Вопросы для промежуточной аттестации за 2 семестр (экзамен)
«Общие основы педагогики. Дидактика»
Общие основы педагогики. Дидактика. Социальная педагогика. Теория и методика воспитания»
1. Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь. Цели, задачи, функции, основные понятия (категории) педагогики. Педагогика как система наук о воспитании и образовании.
2. Логика научного педагогического исследования. Категориальный аппарат и методы научного исследования.
3. Связь педагогики с другими науками, формы связи с ними и использование их идей в педагогике.
4. Развитие, воспитание, социализация личности: определение понятий. Движущие силы развития личности, источники и мотивы развития. Деятельность как фактор развития, обучения и социализации личности.
5. Понятие «педагогическая система», ее сущность. Виды педагогических систем. Структура педагогической системы, этапы развития.
6. Понятие «педагогический процесс», его сущность. Характеристика педагогического процесса. Полиструктурность педагогического процесса. Субъект-субъектное взаимодействие. Движущие силы.
7. Понятия «закон», «закономерность», «принцип». Общие закономерности и принципы педагогического процесса, их взаимосвязь.
8. Дидактика как наука об обучении и образовании: предмет, цель. Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение.
9. Сущность, структура и движущие силы образовательного процесса.
10. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Современная система образования Российской Федерации. Уровни общего образования. Типы образовательных организаций. Уровни профессионального образования. Уровни многоуровневой системы высшего образования.
|
11. Системы дополнительного и непрерывного образования. Ее значение для развития личности. Направления и учреждения дополнительного образования.
12. Процесс обучения, его сущность, функции. Характеристика категорий: знания, умения, навыки. Компоненты процесса обучения. Основные этапы процесса обучения.
13. Мотивы учебной деятельности. Познавательный интерес и его виды. Значение развития познавательного интереса для качества обучения.
14. Идеи личностно-ориентированного обучения и их реализация в современной школе.
15. Принципы обучения как категория дидактики. Характеристика принципов обучения. Развитие принципов в истории педагогики.
16. Содержание образования. Источники, принципы и критерии отбора содержания образования.
17. Документы, определяющие содержание общего образования (общая характеристика).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт: понятие, функции, структура. Особенности современного стандарта общего образования
19. Системно-деятельностный подход как основа Федеральных государственных образовательных стандартов. Компетенция и компетентность. Личностные, метапредметные и предметные компетенции как результат освоения содержания образования.
20. Универсальные учебные действия (УУД), их виды, особенности формирования. Развитие познавательной активности и творческого мышления школьников.
21. Образовательная и учебная программы: понятия, виды, характеристика структурных элементов.
22. Рабочий учебный план. Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС общего образования.
|
23. Методы обучения: понятие, классификации. Классификация методов по источнику знаний и характеру познавательной деятельности. Выбор методов обучения
24. Дидактические средства, их многообразие и особенности использования. Взаимосвязь методов, средств и форм обучения. Интернет-ресурсы образования.
25. Учебник как средство обучения. Структура учебника. Требования к учебникам и учебным пособиям. Электронные учебники и их особенности.
26. Формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, фронтальные), их достоинства и недостатки.
27. Организация самостоятельной работы обучающихся как условие формирования их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Источники учебной информации:печатные и электронные образовательные ресурсы.
28. Урок как целостная система. Требования к уроку. Типы и структура урока. Особенности организации урока в соответствии с требованиями ФГОС.
29. Внеурочная деятельность школьников, ее функции и формы организации.
30. Домашняя работа, ее функции, виды. Основные требования к домашним заданиям.
31. Внеурочные формы: предметные олимпиады, конференции, конкурсы, выставки и пр. Предметные недели и особенности их организации.
32. Понятие «учебный проект». Роль проектной деятельности в обучении, воспитании и развитии личности школьника. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
33. Диагностика и контроль учебной деятельности учащихся. Функции контроля и требования к нему. Виды, методы и формы контроля. Оценка компетентностей учащихся. Учет внеучебных достижений обучающихся («портфолио» и др.).
|
34. Диагностика качества образования. Понятие мониторинга качества образования. Тестирование как способ оценки уровня обученности. Достоинства и недостатки тестирования как метода контроля. Требования к тестам. Оценка компетентностей учащихся.
36. Детство как педагогическая категория. Признаки детства. Факторы благополучия ребенка.
37. Социально-педагогическая характеристика подростков. Особенности организации воспитательной работы с подростками.
38. Социально-педагогическая характеристика старшеклассников (возраст ранней юности). Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
39. Социализация личности: сущность, механизмы (социально-педагогические и социально-психологические) и агенты социализации. Социальное воспитание и его основные задачи. Национальные особенности воспитания.
40. Факторы социализации личности. Виктимогенные факторы социума и минимизация их влияния.
41. Воспитание как социальное и педагогическое явление. Многозначность понятия «воспитание» в педагогике. Факторы воспитания. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
42. Сущность понятия «воспитательный процесс», его особенности, структура и логика. Противоречия как движущие силы воспитания. Сущность понятия «зона ближайшего развития» и его роль в воспитании личности.
43. Цели и задачи воспитания. Отражение в ФГОС общего образования требований к воспитанию личности школьника. Понятие «личностные результаты освоения основной образовательной программы».
44. Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь. Принцип природосообразности в воспитании.
45. Сущность понятия «содержание воспитания». Современные концептуальные подходы к отбору и структурированию содержания воспитания. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Программа воспитания школьников.
46. Интеллектуальное воспитание школьников: цель, задачи, основные ценности и их отражение в содержании воспитания. Разнообразие форм интеллектуального воспитания. Отражение этого направления воспитания в требованиях ФГОС основного общего образования. Развитие познавательной активности, творческого мышления школьников. Формирование мировоззрения воспитанников как актуальная проблема.
47. Гражданское и патриотическое воспитание: сущность понятий, задачи, содержание. Современные формы гражданско-патриотического воспитания. ФГОСы общего образования о формировании гражданско-патриотических качеств личности выпускника и гражданской идентификации.
48. Понятия: нравственность, нравственная норма, нравственный идеал. Нравственное воспитание школьников: сущность понятия, цель, задачи, основные ценности и их отражение в содержании методах и формах воспитания. Взаимосвязь с другими направлениями воспитания. ФГОСы общего образования о формировании нравственных качеств личности выпускника.
49. Ценность труда и творчества для человека и общества. Воспитание трудолюбия как актуальная проблема. Трудовое воспитание личности. Подготовка к осознанному выбору профессии.
50. Физическое воспитание и его роль в жизни человека. Основные ценности, цели, задачи, содержание, формы физического воспитания. ФГОСы общего образования об ориентации воспитанников на здоровый образ жизни.
51. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание: сущность понятия, цель, задачи, основные ценности и их отражение в содержании и формах воспитания. Взаимосвязь с другими направлениями воспитания. ФГОСы общего образования об экологически целесообразном и безопасном образе жизни.
52. Эстетическое воспитание, его взаимосвязь с другими направлениями воспитания. Цель, задачи, основные ценности и их отражение в содержании методах и формах воспитания.
53. Воспитание мужественности и женственности как актуальная проблема воспитания. Полоролевое воспитание: сущность понятия, цель, задачи, основные ценности и их отражение в содержании и формах воспитания. Взаимосвязь с другими направлениями воспитания.
54. Понятия: «метод воспитания», «прием воспитания». Классификация методов воспитания (по Г.И. Щукиной), их взаимосвязь и взаимообусловленность. Выбор методов воспитания.
55. Понятие «средство воспитания». Функции и классификация средств воспитания. Формы воспитательной работы. Классификация форм, их многообразие. Проблема выбора форм.
56. Теория коллектива, ее развитие в отечественной педагогике. Признаки коллектива, его воспитательные функции. Движущие силы и этапы развития коллектива. Понятия: «система перспективных линий», «поле коллектива».
57. Коллектив и личность. Взаимоотношения личности и коллектива. Современное переосмысление роли коллектива в воспитании личности. Педагогическое руководство коллективом. Принцип параллельного действия и его реализация.
58. Методика воспитания как особая область педагогических знаний. Признаки и принципы методики. Уровни методики воспитания.
59. Планирование воспитательной работы. Функции планирования. Требования к планам. Виды планов воспитательной работы и их содержание. Формы организации коллективного планирования.
60. Организация взаимодействия участников воспитательного процесса. Методы коллективной подготовки дел.
61. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса. Диагностические методики изучения воспитанности школьников, развития коллектива, межличностных отношений.
62. Коллективный анализ как средство воспитания личности и развития коллектива. Методика проведения коллективного анализа.
63. Самовоспитание школьников. Сущность, факторы, методы стимулирования самовоспитания.
64. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Личность классного руководителя.
65. Классный час как основная форма воспитательной работы. Типы классных часов. Особенности подготовки и проведения тематического классного часа.
66. Теория коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. Основы методики коллективной творческой деятельности.
67. Коллективное творческое дело и его воспитательный потенциал. Классификация КТД. Методика конструирования и организации КТД.
68. Семья и ее роль в социализации личности. Функции и особенности современной семьи. Документы, регулирующие правовые семьи и государства, отношения в семье. Специфика семейного воспитания.
69. Взаимодействие семьи и школы. Функции классного руководителя во взаимодействии с семьей школьника. Формы взаимодействия педагогов и родителей учащихся.
70. Сопротивление воспитанию: сущность, виды проявления и способы преодоления.
71. История развития отечественного детского движения в XX веке: основные этапы. Характеристика основных детско-юношеских организаций этого периода.
72. Детские объединения как институт воспитания. Функции и принципы детских общественных объединений. Типы детских объединений.
73. Сущность понятий: детское движение, детское общественное объединение, детская общественная организация. Роль современных детских общественных объединений в воспитании личности. СПО-ФДО как международный союз детских общественных организаций. Основные документы, определяющие деятельность ДОО.