая система.

По-другому право как систему можно представить так: правовая основа состоит из прав человека и принципов права; публичное право составляют референдумные нормы и нормы, изданные государством; частное право — договорные нормы и корпоративные.

Корпоративное право — нормы поведения в организациях. Эти нормы регулируют финансовые, управленческие, трудовые, имущественные и др. вопросы, выражают частный интерес, чаще всего горизонтальные отношения. В развитых странах их доля превышает долю общегосударственных норм.

Договорные нормы ф ормируются самими гражданами или их организациями для урегулирования вопросов, по которым в законе имеется пробел или дается возможность субъектам права определяться самостоятельно. Они обязательны для договаривающихся сторон и для суда при рассмотрении спора.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и исполнительно-распорядительной, судебной деятельности. К отраслям публичного права (законодательства) относятся: конституционное; административное; уголовное и процесс; уголовно-исполнительное; финансовое; налоговое; арбитражное право и процесс; международное публичное и др.

Частное право — подсистема права, регулирующая отношения с частным интересом, автономию и инициативу юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности т в личных отношениях (гражданское право и процесс; семейное; банковское; трудовое; торговое; международное частное и др.).

Различия публичного и частного права условное. Публичное право выражает интересы государства; правоотношения между государственной властью и гражданином; вертикальные, неравные; жесткая централизованная регуляция общественных отношений; императивный метод; коллективное начало; инициатива защиты прав исходит от государства. Частное право выражает частный интерес; правоотношения между равными юридически сторонами (государство в этих правоотношениях выступает как равный субъект); горизонтальные равные отношения; децентрализованный, автономный метод правового регулирования; частное (индивидуальное) начало; инициатива защиты прав исходит от самих субъектов правоотношений.

Материальное и процессуальное право различаются следующим. Материальное право — закрепляют исходные права и обязанности субъектов права в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений; отражает содержательную сторону общественных отношений (права и обязанности): конституционное; финансовое; таможенное; семейное и др.

Процессуальное право — определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, правовые обязанности субъектов процессуально-правовых отношений.; регулирует общественные отношения в процессе их осуществления и защиты норм материального права. Оно вторично. Это — уголовный процесс; конституционный процесс; гражданский процесс (его разновидность — арбитражный); административный процесс.

Юридический процесс — урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего и индивидуального характера. Особенностями юридического процесса выступают: в ластная деятельность компетентных органов; урегулирована процессуальными нормами; направленная на принятие юридических решений общего (для нормативных правовых актов) и индивидуального характера (для актов правоприменения и некоторых реализационных актов).

Различают виды процесса: правотворческий процесс — процесс по принятию нормативных правовых актов; праворазъяснительный (правотолковательный) — процесс издания актов толкования; правоприменительный — процесс по принятию индивидуального решения по делу; специфический вид процесса —производство по исполнению правоприменительных решений.

Наблюдаются следующие тенденции в процессуальном праве: рост диспозитивных норм; дифференциация (арбитражный, исполнительное право, подотрасль конституционный процесс, административный процесс); упрощение и ускорение процедур; специализация и усложнение форм, ввод альтернативных процедур; унификация законодательства (единообразие); сужение сфер коллегиальности при рассмотрении в суде первой инстанции.

Международное право — общепланетарная правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения, осложняемые иностранным элементом. Международное публичное право — система норм, регулирующая отношения государств и производных от их воли субъектов. Международное частное право — система норм международного публичного права и права внутригосударственного, регулирующая отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

Известны следующие виды международных договоров: требующие ратификации Парламентом; не требующие ратификации, но подлежащие утверждению (Президентом или Совмином). Применение международного права на территории Беларуси имеет следующие особенности: допускается непосредственное применение общепризнанных принципов (не других норм!) международного права, международных договоров в случае пробела в национальном законодательстве; допускается применение ратифицированных договоров вместо не соответствующих им норм национального законодательства.

Соотношение международного и национального права таково: в одних странах международное право входит в систему национального права (РФ, ФРГ); в других — международное право не входит в систему национального права (Республика Беларусь); монизм — общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, дуализм — Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Республики Беларусь.

Классификация правового нормативного массива на отдельные элементы (отрасли и институты) — один из инструментов систематизации законодательства, т.к. отражает структурно-функциональные связи между нормативными предписаниями, выраженными в различных источниках.

Обеспечить доступность НПА, оперативный поиск для эффективного применения — одна из задач Национального центра правовой информации (НЦПИ), который осуществляет сбор правовой информации, ее обработку, хранение, систематизацию и поддержание в контрольном состоянии.

В Республике Беларусь одновременно официально существуют две системы классификации действующего законодательства:

ЕПК (Единый правовой классификатор) — предназначен для систематизации и учета действующего законодательства и выступает основой для Эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ) и используется Национальным центром правовой информации РБ, создан по указу Президента Республики Беларусь от 4 янв. 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь» (действует в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20 янв. 2017 г. № 20).

Свод законов — основа систематизации и инкорпорации законодательных актов, разрабатывался и ведется Национальным центром законодательства и правовых исследований РБ.

Свод законов и ЕПК стали формой перманентного мониторинга и совершенствования законодательства.

Но они не прогнозировали развитие законодательства (вторичный по отношению к нормативному массиву) и по мере накопления нормативного массива увеличивалась неадекватность ЕПК действующему законодательству, что обусловило ввести новую редакцию ЕПК (например, подготовка к строительству АЭС сопровождается разработкой соответствующего нормативного массива, но ЕПК еще не содержит адекватных рубрик для его размещения).

Основные принципы формирования ЕПК: предметно-отраслевой и предметно-тематический, что позволяет производить комплексный учет всех признаков при классификации правовых актов. Ведь самостоятельно ни один из признаков (предметный, отраслевой, тематический) не может отвечать задачам полного учета НПА и их систематизации.

ЕПК состоит из 18 классификационных группировок, которые отражают общественные отношения определенного вида, однородные по своей природе (гражданские, трудовые) либо разнородные общественные отношения, но объединенные тематическим признаком (законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры,, спорта и т.д.).

Классификатор имеет четыре уровня иерархии:

1-й уровень - класс; Пример: 1-й уровень (класс): 03 Законодательство о финансово-кредитной системе.

2-й уровень - подкласс; Пример: класс 03 Законодательство о финансово-кредитной системе делится на подклассы: 03.01 Бюджетное законодательство; 03.02 Налоговое законодательство и т.д.

3-й уровень — раздел; Пример: подкласс 03.01 Бюджетное законодательство делится на разделы: 03.01.01 Бюджетная система; 03.01.02.00 Бюджетный процесс и т.д.

4-й уровень — подраздел. Пример: 4-й уровень раздела 03.01.01 Бюджетная система составляют под- разделы: 03.01.01.01 Республиканский бюджет; 03.01.01.02 Местные бюджеты.

ЕПК позволяет произвести:

- упорядочение информационного массива по набору признаков, характеризующих их принадлежность к отраслям, подотраслям права и правовым институтам;

- индексирование правовых актов с использованием кодов рубрик ЕПК;

- формирование информационно-правовых массивов;

- поиск правовых актов;

- анализ информационно-правовых массивов и запросов пользователей правовой информации для решения разнообразных правовых задач.


[1] Бабаев, В.К. Общая теория права: курс лекций. /В.К. Бабаев. – Нижний Новгород: Нижегородская высшая школа МВД РФ, 1993. – С. 289.

[2] Лагун, Д.А. Общая теория права: курс лекций. – Минск: БГУ, 2010. – 184 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: