Понятие педагогического программного средства (ППС).




Педагогические программные средства (ППС). Классификация ППС.

 

1. Понятие педагогического программного средства (ППС).

2. Требования, предъявляемые к ППС: дидактические, методические, технико-технологические, эргономические, эстетические, здоровьесберегающего характера, по видам занятий, по оформлению документации, специфические требования.

3. Классификация ППС.

 

Понятие педагогического программного средства (ППС).

Программное педагогическое средство (ППС) – дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

В состав ППС входят: программа (совокупность программ), направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине; комплект технической и методической документации; набор вспомогательных средств (не обязателен).

И.В.Роберт определяет программное средство учебного назначения как программу, в которой отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такое определение завышает требования к ПС, поскольку вполне допустимо существование программ, предназначенных лишь для одного конкретного вида учебной деятельности, например моделирования.

Согласно определению педагогического программного средства, приводимого в работе Л.И.Долинера, Р.Р.Пашковой и И.И.Данилиной: «ППС – это комплекс, предназначенный для достижения конкретной цели обучения и включающий программы для ЭВМ, а также методическое и дидактическое сопровождение данных программ». Достоинство данного определения видится еще и в том, что оно подчеркивает первичность цели обучения по отношению к методам.

В цитированной выше работе Л.И.Долинера и др. в основу классификации положены дидактические цели использования ППС и выделяются демонстрационные, обучающие, контролирующие, тренажеры, моделирующие, игровые и вспомогательные. В этой же работе рассматривается классификация ППС по характеру заложенных в них управляющих воздействий на учащегося: полностью определяемые ППС, частично определяемые и неопределяемые. С этими вариантами управления связываются методы обучения: программирование учебной деятельности, моделирование учебной среды и свободное обучение.

 

Примем следующую классификацию ППС, основанную на элементах учебной деятельности учащегося. В одну группу выделим программы, используемые непосредственно учащимися, а в другую – применяемые преподавателем в работе с учащимися. К первой группе относятся:

 

· исследовательские моделирующие программы;

 

· компьютерные тренажеры;

 

 

· компьютерные контролирующие программы;

 

· справочно-информационные системы.

 

К группе преподавательских программ относятся:

 

· демонстрационные моделирующие программы;

 

· программы генерации и проверки индивидуальных заданий.

 

Моделирующие программы имитируют функционирование некоторой системы – физической, биологической, экологической, экономической и др. – посредством ее математической модели. Модель имеет ряд входных переменных и параметров, варьируя которые и отслеживая изменения в системе можно установить (открыть!) законы и принципы функционирования системы, т.е. изучить ее. Отличие исследовательской и демонстрационной модели состоит в их дидактическом назначении, так же как, например, демонстрационного эксперимента и практических лабораторных работ на уроках физики. При демонстрации основным дидактическим фактором выступает наглядность представления процесса или явления. Программа же для исследования должна строиться по принципу операционной среды, работая в которой учащийся устанавливает субъективно новые истины.

 

Компьютерный тренажер – это программа, предназначенная для выработки у учащегося устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Компьютерный тренажер должен предусматривать:

 

· генерацию (или выбор из имеющегося банка) последовательности однотипных заданий по определенной (учителем или самим учащимся) теме и предъявление их учащемуся;

 

· предоставление учащемуся средств выполнения задания (экранный калькулятор, редактор текстов, возможности ввода ответов и т.п.);

 

· предоставление учащемуся консультации или образца решенияпо его требованию;

 

· анализ выполнения учебного задания с качественной оценкой результатов.

 

При тренаже учащийся работает под управлением программы, однако тактику обучения он выбирает сам. Индивидуальными могут быть темп освоения, количество и сложность выполненных заданий, уровень получаемой помощи. Поскольку тренаж используется на этапе обучения, оценка действий учащегося может носить лишь качественный и рекомендательный характер. По результатам тренажа не должна выставляться отметка в журнал. Оформление тренажера может быть выполнено в игровой форме, такие тренажеры называются учебными компьютерными играми.

 

Компьютерные контролирующие программы предназначены для осуществления функций контроля знаний и умений учащегося на всех этапах обучения. Компьютерный контроль должен предусматривать:

 

· генерацию (или выбор из имеющегося банка) заданий в определенной учителем последовательности и предъявление их учащемуся;

 

· предоставление учащемуся средств выполнения задания (экранный калькулятор, редактор текстов, возможности ввода ответов и т.п.);

 

· количественную оценку результатов выполнения заданий; в текущем контроле возможен также анализ допущенных ошибок;

 

· статистическую обработку результатов контроля по группе учащихся.

 

Помимо того, контролирующие программы, как и тренажеры, должны обеспечивать максимальную адаптивность к индивидуальным особенностям и возможностям учащегося. Для этой цели они должны иметь настроечные параметры, доступные для преподавателя. Отсутствие таких параметров («жесткие» программы) в значительной степени ограничивает возможности использования ППС.

 

Справочно-информационные системы объединяют программы и системы, используемые учащимся в качестве источников фактологической информации. К ним следует отнести мультимедиа-системы и глобальные компьютерные сети (в первую очередь, Internet). Получив задание от преподавателя, учащийся отыскивает в системе нужные сведения и осваивает их. Безусловно, для такого рода деятельности учащийся должен быть подготовлен к самостоятельному проведению информационного поиска и последующей обработки найденных данных.

 

Программы генерации и проверки индивидуальных заданий призваны восполнить малую вариативность учебных задач одной темы, которая существует в школьных сборниках задач, и индивидуализировать обучение решению задач. По способу создания индивидуализированных заданий выделяются банки, вариаторы и генераторы заданий. Использует эти программы преподаватель, после чего учащемуся задания могут предъявляться и в «безкомпьютерном» (бумажном) варианте, как предусмотрено, например, в сборниках варьированных заданий по физике. Последующая проверка может производиться преподавателем как с применением компьютера, так и без него.

 

Помимо перечисленных ППС учащиеся и учителя, безусловно используют стандартные универсальные средства обработки информации, не имеющие выраженной педагогической направленности, – редакторы, табличные процессоры, математические пакеты и др.

 

Компьютеризированный курс (комплекс) включает все ППС и иные материалы, предназначенные для проведения учебных занятий по большой теме, имеющей смысловую завершенность. В.В.Краевский полагает, что понятие «учебный курс» отражает «конкретное, наиболее близкое к педагогической действительности представление о деятельности обучения определенному предмету, охватывающее как процессуальную, так и содержательную сторону обучения». Это дало основание В.Ф.Шолоховичу определить компьютерный курс как такой учебный курс, «содержание которого не реализуемо в “бескомпьютерном варианте”, иначе говоря, компьютер служит системообразующим элементом курса»

Классификация и характеристика педагогических программных средств

 

Педагогические программные средства – это дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

 

В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных компьютерных средств обучения. Для эффективного использования современных средств обучения и коммуникаций педагогу необходимо ориентироваться в том многообразии программного обеспечения (ПО), которое может существенно видоизменить вид, формы организации и повысить качество образовательного процесса.

 

Для ориентации в многообразии КСО и для грамотного применения последних необходимо рассмотреть подходы к классификации компьютерных средств обучения.

 

На основе анализа опытов работы педагогов, анализа литературы сделана попытка систематизации программного обеспечения образовательного процесса.

 

Вариант классификации ПО представлен на рисунке:

 

Рисунок 1. Классификация ПО образовательного процесса.

 

Классификацию КСО можно проводить по разным основаниям:

 

1) по языковым средствам;

 

2) по типу ЭВМ;

 

3) по механизму программирования и по типу предметной области знаний;

 

4) по функционально-методическим возможностям;

 

5) по другим основаниям.

 

Классификация педагогических программных средств (ППС), проведённая Б.С. Гершунским отражает принцип целевого назначения.

 

Автором предлагается рассматривать ППС по следующим признакам:

 

1) управляющие;

 

2) диагностирующие;

 

3) демонстрационные;

 

4) генерирующие;

 

5) операционные;

 

6) моделирующие и т.д.

 

Д.В. Чернилевский предлагает компьютерные средства обучения классифицировать следующим образом:

 

1) учебно-компьютерные дидактические средства;

 

2) компьютерные игры;

 

3) компьютерные «решители» задачи;

 

4) курсовое и дипломное проектирование;

 

5) дидактические компьютерные системы;

 

6) компьютер – исследователь в лабораторных и практических работах.

 

Классификацию компьютерных средств обучения можно проводить по разным основаниям: целям обучения; формам организации занятия; типам выполняемых работ; технической базе; режимов работы компьютера (сетевого или локального) и другим.

 

Закрепившееся в научно-методической литературе понятие “педагогические программные средства”, предполагает следующую классификацию программ используемых в учебном процессе:

 

1) программа-тренажер (например, клавиатурный тренажер, программа,позволяющая освоить работу в средстве операционной системы (OSFOD),программа для изучения закона Архимеда (ARHIM), и многие другие);

 

2) контролирующая программа (программ такого плана разработано в данное время очень много и их создание вполне по силам ученикам старших классов уже изучивших BASIC). В этих программах желательнотак же исключить получения листинга учащимися для “корректировки” правильных результатов;

 

3) демонстративная программа (например, трудно или почти невозможно рассмотреть некоторые явления из-за того, что их нельзя наблюдать визуально или же для их наблюдения необходимо точное дорогостоящие оборудование);

 

4) информационная программа (к программам такого плана можно отнести любые программы, которые отображают или содержат полезную информацию. Это программы-справочники, “ожившие опорные конспекты”, таблицы и т. п.);

 

5) вычислительная программа (программы, применяемые для обсчета результатов лабораторных работ, обработки результатов эксперимента проведения тех или иных вычислений) позволяет более рационально использовать урочное время. Отпадает необходимость в проведении рутинных вычислений, появляется возможность быстрого получения конечного результата, поиска ошибок. В данных программах могут иметься блоки, строящие графики, по которым можно быстро и наглядно оценить результаты той или иной лабораторной работы;

 

6) обучающие программы – направляющие обучение исходя из имеющихся у учащегося знаний и его индивидуальных предпочтений;

 

7) тестовые программы – предназначены для диагностирования, оценивания или проверки знаний, способностей и умений;

 

8) тренировочные программы – рассчитаны на повторение и закрепление пройденного, не содержащие нового учебного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: