ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений
В некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам укрепления института семьи
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»:
1) дополнить Главой 2-1 следующего содержания:
«Глава 2-1. Государственная семейная политика в Республике Казахстан
Статья 8-1. Государственная семейная политика
Государственная семейная политика Республики Казахстан является системой социально-экономических, организационных и правовых мер, направленных на:
- укрепление института семьи;
- защиту брака и семьи, материнства, отцовства и детства;
- повышение роли семьи в обществе, качества жизни семьи, государственную поддержку семьи;
- сохранение духовно-нравственных семейных ценностей;
- профилактику бытового насилия.
Статья 8-2. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере государственной семейной политики
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной семейной политики и организует их осуществление;
2) принимает меры, направленные на реализацию государственной семейной политики;
3) представляет Президенту Республики Казахстан ежегодный Национальный доклад о реализации государственной семейной политики в Республике Казахстан;
4) утверждает правила разработки Национального доклада о реализации государственной семейной политики в Республике Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан;
5) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 8-3. Компетенция уполномоченного органа в сфере государственной семейной политики
Уполномоченный орган в сфере государственной семейной политики:
1) формирует и реализует государственную семейную политику;
2) осуществляет руководство и межотраслевую координацию в сфере государственной семейной политики;
3) осуществляет координацию и методическое руководство деятельности местных исполнительных органов в сфере государственной семейной политики;
4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере государственной семейной политики;
5) осуществляет взаимодействие с государственными органами и организациями по вопросам реализации государственной семейной политики;
6) обеспечивает взаимодействие с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан и иными консультативно-совещательными органами по вопросам реализации государственной семейной политики;
7) организует и координирует работу по подготовке и внесению Национального доклада о реализации государственной семейной политики в Республике Казахстан в Правительство Республики Казахстан;
8) разрабатывает правила разработки Национального доклада о реализации государственной семейной политики в Республике Казахстан;
9) осуществляет координацию и методическое руководство деятельности центров поддержки семей;
10) разрабатывает и утверждает Типовое положение о центрах поддержки семьи;
11) организует проведение мониторинга и анализа тенденций в сфере семейной политики;
12) разрабатывает предложения по реализации предусмотренных законодательством Республики Казахстан социальных прав и социальных гарантий семьи;
13) разрабатывает целевые индикаторы, показатели и иные необходимые меры в целях эффективной реализации государственной семейной политики, в том числе в сфере профилактики бытового насилия, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о системе государственного планирования;
14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.
Статья 8-4. Компетенция местных исполнительных органов
Местные исполнительные органы:
1) участвуют в разработке и реализации основных направлений государственной семейной политики;
2) оказывают социальную помощь с целью реализации государственной семейной политики на местном уровне;
3) принимают меры по укреплению института семьи, сохранению духовно-нравственных семейных ценностей;
4) создают и (или) организуют деятельность центров поддержки семей;
5) организуют меры по оказанию социальной поддержки семей, обеспечению занятости населения;
6) обеспечивают проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации по реализации государственной семейной политики;
7) осуществляют иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Статья 8-5. Центры поддержки семьи
1. Центры поддержки семьи создаются и (или) организуются местными исполнительными органами района, города, в том числе на базе молодежных ресурсных центров, для:
1) реализации мер в сфере государственной семейной политики, в том числе мер по сохранению брака и семейных отношений, разрешению семейных конфликтов;
2) реализации мер по профилактике бытового насилия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) содействия в оказании социальной поддержки семей, обеспечения занятости населения;
4) предоставления временного проживания потерпевшим от бытового насилия, в том числе детям;
5) информационно-разъяснительной работы о направлениях и мерах государственной семейной политики;
6) взаимодействия с местными исполнительными органами и организациями по вопросам реализации государственной семейной политики;
7) взаимодействия с некоммерческими организациями, волонтерскими организациями, волонтерами, консультативно-совещательными органами в целях привлечения их к реализации мер в сферах государственной семейной политики, профилактики бытового насилия;
8) мониторинга и анализа тенденций в сфере государственной семейной политики;
9) решения иных задач государственной семейной политики, определенных законодательством Республики Казахстан.
2. Центры поддержки семьи осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением, утвержденным уполномоченным органом в сфере государственной семейной политики, посредством реализации проектов и программ в сфере государственной семейной политики, консультационного сопровождения семей, создания неформальных площадок для оказания помощи в проблемах семей, оказания юридической, психологической, социальной, адаптационной и иной помощи.
3. Планирование и осуществление деятельности центров поддержки семьи основывается исходя из показателей, целевых индикаторов соответствующих документов Системы государственного планирования.
4. Структура, штатная численность центров поддержки семьи, квалификационные требования к работникам определяются в соответствии с Типовым положением.
5. Услуги центров поддержки семьи, финансируемых за счет бюджетных средств, предоставляются бесплатно.»;
2. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года:
1) статью 97 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
«3-1. Работодатель обязан работнику на период нахождения в организациях, оказывающих услуги потерпевшим от бытового насилия, предоставить отпуск без сохранения заработной платы, но не более тридцати календарных дней.
Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется на основании письменного уведомления работника с указанием его продолжительности и предоставлением копии договора об оказании специальных социальных услуг.»;
2) пункт 1 статьи 157 дополнить подпунктом 10) следующего содержания:
«10) о гарантиях и льготах родителям (усыновителям, удочерителям), имеющим ребенка (детей) в возрасте до трех лет, а также работникам, осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;».
3. В Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия»:
1) статью 6 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
«3-1) утверждает правила взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия;»;
2) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:
«Статья 6-1. Компетенция уполномоченного органа в сфере профилактики бытового насилия
1. Уполномоченный орган в сфере профилактики бытового насилия:
1) осуществляет реализацию государственной политики в сфере профилактики бытового насилия;
2) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по вопросам профилактики бытового насилия;
3) совместно с заинтересованными государственными органами разрабатывает правила взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия;
4) совместно с заинтересованными государственными органами разрабатывает и утверждает правила проведения мер профилактики бытового насилия и оказания помощи;
5) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, а также участвует в разработке иных нормативных правовых актов по профилактике бытового насилия;
6) осуществляет статистический мониторинг в сфере семейно-бытовых отношений в соответствии с правилами взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия;
7) осуществляет сотрудничество с международными и неправительственными организациями по вопросам профилактики бытового насилия;
8) участвует в мероприятиях по разъяснению законодательства в сфере профилактики бытового насилия совместно с другими субъектами профилактики бытового насилия;
9) обеспечивает доступ к информации по вопросам профилактики бытового насилия, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о доступе к информации;
10) организует информационно-разъяснительные мероприятия по профилактике бытового насилия;
11) организует и координирует проведение социологических, научных исследований по вопросам семьи, факторов семейного неблагополучия и профилактики бытового насилия;
12) организует и проводит анализ состояния, причин и условий совершения бытового насилия, практики применения законодательства в сфере профилактики бытового насилия;
13) осуществляет координацию и методическое руководство деятельности местных исполнительных органов по профилактике бытового насилия;
14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Нормативные правовые акты в сфере профилактики бытового насилия подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом в сфере профилактики бытового насилия.»;
3) в статье 7:
пункт 1 дополнить подпунктами 4) – 6) следующего содержания:
«4) не реже одного раза в год заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов о принимаемых мерах по профилактике бытового насилия;
5) проводят оценку эффективности деятельности субъектов профилактики бытового насилия на местном уровне;
6) осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.»;
в пункте 2:
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) обеспечивают реализацию государственной политики по профилактике бытового насилия на местном уровне;»;
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
«3) создают организации по оказанию помощи и обеспечивают их функционирование, а также оказывают содействие физическим и юридическим лицам в создании таких организаций;»;
дополнить подпунктами 3-1), 6) – 10) следующего содержания:
«3-1) на уровне районов, городов организуют проведение мер по профилактике бытового насилия центрами поддержки семьи, создаваемыми и (или) организуемыми в соответствии с брачно-семейным законодательством Республики Казахстан;»;
«6) обеспечивают проведение анализа потребностей в специальных социальных услугах в сфере профилактики бытового насилия;
7) организуют проведение мер профилактики бытового насилия и оказания помощи в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
8) оказывают организационно-методическую помощь субъектам профилактики бытового насилия;
9) осуществляют сбор, мониторинг статистических данных в сфере семейно-бытовых отношений, проводят анализ причин и условий, способствующих совершению бытового насилия;
10) осуществляют координацию деятельности субъектов профилактики бытового насилия на местном уровне;
11) осуществляют взаимодействие с субъектами по профилактике бытового насилия;
12) осуществляют взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам профилактики бытового насилия и обеспечивают доступ к информации в сфере профилактики бытового насилия с соблюдением требований законодательства о доступе к информации;
13) осуществляют информационно-разъяснительную деятельность в сфере профилактики бытового насилия;
14) информируют правоохранительные и другие уполномоченные органы о выявленных фактах бытового насилия;
15) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики бытового насилия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.»;
дополнить пунктами 3 – 6 следующего содержания:
«3. Местные органы государственного управления в сфере образования:
1) обеспечивают реализацию воспитательных мероприятий, направленных на формирование морали, нравственности, укрепления института семьи, профилактику бытового насилия;
2) обеспечивают организацию психологической помощи обучающимся и воспитанникам, пострадавшим от бытового насилия;
3) осуществляют взаимодействие с субъектами по профилактике бытового насилия;
4) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики бытового насилия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
4. Организации образования:
1) незамедлительно сообщают правоохранительным органам о противоправных деяниях в отношении несовершеннолетних, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений в организациях образования, а также о деяниях, ставших известными им в связи с профессиональной деятельностью вне организаций образования;
2) оказывают психологическую помощь обучающимся и воспитанникам, пострадавшим от бытового насилия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.
5. Местные органы государственного управления здравоохранения:
1) организуют и осуществляют мониторинг за деятельностью субъектов здравоохранения при оказании медицинской и психологической помощи в сфере семейно-бытовых отношений;
2) осуществляют взаимодействие с субъектами по профилактике бытового насилия;
3) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики бытового насилия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
6. Местные органы государственного управления в области занятости и социальной защиты населения:
1) информируют потерпевших о видах специальных социальных услуг, способах их получения, наличии организаций, оказывающих специальные социальные услуги;
2) осуществляют взаимодействие с субъектами по профилактике бытового насилия;
3) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики бытового насилия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.»;
5) статью 10 дополнить подпунктами 1-1), 6-1), 7-1), 19) – 21) следующего содержания:
«1-1) реализуют государственную политику в сфере профилактики бытового насилия в рамках возложенных полномочий»;
«6-1) уведомляют местные исполнительные органы о фактах бытового насилия, заявлениях и сообщениях о фактах бытового насилия или угрозе их совершения, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, в порядке, определенном правилами взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия;»;
«7-1) осуществляют анализ правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;»;
«19) проводят с населением информационно-правовую, разъяснительную работу по профилактике бытового насилия;
20) осуществляет взаимодействие с субъектами профилактики бытового насилия;
21) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики бытового насилия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.»;
6) статью 12 дополнить подпунктами 4) – 7) следующего содержания:
«4) осуществляет реализацию государственной политики в сфере профилактики бытового насилия в рамках возложенных полномочий;
5) координирует деятельность организаций здравоохранения по оказанию медицинской помощи потерпевшим и лицам, совершившим бытовое насилие;
6) осуществляет взаимодействие с субъектами профилактики бытового насилия;
7) осуществляет иные полномочия в сфере профилактики бытового насилия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.»;
7) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:
«Статья 14-1. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения
Уполномоченный орган в области социальной защиты населения:
1) осуществляет реализацию государственной политики в сфере профилактики бытового насилия в рамках возложенных полномочий;
2) осуществляет государственный контроль в сфере предоставления специальных социальных услуг потерпевшим от бытового насилия;
3) проводит мониторинг и прогнозирование потребности специальных социальных услуг в сфере профилактики бытового насилия;
4) осуществляет взаимодействие с субъектами профилактики бытового насилия;
5) разрабатывает и утверждает стандарты оказания специальных социальных услуг потерпевшим;
6) осуществляет иные полномочия в сфере профилактики бытового насилия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.»;
8) статью 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Регулирование отношений, возникающих при применении мер профилактики бытового насилия
1. Регулирование отношений, возникающих при применении мер профилактики бытового насилия, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
2. Систему мер профилактики бытового насилия образуют меры общей и индивидуальной профилактики.
3. Мерами общей профилактики являются:
1) анализ состояния, причин и условий совершения бытового насилия, практики применения законодательства в сфере профилактики бытового насилия;
2) определение соответствующими уполномоченными органами целевых индикаторов, показателей и иных мер по профилактике бытового насилия в соответствии с законодательством Республики Казахстан о системе государственного планирования;
3) статистический мониторинг в сфере профилактики бытового насилия;
4) проведение информационно-разъяснительной работы, в том числе в средствах массовой информации, по реализации государственной семейной политики, включая вопросы профилактики бытового насилия, формирования в обществе нетерпимого отношения к насильственным моделям поведения;
5) анализ потребностей в специальных социальных услугах в сфере профилактики бытового насилия;
6) учет потерпевших от бытового насилия в соответствии с правилами проведения мер профилактики бытового насилия и оказания помощи;
7) реализация воспитательных мероприятий, направленных на формирование морали, нравственности, укрепления института семьи, профилактику бытового насилия;
8) анализ правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
9) консультации, направленные на защиту прав и интересов человека и гражданина, а также по другим вопросам социального, правового, медицинского, образовательного и иного характера;
10) оказание специальных социальных услуг потерпевшим в сфере профилактики бытового насилия, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»;
4. Меры общей профилактики бытового насилия принимаются субъектами профилактики бытового насилия в целях предупреждения бытового насилия на постоянной основе в рамках компетенций, предусмотренных настоящим Законом.»;
9) в статье 17:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Меры индивидуальной профилактики бытового насилия применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, в том числе совершившего бытовое насилие, в целях предупреждения совершения правонарушений с его стороны и обеспечения безопасности потерпевшего.»;
пункт 2 дополнить подпунктами 10), 11) следующего содержания:
«10) меры, осуществляемые на основании судебного акта;
11) иные меры, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Меры индивидуальной профилактики бытового насилия применяются к участникам семейно-бытовых отношений и определяются с учетом их индивидуальных особенностей, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.»;
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
«3-1. При выявлении угрозы или фактов бытового насилия уполномоченные государственные органы и организации по оказанию помощи применяют меры индивидуальной профилактики в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.».
10) пункт 1 статьи 18 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
«4) сообщения в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсах;»;
11) в статье 20:
в абзаце первом пункта 1 слова «с учетом мнения потерпевшего» исключить;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Защитным предписанием в полном объеме или раздельно запрещается:
1) совершать бытовое насилие;
2) вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с потерпевшим в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи;
3) приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия;
4) употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества;»;
дополнить пунктом 9 следующего содержания:
«9. При установлении судом особых требований к поведению правонарушителя действие защитного предписания прекращается с момента вступления в законную силу постановления суда».
12) в статье 22:
в пункте 3:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«3. Лицу, в отношении которого установлены особые требования к поведению, в полном объеме или раздельно запрещается:»;
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) совершать бытовое насилие;»;
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7. Копия вступившего в законную силу судебного акта в течение трех рабочих дней направляется судом в местные исполнительные органы для принятия мер в соответствии с компетенциями, установленными настоящим законом.»;
13) дополнить статьей 25-1 следующего содержания:
«Статья 25-1. Статистический мониторинг в сфере семейно-бытовых отношений
1. Статистический мониторинг в сфере семейно-бытовых отношений представляет собой сбор, обработку и анализ информации, статистических данных в сфере семейно-бытовых отношений.
2. Статистический мониторинг осуществляется в порядке, определяемом правилами взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан, на основе данных, представляемых органами прокуратуры, уполномоченными центральными государственными органами, реализующими государственную политику в области профилактики бытового насилия, местными исполнительными органами, осуществляющими меры профилактики бытового насилия.
3. Уполномоченные центральные государственные органы, реализующие государственную политику в области профилактики бытового насилия, разрабатывают и организуют статистический мониторинг в рамках своей компетенции по профилактике бытового насилия, а также обеспечивают своевременное направление ведомственной статистической информации уполномоченному органу в сфере государственной семейной политики.
4. Местные исполнительные органы, осуществляющие меры по профилактике бытового насилия, организации, осуществляющие профилактику бытового насилия, представляют ведомственную статистическую информацию в соответствующие центральные государственные органы, реализующие государственную политику в области профилактики бытового насилия.».
4. В Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года «О государственной молодежной политике»:
1) пункт 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«1. Молодежные ресурсные центры создаются с целью оказания услуг для поддержки и развития молодежи и молодежных организаций, а также для реализации мер в сферах государственной семейной политики и профилактики бытового насилия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.»;
5. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»:
1) пункт 2 статьи 19 дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
«6-1) лицам, признанным потерпевшими в соответствии с законодательством о профилактике бытового насилия, а также членам их семей;».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |