Театральная педагогика как средство развития общекультурных компетенций студентов педагогического вуза
Актуальность и основные положения программы
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями не только в области содержания, но происходят также глубинные сущностные изменения типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика или, шире, Взрослого и Ребенка.
Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту молодой человек сталкивается с разными ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известного способа действий, гарантированно ведущих к успеху.
Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлено тем, что вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимоотношение человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр.
Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Игра позволяет избежать авторитаризма, монологического принципа общения, учебный предмет превращается в увлекательные «предлагаемые обстоятельства».
Данная программа призвана благоприятствовать освоению студентами основной учебной программе на базе полученных общепрофессиональных и общекультурных компетенций, полученных при обучении по данной программе, а также помочь справляться с ситуациями неопределенности, опираясь на свои творческие способности. Навыки, полученные при обучении по программе, дадут возможность продуктивно действовать в ситуации новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.
|
Преподавание ведется динамично, в нестандартной форме, охватывая широкий спектр компетенций будущего специалиста. Слушатели обеспечиваются необходимым методическим и дидактическим материалом. Результатом обучения по программе являются получение практических навыков в области ораторского мастерства, управления эмоциональным состоянием, в области планирования и проектирования, а также создание творческих продуктов (программ, театральных постановок, творческих проектов). Данные творческие продукты вовлекают целевую аудиторию в интерактивные процессы и призваны содействовать решению социальных проблем общества.
Цель программы "Театральная педагогика как средство создания благоприятной образовательной среды" - профессиональное развитие будущего специалиста сферы "человек-человек" в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе. (формирование личности, которая самостоятельно добывает, анализирует, использует информационные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализуется в условиях быстроменяющегося мира).
Задачи:
- развитие творческого потенциала обучающихся;
- формирование навыков создания содержательной творческой среды в коллективе;
- совершенствование игровых навыков через постановку интерактивных театрализованных программ;
- развитие ЗУН в области создания творческих проектов;
- формирование творческой самореализующейся личности, владеющей своим телом и словом, слышащей и понимающей партнера по взаимодействию.
|
В результате обучения по программе слушатели научатся:
- действовать в состоянии неопределенности;
- обобщать, анализировать информацию, эффективно ставить цели, предвосхищая результат и учитывая риски;
- освоят законы композиции и стиля;
- овладеют базовыми навыками event- менеджмента и эффективной презентации результатов;
- освоят речевой этикет и правила ведения диалогов, научатся эффективному взаимодействию с партнерами;
- обретут навыки двигательной культуры;
- овладеют способностью тонко чувствовать мир и бережно взаимодействовать с ним;
- научатся эффективно действовать " в предлагаемых обстоятельствах";
- ощутят радость творчества;
- освоят технологии создания и реализации творческих проектов для детей с учетом психологических особенностей их возраста;
- освоят различные формы проведения мероприятий и открытых уроков;
Продолжительность обучения
Учебно-тематический план программы рассчитан на 72 учебных часов, из них 12 часов отводится на индивидуальную работу со слушателями. 1/3 учебных часов рассчитано на проведение практических занятий и реализацию индивидуального тьюторского сопровождения образовательного интереса обучающихся. В процессе обучения проводятся мастер-классы, тренинги на сплочение, упражнения на развитие креативности (Упражнение «Карусель», «Мое отражение», «Шаг к цели» и т.д.), упражнения на память физических действий и т.д.
Учебно-тематический план очной формы обучения (1 год обучения)
|
№ п/п | Наименование разделов, тем[1] | Всего трудоем-кость | Аудиторные часы | Самостоя-тельная работа | |||
всего | лекции | практи-ческие | |||||
I. Вводные занятия | |||||||
1. | Знакомство с основными разделами программы | - | - | ||||
2. | Входной мониторинг потребности обучения по данной программе | - | - | ||||
3. | Упражнения на знакомство и сплочение. | - | - | ||||
II. Основы театральной культуры. | |||||||
4. | Понятие «игра». Игра как объект социальной культурологии. Исследование феномена игры. Классификация игр. | 0,5 | 0,5 | ||||
5. | Театральная игра. Ее творческое начало | - | |||||
6. | Понятие творчества. Способность к творчеству как свойство психики. Интеллектуальные предпосылки креативности. | - | - | ||||
7. | Театральная педагогика как технология творческого подхода к обучению. | - | - | ||||
8. | Сказкотерапия. Роль сказки в воспитательном процессе | 0,5 | - | 0,5 | 0,5 | ||
9. | Мастерство педагога и актерское мастерство. | 0,5 | 0,5 | ||||
10. | Грамотная четкая речь как важнейший инструмент в работе педагога | 0,5 | 0,5 | ||||
11. | Какие роли в жизни мы играем. Психологические особенности ролевых отношений. | ||||||
12. | Конфликтология как наука. Позитивные и негативные последствия конфликта при решении педагогических задач. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
13. | Роль конфликта в создании яркого театрального действия. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
14. | Слово в жизни человека. | 0,5 | 0,5 | ||||
15. | Чтение и разбор литературных произведений | ||||||
16. | Видеопросмотры, обсуждение. | - | |||||
III. Основы актерского мастерства. | |||||||
17. | Этюды на память физических действий (Этюды с воображаемыми предметами). | 0,5 | 0,5 | ||||
18. | Упражнения на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности, творческого мышления | - | - | ||||
19. | «Я в предлагаемых обстоятельствах» | - | |||||
20. | Сочинение сказки. Этюды на основе сказок | 0,5 | 0,5 | ||||
IV. Речевой аппарат | |||||||
23. | Наш голосовой аппарат. Артикуляционная гимнастика | - | |||||
24. | Дыхательные упражнения (впоследствии выполняется перед каждым занятием в виде разминки) | - | - | ||||
25. | Искусство диалога «Ролевое чтение» | - | |||||
V. Ритмопластика | |||||||
26. | Движение в жизни и на сцене. Его роль в создании общего портрета личности. | - | - | ||||
28. | Ритмопластические игры и упражнения | - | |||||
29. | Упражнения на снятие мышечного напряжения | - | - | ||||
30. | Этюды на выразительность жестов | 0,5 | - | 0,5 | 0,5 | ||
VI. Event - менеджмент (событийный менеджмент) | |||||||
32. | Режиссура открытого занятия. | 0,5 | 0,5 | - | |||
33. | Подготовка сценарного плана мероприятия. | 0,5 | 0,5 | - | |||
34. | Творческий проект как технология театральной педагогики – от замысла до воплощения | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
35. | Коллективное планирование. Формы КТД, используемые для планирования и создания творческих мероприятий. | - | - | ||||
43. | Оформление творческого мероприятия. | 0,5 | 0,5 | ||||
45. | Индивидуальные занятия, консультации | - | |||||
46. | Репетиционные занятия | - | - | ||||
47. | Проведение творческих мероприятий. | - | - | ||||
48. | Итоговое занятие. Обсуждение, подведение итогов работы по программе, анализ индивидуальных результатов. | - | - | ||||
Всего: 72 час.(60+12 инд.) | |||||||
Формы организации учебного занятия и работы по программе: кейс-метод, групповая работа, интерактивные программы, квесты, индивидуальные занятия, мастер-классы, творческие мастерские, коллективные творческие дела (коллективное планирование, брейн-ринг, мозговой штурм), упражнения на сплочение, тренинги на развитие креативности, театральные этюды на развитие воображения и памяти физических действий.
Преподаватель: Серебренникова Надежда Михайловна – педагог дополнительного образования с 25-летним стажем, специалист по учебно-методической работе I категории, автор методических разработок, сценариев игровых интерактивных программ, программ дополнительного образования и успешных социальных и бизнес-проектов. Эксперт в области проектной деятельности.