Перечень вопросов к вступительному испытанию
Для поступающих в магистратуру по специальности
Психологическое консультирование и психокоррекция
- Консультирование родителей по проблемам дошкольного возраста.
- Методология и методы психологии.
- Консультирование родителей и учителей по проблемам младшего школьного возраста.
- Развитие психики в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
- Понятие сознания. Сознание и бессознательное в психике человека.
- Самосознание как отражение субъективной реальности. Структуре самосознания.
- Понятие деятельности. Общая теория деятельности А.Н. Леонтьева.
- Консультирование подростков и лиц юношеского возраста.
- Консультирование клиентов старше 40 лет и пожилых людей.
- Структура личности в отечественной психологии.
- Теория личности З. Фрейда.
- Теории личности К. Юнга и А. Адлера.
- Личность в бихевиоризме (Б.Ф. Скиннер, Д.Б. Уотсон, Р. Торндайк).
- Необихевиоризм (А. Бандура).
- Основные направления групповой психотерапии.
- Проблема темперамента в психологии.
- Проблема характера в психологии.
- Способности и задатки. Виды способностей, одаренность, креативность.
- Механизмы психологической травматизации личности (экзистенциальная психология, психоанализ).
- Эмоции и чувства. Их характеристики.
- Сенсорно-перцептивные процессы. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия.
- Виды и свойства ощущений. Основной закон психофизики.
- Виды и свойства восприятия. Законы организации восприятия.
- Представление, его виды и функции.
- Память, ее виды, процессы и свойства.
- Мышление, его процессы, типы, операции.
- Интеллект и его модели.
- Взаимосвязь мышления и речи. Роль понятий в мышлении.
- Речь и язык. Основные психологические теории речи.
- Воображение, его виды и функции. Приемы воображения.
- Внимание, его виды и свойтсва. Механизмы управления вниманием.
- Теории психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович.
- Теории психического развития З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже.
- Общие закономерности, факторы и движущие силы психического развития ребенка. Возрастные кризисы и их симптоматика.
- Понятие ведущей деятельности и ее влияние на психическое развитие личности.
- Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Характеристика психического и личностного развития младшего школьника.
- Развитие личности в подростковом возрасте и в ранней юности.
- Психическое развитие в период молодости (20-40 лет).
- Психологическая характеристика развития личности в зрелом возрасте (40-60 лет).
- Психические и личностные особенности человека в поздней зрелости (геронтогенезе).
- Психотерапевтическая теория невротической тревоги. Взаимосвязь страха и тревоги.
- Направления диагностического исследования в семейном консультировании.
- Группы поддержки детям и взрослым в горе.
- Современные тенденции и направления прикладных социально-психологических исследований.
- Методологические основы использования социометрического метода в социальной психологии.
- Виды вопросов в семейной психотерапии. Понятие о циркулярном интервью.
- Техники классической системной семейной психотерапии: рефрейминг, позитивная коннотация, предписания.
- Психоаналитический подход в социальной психологии: возможности и ограничения. Психоаналитическая интерпретация социально-психологических феноменов.
- Необихевиоризм в современной социальной психологии. Этапы эволюции бихевиоризма.
- Гуманистическое направление в социальной психологии.
- Когнитивистская ориентация в современной социальной психологии.
- Интеракционизм в социальной психологии. Символический интеракционизм.
- Личность в системе межличностных отношений. Понятие социально-психологического статуса личности в группе. Соотношение понятий «статус» и «роль». Понятие групповой «композиции».
- Межличностное взаимодействие как предмет социально-психологических исследований. Теория «диадического взаимодействия».
- Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Историко-культурные и общественно-политические детерминанты межличностных отношений.
- Межличностное восприятие и понимание. Механизмы и эффекты социальной перцепции.
- Вербальная и невербальная коммуникация. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Виды коммуникаций.
- Малая группа как универсальная система межличностного взаимодействия. Количественные и качественные характеристики малой группы. Понятие о групповой динамике.
- Личность и группа. Способы и механизмы группового воздействия. Феномен подчинения авторитету.
- Характеристика массовых психических явлений и процессов.
- Условия и механизмы социального влияния группового меньшинства (С.Московичи и др.). Поведение личности в условиях группового давления (С.Аш, Р. Крачфилд и др.).
- Понятие социальной установки. Традиции и этапы изучения социальной установки (аттитюда). Структура социальной установки и ее функции.
- Понятие социально-психологического климата в группе. Социально-психологические закономерности адаптации личности в группе.
- Развод как ненормативный кризис семьи: феноменология кризиса и психологическая помощь.
- Понятие ролевой структуры личности. Виды социальных ролей. Межролевые и внутриролевые конфликты.
- Психологические аспекты социализации личности.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения личности (потребности, мотивы, интересы, ценности, социальные установки).
- Социально-психологическая сущность брака и семьи. Функции современной семьи
- Семья как система. Характеристика основных параметров семейной структуры.
- Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи.
- Теории выбора брачного партнера.
- Общая характеристика учебной деятельности и ее структура.
- Семейное консультирование в системе психологической помощи семье. Этапы процесса семейного консультирования.
- Психологическое консультирование на разных этапах жизненного цикла семьи.
- Генограмма как метод исследования и психотерапии семьи.
- Обучаемость и психологические вопросы успеваемости. Причины неуспеваемости школьников.
- Общая характеристика и функции педагогического общения.
- Психологическая сущность и условия успешности воспитания. Психология самовоспитания.
- Общая характеристика и особенности педагогической деятельности.