Время на выполнение заданий – 120 минут. Максимальный балл – 35 баллов
ЧастьI. Выберите один правильный ответ из четырех возможных Максимальное количество баллов – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к
1)изменению размеров 2)самовоспроизведению 3)разрушению 4)росту
2. Наука, классифицирующая организмы на основе их родства, –
1)экология 2)систематика 3)морфология 4)палеонтология
3. Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания? 1)палеонтология 2)эмбриология 3)экология 4)селекция
Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как они
1)способствуют переносу спор растений 3)опыляют цветки плодовых растений
2)уничтожают других насекомых – вредителей сада 4)дают человеку прополис и мёд
5. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
1) эвглена зеленая; 2) инфузория-туфелька; 3) амеба; 4) стафилококк.
Почему кактусы выживают в условиях пустыни?
1)у них приостанавливается фотосинтез 3) запасают воду в видоизменённых стеблях
2)их корни глубоко уходят в почву 4)у них интенсивное дыхание
Из завязи пестика после оплодотворения образуется
1)плод 2)семя 3)зигота 4)зародыш
8. Уменьшение численности шляпочных грибов в лесах некоторых регионов связано с 1)разрушением грибницы при сборе грибов
2)конкуренцией между ними за воду и питательные вещества
3)увеличением численности хищников
4)медленным ростом и недостаточным количеством света
9. Микориза – это 1)симбиоз мицелия с корнями растений
|
2)болезнь растения, вызванная грибами 3)гифы гриба, на которых развивается плодовое тело
4)паразит, живущий за счёт других организмов
Отношения каких организмов служат примером симбиоза?
1)растения росянки и насекомого 2)клеща и собаки 3)сосны и маслёнка 4)щуки и карася
Какова роль грибов в круговороте веществ в природе?
1)выделяют в атмосферу кислород 3)разрушают органические остатки
2)образуют белки из неорганических веществ
4)синтезируют углеводы из углекислого газа и воды
Отношения типа «хищник – жертва» наблюдаются у
1)коровы и печёночного сосальщика 3)острицы и человека
2)рака-отшельника и актинии 4)гидры и дафнии
Определите правильно составленную пищевую цепь.
1)ястреб –» синица –» личинки насекомых -сосна
2)сосна - синица - личинки насекомых - ястреб
3)сосна – личинки насекомых - синица - ястреб
4)личинки -насекомых - сосна - синица -ястреб
14. Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям? 1)гриб опёнок 2)ель 3)белку 4)землеройку
В коже человека под действием ультрафиолетовых лучей синтезируется витамин
1)А 2)В 3)С 4)D
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
1. К вегетативным органам растений относятся:
Цветок; 2) лист; 3) стебель; 4) корень;5) семя; 6) плод.
а)только 1,5,6
б) только 2,3,4
|
в)1,2,3.4,5,6
г)только 2,3,6
д)только 1,2,3
2. Для клеток всех живых организмов характерно:
Питание; 2) дыхание; 3) развитие; 4) наличие ядра; 5) размножение.
а) только 1, 3, 5;
б) только 1, 4, 5;
в) только 1, 2, 3, 5;
г) только 2, 3, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
3. Обычно в цитоплазме растительной клетки можно обнаружить:
Ядро; 2) вакуоли; 3) ядрышко; 4) пластиды; 5) хромосомы.
а) только 1, 2, 4;
б) только 2, 3, 5;
в) только 1, 2, 3, 4;
г) только 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант
ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по
1 баллу за каждое тестовое задание).
Клетка основная структурная и функциональная единица живого.
Тело водорослей представлено корнем и стеблем
Черешок выполняет важнейшую функцию - ориентирует листовую пластинку относительно света
Фотоситез протекает в вакуолях растительных клеток
Фотосинтез характерен для всех клеток зеленых растений.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Общее количество баллов, которое можно набрать – 9 (по 3 балла за каждое тестовое задание.Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание1.Установите соответствие между характеристикой и царством организмов:
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ |
А) В состав клеточной стенки входит хитин. Б) Тип питания автотрофный. В) Образуют органические вещества из неорганических. Г) Запасным питательным веществом является крахмал. Д) В природных системах являются редуцентами. Е) Тело состоит из мицелия. | 1) Грибы 2) Растения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
|
характеристика | A | Б | В | Г | Д | Е |
Царство организмов |
Задание 2. Установите соответствие между признаком и группой растений:
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ | ГРУППА РАСТЕНИЙ |
А) тело представляет собой таллом, или слоевище Б) имеют вегетативные и генеративные органы В) не имеют органов и тканей Г) имеют ткани и органы Д) живут главным образом в водной среде Е) имеются одноклеточные формы | 1) Высшие растения 2) Низшие растения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Признак растений | A | Б | В | Г | Д | Е |
Группа растений |
Задание 3.
· Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят.
· Что обозначено цифрами 1, 2?
· Какова роль этих организмов в экосистеме?
БЛАНК ОТВЕТОВ