1 вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.
1) Невская битва; 2) реформа Патриарха Никона; 3) свержение ордынского владычества
4) учреждение Сената; 5) Крымская война
2. Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) хан Ахмат; 2) хан Тохтамыш; 3) Сергий Радонежский; 4) Иосиф Волоцкий
5) Софья Палеолог; 6) Елена Глинская
3. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ |
А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам | 1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) пожилое 5) поместье |
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с процессом закрепощения крестьян. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
1) Юрьев день, 2) урочные лета, 3) пожилое, 4) заповедные лета, 5) уставная грамота, 6) Соборное уложение.
5. Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.
|
Меншиков, Потёмкин, Миних, Румянцев, Канкрин.
6. Напишите пропущенное словосочетание.
Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Годы правления | Современник правителя |
император Петр I | 1682—1725 гг. | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | Никон |
императрица Елизавета Петровна | __________(Г) | М. Ломоносов |
__________(Д) | 1801—1825 гг. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) царь Алексей Михайлович 2) император Александр I 3) А. Д. Меншиков 4) М. М. Сперанский 5) 1645—1676 гг. | 6) 1741—1761 гг. 7) 1762—1796 гг. 8) А. И. Желябов 9) 1613—1645 гг. |
8. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.
«[Александр I] сознавал, что ему невозможно высказать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным для восприятия этих идей. <... >
Чтобы до известной степени смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род <...> комитета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения... Каждый нёс туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. <...> Не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, намеченной или проведённой в России в царствование Александра, которые не зародились на этих именно тайных совещаниях».
|
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Комитет, о котором говорится в тексте, получил в истории название «Негласный».
2) Одним из членов комитета был А. А. Аракчеев.
3) Комитет просуществовал до 1825 г.
4) Большое влияние на членов комитета оказывали идеи Эпохи Просвещения.
5) Автор воспоминаний позитивно относится к деятельности комитета.
6) Участники комитета были сторонниками социалистических преобразований.
9. Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите имя полководца, вторжение войск которого в Россию показано на схеме.
10. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
11. Напишите цифру, обозначающую населённый пункт, в котором русские войска встали лагерем после оставления Москвы.
|
12. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным со схемой, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) С начала изображённых на карте военных действий русские войска преследовали вторгшегося неприятеля.
2) В ходе данной войны русские войска возглавил М. И. Кутузов.
3) Самое кровопролитное сражение этой войны произошло под Вязьмой.
4) В ходе событий, указанных на схеме, в России развернулась народная война против неприятеля.
5) Указанные на схеме военные действия длились больше года.
6) Вторгшаяся в Россию неприятельская армия получила в истории название «Великая армия».
Часть 3 (С)
С1-С3
Из работы современного историка В.И. Буганова.
"Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное, восстание в Москве - знаменитый "медный бунт"… Его участники столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона - предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что происходило во время "соляного бунта". Но обстановка к тому времени изменилась довольно заметно, поэтому и ход восстания и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея."
С1. В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое восстание? Назовите причины бунта.
С2. Чем закончилось восстание? Как финал "медного бунта" отличается от результатов "соляного бунта"?
С3. Используя знания по истории, назовите другие восстания «бунташного века». Были ли у них общие причины?
С4.
• Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I.
• Укажите события, относящиеся к их решению.
• Охарактеризуйте итоги внешней политики Александра I.