Тема: «Значение глагола в речи»
Цель: расширять представления обучающихся о значении глаголов в речи.
Задачи:
образовательные: находить глаголы в тексте в устной и письменной речи, учить ставить к ним вопросы;
развивающие: развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
воспитательная: воспитывать толерантность, доброжелательность, уважение друг к другу.
Ход занятия:
I. Организационный момент
-Здравствуйте.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь занятие нам начинать пора.
II. Основной этап
Сообщение темы.
- Ребята, чтобы построить дом нужно приготовить части дома: то из чего мы будем строить.
- А из каких частей строится речь?
- В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем: людей, животных, предметы.
- Это имена существительные.
- А какие они - это имена прилагательные.
- А их действия или состояния - это глаголы. Зачем в речи людей нужны глаголы, какую работу они выполняют, мы и узнаем на занятии?
Работа по теме.
- Глагол - настоящий богач среди частей речи. По частоте употребления занимает второе место после существительных. Глагол-это живая часть речи. Со словами существительными они большие друзья. Когда их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут нам о многом рассказать.
- Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает глагол? (Что делать? Что сделать? Что будет делать?)
- А сейчас мы с вами постараемся подружить глаголы с именами существительными.
- Посмотрите на картинки и составьте предложения по ним. Маляр красит стол. Швея шьёт платье. Плотник делает шкаф.
- Назовите в этих предложениях глаголы. (Красит, шьёт, делает).
- А теперь прочтите потешки и найдите в них глаголы.
1. Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.
2. Миша шёл, шёл, шёл
Одну шишку нашёл.
Маша шла, шла, шла
Шишек больше нашла.
3. Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет.
Головой вертит.
-В глаголах, найденных в потешках, определите место звуков С и Ш
Физкультминутка.
Проведение с обучающимися гимнастики для глаз.
Упражнение №.1
- Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.
Упражнение № 2.
- Представьте себе большой круг. Обведите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Упражнение № 3.
- Повернитесь к окну. Держите спину и шею прямо, расслабьтесь и зафиксируйте взгляд на самой отдалённой точке в пределах видимости. Вдохните и плавно переведите взгляд на кончик носа. Выдохните и снова смотрите на самый отдалённый объект.
Упражнение № 4.
- Закройте веки. В течение 30 секунд помассируйте их кончиками пальцев.
Работа по теме.
- Прочитать текст без глаголов.
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи (решаю), на скрипке (играю),
Сынишку соседки в коляске (катаю).
Я пряжу (мотаю) и хлеб (покупаю),
И на стадионе голы (забиваю).
Укроп (поливаю), кусты (подстригаю),
И чисто-пречисто весь двор (подметаю).
Дорожки в саду я песком (посыпаю),
А после работы в тени (отдыхаю).
- Можно ли назвать это текстом? Почему?
- Что передают глаголы? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них в жизни?
- Вставьте глаголы в нужной форме из списка.
Решать, играть, катать, мотать, покупать, забивать, поливать, подстригать, подметать, посыпать, отдыхать.
Закрепление изученного.
Допиши пословицы. Для этого к выделенным глаголам подбери противоположные по значению (работа на карточках, взаимопроверка)
1. Думай, где надо сказать, а где про ___________________________________
2. По одёжке встречают, по уму про_ ____________________________________
3. Дело спорится: что сошьётся, то и рас __________________________________
4. Когда голова работает, язык от_______________________________________
5. Добро помни, а зло за_ ______________________________________________
6. Ласточка день начинает, а соловей за __________________________________
Подумай и запиши в скобках тему каждой пословицы: ПроЩение; народная
Примета; что в человеке важнее; вред поспешносТи; польза раздумья; культура поведения.
Самостоятельная работа (карточки).
- Соедините стрелками глаголы, близкие по значению:
Прыгал спешил
Торопился скакал
Достал промолвил
Сказал вытащил
Спал мчался
Бежал дремал
III. Итог занятия.
- Выразите своё отношение к занятию при помощи следующих глаголов:
Узнал выучил научился услышал заинтересовался потрудился познакомился (не) понял
Тема: «Значение глагола в речи» (7 класс)
Карточка
Задание1. Прочитай потешки и найди в них глаголы.
1. Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.
2. Миша шёл, шёл, шёл
Одну шишку нашёл.
Маша шла, шла, шла
Шишек больше нашла.
3. Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет.
Головой вертит.
Задание 2. Вставь глаголы в нужной форме из списка:
решать, играть, катать, мотать, покупать, забивать, поливать, подстригать, подметать, посыпать, отдыхать.
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи _________________, на скрипке _________________,
Сынишку соседки в коляске ____________________.
Я пряжу ____________________ и хлеб _______________________,
И на стадионе голы _____________________.
Укроп ___________________, кусты _____________________,
И чисто-пречисто весь двор _________________.
Дорожки в саду я песком ____________________,
А после работы в тени ______________________.