Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по истории КИМ 10 класс.




1 вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в ответ.

1) Нев­ская битва; 2) ре­фор­ма Пат­ри­ар­ха Ни­ко­на; 3) свер­же­ние ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства

4) учре­жде­ние Се­на­та; 5) Крым­ская война

2. Вы­бе­ри­те из спис­ка три ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, свя­зан­ные с кня­же­ни­ем Ивана III. За­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в ответ.

1) хан Ахмат; 2) хан Тох­та­мыш; 3) Сер­гий Ра­до­неж­ский; 4) Иосиф Во­лоц­кий

5) Софья Па­лео­лог; 6) Елена Глин­ская

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ ПО­НЯ­ТИЯ
А) плата, взи­мав­ша­я­ся с кре­стья­ни­на при пе­ре­хо­де от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му Б) земли, да­ва­е­мые Ива­ном Гроз­ным в лич­ное поль­зо­ва­ние слу­жи­лым людям на усло­ви­ях служ­бы го­су­да­рю В) годы, в ко­то­рые за­пре­щал­ся пе­ре­ход кре­стьян от од­но­го фе­о­да­ла к дру­го­му в Юрьев день Г) часть земли, вы­де­лен­ная Ива­ном Гроз­ным в управ­ле­ние бо­ярам 1) за­по­вед­ные лета 2) зем­щи­на 3) оприч­ни­на 4) по­жи­лое 5) по­ме­стье

4. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния кре­стьян. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Юрьев день, 2) уроч­ные лета, 3) по­жи­лое, 4) за­по­вед­ные лета, 5) устав­ная гра­мо­та, 6) Со­бор­ное уло­же­ние.

5. Ниже при­ведён ряд имён вид­ных го­су­дар­ствен­ных и во­ен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те имя го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

Мен­ши­ков, Потёмкин, Миних, Ру­мян­цев, Кан­крин.

6. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное сло­во­со­че­та­ние.

Одним из самых важ­ных со­бы­тий пер­вых лет цар­ство­ва­ния Ека­те­ри­ны II был созыв________________, де­пу­та­та­ми ко­то­рой были пред­ста­ви­те­ли всех слоёв на­се­ле­ния, кроме кре­пост­ных кре­стьян и ду­хо­вен­ства.

7. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

Пра­ви­тель Годы прав­ле­ния Со­вре­мен­ник пра­ви­те­ля
им­пе­ра­тор Петр I 1682—1725 гг. __________(А)
__________(Б) __________(В) Никон
им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на __________(Г) М. Ло­мо­но­сов
__________(Д) 1801—1825 гг. __________(Е)

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич 2) им­пе­ра­тор Алек­сандр I 3) А. Д. Мен­ши­ков 4) М. М. Спе­ран­ский 5) 1645—1676 гг.   6) 1741—1761 гг. 7) 1762—1796 гг. 8) А. И. Же­ля­бов 9) 1613—1645 гг.  

8. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка.

«[Алек­сандр I] со­зна­вал, что ему не­воз­мож­но вы­ска­зать свои чув­ства от­кро­вен­но и про­яв­лять их перед об­ще­ством, столь мало под­го­тов­лен­ным для вос­при­я­тия этих идей. <... >

Чтобы до из­вест­ной сте­пе­ни смяг­чить это пе­чаль­ное про­ти­во­ре­чие с самим собою, Алек­сандр об­ра­зо­вал род <...> ко­ми­те­та, со­став­лен­но­го из лиц, ко­то­рых он счи­тал сво­и­ми лич­ны­ми дру­зья­ми, раз­де­ляв­ши­ми его взгля­ды и убеж­де­ния... Каж­дый нёс туда свои мысли, свои ра­бо­ты, свои со­об­ще­ния о те­ку­щем ходе пра­ви­тель­ствен­ных дел и о за­ме­чен­ных зло­упо­треб­ле­ни­ях вла­сти. Им­пе­ра­тор впол­не от­кро­вен­но рас­кры­вал перед нами свои мысли и свои ис­тин­ные чув­ства. <...> Не было ни од­но­го внут­рен­не­го улуч­ше­ния, ни одной по­лез­ной ре­фор­мы, на­ме­чен­ной или про­ведённой в Рос­сии в цар­ство­ва­ние Алек­сандра, ко­то­рые не за­ро­ди­лись на этих имен­но тай­ных со­ве­ща­ни­ях».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ко­ми­тет, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте, по­лу­чил в ис­то­рии на­зва­ние «Не­глас­ный».

2) Одним из чле­нов ко­ми­те­та был А. А. Арак­че­ев.

3) Ко­ми­тет про­су­ще­ство­вал до 1825 г.

4) Боль­шое вли­я­ние на чле­нов ко­ми­те­та ока­зы­ва­ли идеи Эпохи Про­све­ще­ния.

5) Автор вос­по­ми­на­ний по­зи­тив­но от­но­сит­ся к де­я­тель­но­сти ко­ми­те­та.

6) Участ­ни­ки ко­ми­те­та были сто­рон­ни­ка­ми со­ци­а­ли­сти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний.

9. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, втор­же­ние войск ко­то­ро­го в Рос­сию по­ка­за­но на схеме.

10. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

11. На­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую населённый пункт, в ко­то­ром рус­ские вой­ска вста­ли ла­ге­рем после остав­ле­ния Моск­вы.

12. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, свя­зан­ным со схе­мой, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) С на­ча­ла изоб­ражённых на карте во­ен­ных дей­ствий рус­ские вой­ска пре­сле­до­ва­ли вторг­ше­го­ся не­при­я­те­ля.

2) В ходе дан­ной войны рус­ские вой­ска воз­гла­вил М. И. Ку­ту­зов.

3) Самое кро­во­про­лит­ное сра­же­ние этой войны про­изо­шло под Вязь­мой.

4) В ходе со­бы­тий, ука­зан­ных на схеме, в Рос­сии раз­вер­ну­лась на­род­ная война про­тив не­при­я­те­ля.

5) Ука­зан­ные на схеме во­ен­ные дей­ствия дли­лись боль­ше года.

6) Вторг­ша­я­ся в Рос­сию не­при­я­тель­ская армия по­лу­чи­ла в ис­то­рии на­зва­ние «Ве­ли­кая армия».

Часть 3 (С)

С1-С3

Из работы современного историка В.И. Буганова.

"Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное, восстание в Москве - знаменитый "медный бунт"… Его участники столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона - предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что происходило во время "соляного бунта". Но обстановка к тому времени изменилась довольно заметно, поэтому и ход восстания и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея."

 

С1. В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое восстание? Назовите причины бунта.

 

С2. Чем закончилось восстание? Как финал "медного бунта" отличается от результатов "соляного бунта"?

 

С3. Используя знания по истории, назовите другие восстания «бунташного века». Были ли у них общие причины?

С4.

• Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I.

• Укажите события, относящиеся к их решению.

• Охарактеризуйте итоги внешней политики Александра I.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: