Духовная жизнь и культура римского общества в этот период считаются довольно примитивными. Но с этим соглашаются не все ученые, потому что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами у греков, живших на западном побережье Апеннинского полуострова, в Кумах.
Историк Дионисий Галикарнасский (I в. до н. э. — начало I в. н. э.) утверждал, что собственными глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Договор был вырезан на медной колонне. Буквы в тексте по своей форме напоминали древнейшие греческие.
В 1900 г. на римском Форуме при раскопках на месте легендарной гробницы Ромула был найден так называемый «Черный камень», который содержал надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д,). Формы букв этой надписи также сходны с греческими. Надпись практически не поддается дешифровке. Видимо, в ней содержится какое-то заклятие, потому что встречается слово «царь».
Древнейшим памятником латинской письменности, который удалось дешифровать, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. К сожалению, до нас не дошли памятники древнейшей народной поэзии, которая существовала у римлян, как и у других народов, но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности.
Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против пожаров, болезней, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанных так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному.
|
В древнюю эпоху семье принадлежала важнейшая роль в воспитании. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения «отцовской власти». Хороший гражданин отождествлялся у римлян с послушным сыном и дисциплинированным воином.
Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли. В этом же направлении действовала и государственная религия с ее обожествлением гражданских и воинских добродетелей — Дисциплины, Согласия, Благочестия и т. д. Летописи жрецов-понтификов восхваляли образцы соблюдения этих добродетелей и осуждали нарушавших их лиц. Возникновение элементарных школ в Риме историк Тит Ливии относит к V в. до н. э. В них обучались главным образом дети свободных. Обучение было совместным. Принимались дети с 7 лет, учеба продолжалась в течение 4 — 5 лет. Дома или в школах детей обучали латинскому и греческим языкам, письму, чтению и счету.
Религия римлян древнейшего времени основывалась главным образом на представлении о внутренних силах, которые присущи отдельным предметам и людям, а также на вере в духов — хранителей и покровителей мест, действий, состояний. Духи обычно воспринимались как множественность, из которой затем иногда выделялось одно божество.
К духам относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня Веста, которой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и ее свободного и несвободного населения), духи умерших — благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (например, священной смоковницы, которая проросла на месте народного собрания).
|
Римляне почитали также божества, которые ведали всеми этапами роста и созревания растений, в первую очередь зерновых, и людей, например, первым криком и первым шагом ребенка и т. п. Эти духи и божества были сначала безличными. Впоследствии, под влиянием этрусской и греческой религий, им был придан человеческий облик. Неопределенным был и их пол, поэтому нередко они именовались и в мужском, и в женском роде, например божества ворот, дверей и всякого начала Янус и Яна, лесные божества Фавн и Фавна, пастушеское божество Палес. Некоторые божества обозначались описательно, например Добрая богиня.
Жертвоприношения и религиозные церемонии отправлялись или отдельными семьями-фамилиями в честь их божеств, даров, хранителей их территориальных границ — терминов (так называемый праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или отдельными гражданами (например, фордицидии — жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям).
Были распространены также компиталии, которые справлялись на границах соседних усадеб жителями в честь ларов, паганалии, праздновавшиеся сельскими общинами. Всем народом праздновались амбарвалии — очищение границ города и его полей; авгурии, имевшие целью увеличить плодородие земли; робигалии — для охраны злаков от болезней; луперкалии — для защиты стад от волков и др. Некоторые празднества, например парилии в честь Палес, были и частными, и государственными.
|
На эту примитивную религию римлян рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племен, особенно этрусков. От последних римлянами были заимствованы бог Сатурн, лесной бог Сильван и так называемая небесная патрицианская троица — Юпитер (первоначально бог погоды, затем верховный бог римского государства), Юнона и Минерва. Этим богам был выстроен храм на Капитолии. Отсюда произошло название «капитолийская триада».
Патрицианской троице была противопоставлена плебейская троица — богиня злаков Церера, бог виноградников Либер, а также Либера. В честь этой троицы в 493 г. до н. э. был выстроен храм, который стал центром плебеев.
После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков римляне также позаимствовали гадания — по полету птиц, удару молнии, печени жертвенных животных. Гадания осуществлялись жрецами — авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы также был принят от этрусков. До знакомства с этим обычаем римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари.
По некоторым предположениям, у этрусков была заимствована не получившая потом развития мифология, связанная с эпосом о борьбе этрусских и римских героев. Через Этрурию пришла в Рим легенда о странствованиях троянского героя Энея — предка основателей Рима — Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших его царях.
Общеиталийскими божествами, почитаемыми и в Риме, были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме которой освобождали рабов, и др. Древнейшими римскими жреческими коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы, которые ведали вопросами войны и мира, а также фламины — жрецы Юпитера, Марса, Квирина и других богов.
В царский период верховным жрецом был царь. Затем надзор за отправлением культов осуществлялся коллегией понтификов во главе с верховным понтификом. Некоторые боги особенно почитались лицами одного сословия или одной профессии. Так, всадники чтили Нептуна, Кастора и Поллукса, ремесленники — Минерву, торговцы — Меркурия, храм которого был выстроен в 495 г. до н. э. Рабы больше всего поклонялись ларам, Диане и Фортуне, на алтаре которой искали защиты от гнева господ, а также Феронии.
По мере сближения с греческим миром в государственный пантеон стали включаться и греческие боги, например бог врачевания Эскулап, Аполлон и получивший вскоре широкую популярность Геркулес (Геракл). Римские боги начали отождествляться с греческими. Они изображались по греческим образцам, к ним приурочивались сказания греческой мифологии. Проникли в Рим и греческие формы культа, торжественные жертвоприношения, шествия, которые устраивались во время празднеств, а также зрелища — игры.
Искусство Рима представляло собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни, поэтому ведущее место в Риме заняли архитектура, инженерные поиски, скульптурный портрет, отличающийся интересом к конкретной личности, а также исторический рельеф, который обстоятельно повествует о деяниях граждан и правителей.
Реализм в древнеримском искусстве преобладал над вымыслом, а повествовательное начало — над философским обобщением. Кроме того, в Риме произошло четкое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии в завоеванных областях.
Особенно велико было значение архитектуры, которая сочетала идеологические функции с организацией общественного быта. В римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приемов, которые позволяли зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки.
Распространяя свой стиль в покоренных провинциях, римляне в то же время легко усваивали художественные принципы этрусков и греков. В древнейший период искусство Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа. В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры, в VIII — IV в. до н. э. римское зодчество испытывало колоссальное влияние этрусской архитектуры.
У этрусков римляне заимствовали высокую строительную технику и исходные типы ряда сооружений. Этрусские черты древнейших храмов (например, храм Юпитера Капитолийского в Риме, который был освящен в 509 г. до н. э.) — трехчастная целла, подий, акцентрировка главного фасада портиком и лестницей — впоследствии стали характерными особенностями римской культовой архитектуры.
Заключение
История Древнего Рима является одним из важнейших этапов всемирной истории. На ее примере можно проследить зарождение, расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства в их наиболее зрелых, классических формах. Римляне подняли уровень материальной культуры на новую, более высокую ступень, а в некоторых сферах деятельности они достигли действительно непревзойденных образцов. Многие произведения римской литературы, научные достижения, скульптура, монументальные архитектурные сооружения сохранили свое значение до наших дней.
В данном реферате мы рассматривали этап становления римской империи, который известен как царский период. Мы познакомились с легендами, описывающими возможные варианты возникновения города Рима, с бытом и нравами римского общества, с основами его экономического хозяйства, характерного для 8-6 веков до н. э. Нам также стало известно о духовной культуре, традициях и обычаях римлян.
Таким образом, рассмотрев все стороны жизни римского общества царского периода, мы можем говорить о ступенях развития других очагов цивилизации древнего мира.
Библиография
1. Конотопов М. В., Сметанин С. И. Экономическая история: Учебник. – 9-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-492 с.
2. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира.- М. 1980.
3. Кузищин В.И. История Древнего Рима.- М.: «Высшая школа»,1982.
4. Сарычев В.Г. Экономическая история капиталистических стран / В.Г. Сарычев, А. А. Успенский, В. Т. Чунтулов.- М.: Высш. Шк.,1985.- 304 с.
5. https://www.gerv.ru/article/velarium/econo/