Категории общения спортсменов




Общение. Понятие и функции общения в спорте

Общение имеет играет очень большую роль в жизни человека, без общения и умения общаться человек много теряет. Что же он теряет? Человек теряет: психо - эмоциональное здоровье, положительные эмоции, состоятельность и образованность и еще много важных аспектов. Функций общения в жизни тоже достаточно много. Например, функция социализации, интегративная, побудительная, понимания, координационная, аффектно -коммуникативная и т.д.

*Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

*Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику: во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства); во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

*Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Общение в спорте

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях. Общение в спорте это особые коммуникации (т.к.между людьми есть психический контакт) спортсменов между собой и спортсменов с тренерским составом. Общение может быть непосредственным (например, при беседе тренера со спортсменом) и опосредованным (например, с помощью дневника спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена).В зависимости от числа общающихся различают три вида общения: межличностное (например, тренер-спортсмен), личностно-групповое (тренер-команда) и межгрупповое (между командами). Личностно-групповое общение чаще используется с целью обучения спортсменов, а межличностное – с воспитательными целями. Если цели общения совпадают, то происходит взаимодействие; если же цели исключают друг друга (например, на соревнованиях), то общение приобретает вид противоборства. При межличностном общении, которое касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому проведение тренером воспитательной работы с учеником, принадлежащим к компании с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение осуществляется в присутствии других ребят из этой компании. Общение может быть кратковременным и длительным. Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга, но в то же время оно может привести и к взаимопресыщению (что часто наблюдается у спортсменов, находящихся длительное время на сборах).

По направленности общение классифицируют следующим образом:

1) социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);

2) личностно-ориентированное общение (обращение к отдельным партнерам, членам команды);

3) подтекстовая ориентация (обращение к конкретному спортсмену или группе адресовано на самом деле совершенно другому спортсмену. Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду, которая это замечание слышит).

В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

· познавательную (передача тренером спортсменам знаний и умений);

· экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга);

· регулятивную (воздействие троенера на спортсмена с целью изменения или сохранения его поведения, характера деятельности и т. д.);

· социального контроля (регламентирование деятельности спортсменов с помощью похвалы или порицания);

· социализации (формирование у спортсменов коллективистских установок, патриотизма и пр.).

Средства общения

Средства бывают:

· речевые: рассказ, доклад, монологическая речь, выступление, лекция команды.

· неречевые:жесты, мимика, действия, коды и символы, предметы.

Речевые средства общения являются основными как по частоте использования, так и по содержательности. С помощью речи тренер отдает распоряжения, объясняет, оценивает поведение и действия своих учеников, регулирует их состояние, а спортсмены-игровики подсказывают во время игры друг другу, какие действия следует предпринять, чтобы взаимодействие стало эффективным. Для соревновательной игровой спортивной деятельности характерно использование кратких речевых сообщений, к которым относятся:произнесение имени партнера с целью привлечь его внимание, обозначить определенную комбинацию, побудить партнера действовать определенным образом;краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка»);сообщение о предполагаемых действиях – своих или партнера: «я», «ты», «сразу за мной» и т. п.;сообщение о местоположении своем или партнера («здесь», «выйди», «иди в шестой»);указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча в волейболе), «возьми его» (о совместных защитных действиях в футболе) и т. п.;оценка действий своих или партнера: «молодец», «извини, я ошибся» и т. п.; побуждение к активности: «давай, давай», «взялись» и т. п. Неречевые средства общения широко используются в спорте, так как в ряде видов спорта речевое общение либо отсутствует, либо ограничено. Например, его почти нет в видах спорта с непосредственным контактом между соперниками. Неречевые средства общения многообразны. Это и жесты, и мимика, и взгляд, и двигательные действия (например, в знак одобрения тренер может похлопать ученику). Двигательные действия несут информацию для партнеров, адекватную целям деятельности, а для соперника – информацию, не совпадающую с основной целью действия (обманные движения). В процессе спортивных игр двигательные действия спортсменов несут основную информационную нагрузку. Так, в гандболе, по данным В. И. Румянцевой4, вербальные средства общения использовались в 31 % случаев, а невербальные (в основном совместные действия) в 69 % случаев. Нередко для подсказывания (в тайне от соперника) того, какую следует разыграть комбинацию, игроки используют специальные жесты (например, складывание пальцев руки определенным способом). Существуют также принятые в международной практике жесты спортивных судей, сигнализирующие о конкретных событиях. В волейболе и баскетболе используется около двадцати таких жестов, в футболе – шесть, а в гандболе – около пятидесяти. К неречевым средствам общения относятся и предметы (например, эстафетная палочка, мяч, получаемый от партнера). Награждение победителей грамотами, призами, медалями тоже относят к неречевым средствам общения. Особое место в спортивных играх занимает кодово-символическое общение с помощью схем расстановки игроков на поле, графиков прохождения дистанции.

Категории общения спортсменов

В соответствии с функциями и категориями обращений выделяют профили общения в процессе взаимодействия спортсменов друг с другом.

Категории обращений делятся на ориентирующие, стимулирующие и оценочно-экспрессивные. Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров. Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменением внешней ситуации, мобилизации усилий. Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношение (положительного или отрицательного) спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. В разных видах спорта профили общения имеют свою специфику. Уровень, содержание и особенности общения спортсменов зависят: от стажа совместной спортивной деятельности; от знаний друг о друге; от совпадения представлений о путях решения стоящих перед ними задач; от статуса спортсменов и их роли в команде; от физической и технико-тактической подготовленности спортсменов по отношению друг к другу; от межличностных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: