Нутрициология как предметный раздел и метапредметный факультатив




 

Ирина Сергеевна Полянская,

доцент кафедры Технологии молока и молочных продуктов,
федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Вологодская

государственная молочнохозяйственная академия

имени Н.В. Верещагина», г. Вологда, РФ

 

 

  «Мы должны улучшать все вещи, больше искать, больше учиться, чем мы получаем от школьного образования, и пусть так будет до конца мира». Парацельс

 

Краткая аннотация работы: Нутрициология, как наука о здоровом питании для практически здоровых людей с современным лозунгом «Ты сильнее, когда знаешь, что ешь», предполагает эффективным многоуровневое образование в этом направлении, через начальную, среднюю и профессиональную школы, высшую школу немедицинского профиля, курсы повышения квалификации для взрослых. Возможности организации такого многоуровнего подхода к изучению нутрициологии и идея нутрициологического образования по классической раскручивающейся спирали усложнения рассматриваются в представленной работе.

 

Изменения в образе жизни современного человека, проявляющиеся в снижении энерготрат и одновременно уменьшенном потреблении крупяных изделий, бобовых, молочных продуктов при избытке рафинированных продуктов, жиров, простых углеводов, приводят к широкому распространению недостаточности белков, витаминов и биоэлементов и др. биологически активных веществ во взрослой и детской популяции. В настоящее время, по данным Росстата, в нашей стране 73,2% мужчин и 84,9% женщин имеют одно или несколько заболеваний, связанных с питанием [1]. Поэтому актуальность изучения нутрициологии разными возрастными группами населения не может вызывает сомнений.

Так в недавних исследованиях (2016 г.) [2] показано, что ежедневно потребляют продукты, богатые йодом, только 1-4% населения, а регулярно йодированной солью пользуются только 53% респондентов. Например, среди жителей Московской области глубокий дефицит йода зарегистрирован в 12% случаев (2014 г.), в отдельных регионах России распространённость эндемического зоба составляет до 80%. Наиболее неблагоприятные последствия возникают на ранних этапах развития, начиная от внутриутробного периода. Во взрослом состоянии человека недостаточность йода продолжает сказываться на разных системах и органах, включая появление таких эмоциональных расстройств, как раздражительность, подавленное настроение, сонливость, вялость, забывчивость, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта [2].

Атеросклероз – это хроническое прогрессирующее сердечно-сосудистое заболевание (ССЗ), ведущее к образованию атеросклеротических бляшек в стенках артерий, сужая ее просвет. Заболеванию подвержена большая часть населения, уже начиная с 10-15 лет можно обнаружить следы атеросклеротических отложений внутри сосуда [3].

Опухолевые злокачественные заболевания в структуре смертности прочно заняли второе место после болезней сердца и сосудов. Не случайно борьба против рака в большинстве стран мира стала неотъемлемой частью программ здравоохранения. У 40% мужчин и у 60% женщин, страдающих раком, установлена корреляция заболевания с теми или иными погрешностями в питании [4].

Сахарный диабет (СД) также входит в число самых распространенных в мире хронических заболеваний. С 1980 года количество людей, страдающих СД, увеличилось почти в четыре раза. Причины роста числа больных диабетом носят комплексный характер, однако этот рост отчасти связан с увеличением числа людей, страдающих лишним весом, которое напрямую связано с проблемой низкого уровня физической активности и отсутствием правильного здорового питания [5]. В Российской Федерации распространённость СД за десять лет охватила (2005-2015 гг.) дополнительно 2,2 мил. человек, включая детей и подростков, а к 2018 г превысила уже 10 млн. человек.

Существуют определённые сложности, ведущие к скепсису в вопросах нутрициологии: так, бедность большей части населения, когда весьма полезный совет: например, два раза в неделю кушать не менее 100 г. жирной рыбы, - воспринимается как сарказм, а не как руководство к действию.

Нутрициология (греч. «нутрицио» – питание) – законы влияния пищи и правил ее приготовления и приема на здоровье человека и т.п. [6], или о базовых принципах здорового питания, которые способны «перекрыть кран» нездорового питания при любых стереотипах, зависимостях и материальных возможностях.

История нутрициологии насчитывает много веков. Термин нутрициология хорошо известен в странах Запада и США. В российской научной среде в качестве синонимов, или близких по значению слов нутрициологии использовались термины —гигиена питания, диетология, трофология и др. Существует, но весьма условное разделение: нутрициология – наука о питании для здоровых, диетология (клиническая, врачебная) – для людей с проблемами здоровья, т.к. абсолютно здоровых людей мало.

В России основателем нутрициологии считается академик А.А. Покровский. А впервые попытки «привить» термин «нутрициология» широкой массе, связывают профессором И.М. Скурихиным.

Важность развития нутрициологии как науки о питании для практически здоровых людей сегодня признана на государственном уровне [7]. Поскольку в большинстве стран мира науку о питании называют не диетологией, а клинической нутрициологией, то нутрициологию, как науку о здоровом питании для всех (чтобы не путать ее с клинической), важно обозначить разграничивающим эпитетом. Среди таких определений ее различных уровней: элементарная (или простейшая - для детского сада и школьников младшего звена), общая (для средней школы), практическая (для школьников старших классов), функциональная для немедицинских вузов и д [8].

По мнению В.А. Тутельяна, под термином «практически здоровый человек» следует понимать как состояние организма, когда все параметры находятся в пределах нормы, так и наличие резервных возможностей, обеспечивающих адаптивные реакции. Здоровый человек не ходит к врачу-диетологу за советом как ему питаться. Необходимо предоставить возможность каждому жела-ющему знать основы науки о здоровом питании – нутрициологии, быть нутрициологом для себя, своей семьи. Поэтому сегодня диетология (клинический уровень) и нутрициология (на технологическом уровне) – науки, которые должны быть разведены.

По толкованию определений и их логической взаимосвязи и основ психологии обучения (повторение не менее 3-х раз) нами была предложена следующая последовательность изучения науки о здоровом питании [8]:

1) Элементарная (элементарный – простейший, такой, который должен быть известен каждому) нутрициология, включая пирамиду сбалансированного питания должна появиться в начальной школе, в курсе, близком к «Мир вокруг нас» в главе о здоровье.

Если школьник несколько раз нарисует, более или менее упрощенную, подобную пирамиду и попробует составить в соответствии с ней свой дневной рацион, то будет большая вероятность того, что он не станет питаться одноообразно, к примеру, весь день одними чипсами. Конечно, при этом важно иметь представление о пирамиде и родителям.

2) Общая (общий, т.е. для всех) нутрициология – общие представления об основных нутриентах (правая часть рис. 1.3.) и их основных необходимых соотношениях – в средней школе, возможно как глава в предмете «Химия» или «Биология». Главным в общей нутрициологии считают соотношение жиры: белки: угле-воды близкое к 1:1:4.

3) Практическая (практический – относящийся к области жизненного опыта, реальных потребностей) нутрициология – как профориентационный факультатив в средней школе, предмет бакалавриата сельскохозяйственных и технологических направлений.

Наука об оптимальном уровне потребления нутриентов, которых известно около 600, и с каждым годом открывают новые, с практическими основами оценки адекватности питания.

4) Функциональная – наука о пищевых веществах и компонентах, содержащихся в продуктах питания, их метаболизме и функциональном действии на организм – как уровень бакалаврита.

Выше указывалось, что предмет функциональной нутрициологии близок к изучаемой технологами пищевых производств раз-личных специальностей «Химии пищи». Функциональная нутрициология (и/или «Химия пищи») углубляет знания о трех «китах» – группах нутриентов, из которых состоят продукты питания:

1. Пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества (биоэлементы) и др.

2. Пищевые добавки и ароматизаторы (натуральные, идентичные натуральным и синтетические). Их включение в состав пищевых продуктов направлено на улучшение или сохранение органолептических свойств продуктов, придания им требующейся консистенции, цвета, вкуса и др.

Известно более 500 различных пищевых добавок, безопасность которых для человека подтверждена исследованиями, показавшими отсутствие мутагенных, канцерогенных и иных неблагоприятных факторов.

Часть из них обладает функциональным влиянием на организм. Например, добавки пребиотиков способствуют росту полезных для кишечника микроорганизмов-пробиотиков.

3. Биологически активные минорные нутриенты пищи включают флавоноиды, изофлавоны, фитостерины, фироэстрогены, нуклеотиды и др.

К их числу относятся, например:

- тирамин, содержащийся в сырах, рыбе, и др. продуктах, который оказывает возбуждающее и депрессорное действие на организм,

- алкалоиды кофеин и теобромин (в чае, кофе, шоколаде, кока-коле и др.);

- биофлавоноиды, обладающие высокой антиоксидантной активностью;

- гистамин (в клубнике, апельсинах, креветках и др.) – медиатор аллергических реакций;

- тиаминаза (в сырой рыбе), разрушающая витамин В1.

5) Технологическая нутрициология (представляющая собой совокупность производственных методов и процессов, щадяще воздействующих на нативные функциональные свойства продуктов, а также научное описание способов производства оптимизированных функциональных продуктов) – как предмет специалитета (магистратуры) в различных пищевых и сельскохозяйственных вузах, а возможно, как профилирующий предмет новой специальности которая в будущем появится – «инженер-нутрициолог».

Взаимосвязь и взаимообогащение диетологии и нутрициоло-гии проявляются на двух полях деятельности:

- при оценке адекватности питания;

- в области оптимизации незаменимых нутриентов в функци-ональных и диетических продуктах питания.

Функциональными пищевыми продуктами называют такие, которые способны укреплять здоровье, влиять на функции организма, оказывать профилактическое действие. По возможности, его следует отличать от другого термина – продукты диетического питания – предназначенные для лечебного и профилактического питания (Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Диетические продукты нецелесообразно использовать в питании здорового человека. Применяются преимущественно с целью лечения заболеваний. Однако всегда можно будет найти продукт, который с успехом можно отнести и к функциональным, и к диетическим.

Заключение

Быть здоровым, влиять на собственное здоровье и близких людей с помощью повседневного питания в один-два приема человека не научишь, нутрициология в образовании должна приобрести поэтапное многоуровневое содержание.

 

Литература

1. Тиханова О.С., Полянская И.С. Технологическая нутрициология: обогащение продуктов биоэлементами железом и кобальтом В сборнике: Современная наука: проблемы, идеи, тенденции. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 111-119.

2. Акенченкова Е.И. Полянская И.С. Пищевые факторы развития атеросклероза Результаты современных научных исследований материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 20-24.

3. Акенченкова Е.И. Полянская И.С. Нутриционные факторы развития риска и профилактики онкологических заболеваний Результаты современных научных исследований материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 16-19.

4. Полянская И.С. Стратегии ликвидации тотального йододефицита населения. Современные проблемы науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2019. С. 58-68.

5. Полянская И.С., Козицина А.Р. Технологическая нутрициология: продукты с сахарозаменителями, своевременность или неактуальность Актуальная биотехнология. 2019. № 3 (30). С. 75-78.

6. Шигина Е.С., Полянская И.С. Базовая нутрициология и функциональные пищевые продукты Теория и практика научных исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 30-36.

7. Правительство РФ. Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 г. от 29.06.16 г. № 1378-р.

8. Полянская И.С. Нутрициологическая химия s-элементов. -Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2011. – 139 с.

 

30.07.2020 г. Полянская И.С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: