Тесты по теме: «Белки»
Класс
1. Функциями белков в клетке являются:
А) информационная Б) запасающая, энергетическая
В) транспортная, каталитическая Г) регуляторная, защитная
Д) структурная, двигательная Е) передача наследственной информации
Бвгд
2. Из названных белков транспортную функцию могут выполнять:
А- гемоглобин; Б – миоглобин; В – сывороточный альбумин;
Г – миозин; Д - химотрипсин.
Абв
3. Установите, в какой последовательности образуются структуры молекулы белка.
1) полипептидная цепь 2) клубок или глобула
3) полипептидная спираль 4) структура из нескольких субъединиц
4. Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой.
ПРИЗНАК СТРОЕНИЯ СТРУКТУРА БЕЛКА
А) последовательность аминокислотных остатков в молекуле 1) первичная
Б) молекула имеет форму клубка 2) третичная
В) число аминокислотных остатков в молекуле
Г) пространственная конфигурация полипептидной цепи
Д) образование гидрофобных связей между радикалами
Е) образование пептидных связей
5. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка?
1) гидрофобные между радикалами 2) между полипептидными нитями
3) пептидные между аминокислотами 4) водородные между -NH и -СО группами
Задания для сдающих ЕГЭ
1. Четвертичная структура молекулы белка формируется в результате взаимодействия
1) аминокислот и образования пептидных связей
2) нескольких полипептидных нитей
3) участков одной белковой молекулы за счет водородных связей
4) белковой глобулы с мембраной клетки
2.Схема строения какой молекулы изображена на рисунке?
1) вторичная структура белка 2) вторичная структура ДНК
|
3) третичная структура белка 4) четвертичная структура ДНК
3.Молекула белка приобретает спиральную конфигурацию за счёт образования связей
1) между радикалами 2) пептидных 3) дисульфидных 4) водородных
4. На каком рисунке изображена схема строения третичной структуры молекулы белка?
- 2) 3) 4)
5. Укажите на рисунке изображение вторичной структуры молекулы белка.
1) 2) 3) 4)
Цель: развитие и систематизация на межпредметном уровне знаний о природных высокомолекулярных веществах – белках, их строении, свойствах и значении в жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательные: используя межпредметные связи с биологией, вспомнить об уровнях организации белковых молекул, механизме образования первичной структуры белка, причинах образования вторичной, третичной, четвертичной структур; показать многообразие химических свойств белков; раскрывая причинно-следственные связи (функции – строение – конфигурация – свойства);
- Воспитательные: воспитание познавательной активности учащихся, ведущей к здоровому образу жизни, практическому умению безопасного обращения с веществами на основании проведения ученических демонстрационных экспериментов;
- Развивающие: развитие у обучающихся умения анализировать теоретический материал, находить взаимосвязи, формулировать выводы, развивать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по химии 10 класс по теме «Белки».
|
Реактивы для демонстрационного эксперимента: растворы куриного белка, NaCl (насыщ. раствор), CuSO4, NaOH, HNO3 (конц.), сок картофеля, вареный картофель, перекись водорода, вода, нагревательный прибор, зажим, спички.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Мы изучили соединения, имеющие большое значение в жизни живых организмов. Узнай их (Приложение 1, слайд 2). Теперь переходим к веществам, имеющим первостепенное значение.
Тема урока: «Белки»(слайд 3)
Девиз урока: «Жизнь = белок».
Учитель: Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Эти вопросы волнуют людей всегда. В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, создавались теории. Одни служили основой новых исследований, другие гибли ввиду несостоятельности…
Постепенно было накоплено достаточно материала, чтобы дать следующее определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка»
Белки – русское название данного класса, международное – протеины. Эти названия – синонимы. Названия этого класса веществ подтверждают их первостепенное значение.
Белковые тела привлекают ученых и интерес к их структуре и функциям непрерывно возрастает. Несмотря на достигнутые успехи, до сих пор остаются невыясненными некоторые механизмы участия этих важнейших соединений в процессах, протекающих в живой природе. Белки самые сложные органические вещества с самыми крупными молекулами. Они обладают рядом особенностей, которые не свойственны другим органическим соединениям. Прежде всего, вспомним функции соединений:
|
Затем интерактивный тест на биологические функции белков (ЦОР, карточка ресурса № 125523). Биологические функции белков
Задание на листочке – историческая справка (сформулировать в 1-2 предложениях роль ученых в изучении белков, соблюдая хронологический порядок).