1. Понятие и источники социального процесса
2. Разновидности социального процесса
3. Социальное взаимодействие и его виды
I. Социальный процесс - это фундаментальные изменения в социальных и культурных институтах, отражающиеся в структуре общества, образе жизни и образцах поведения больших групп людей. Элементом социального процесса является понятие изменения, которое описывает переход системы из одного состояния в другое.
Существует ряд теорий, объясняющих происхождение социальных процессов.
1. Эволюционная теория, разработанная Г. Спенсером, представляла социальный процесс результатом сложной структуры общества. Взаимодействие отдельных элементов социальной системы друг с другом и с окружающей средой приводит к дифференциации и усложнению их внутренней структуры. По мере накопления, эти изменения приводят к трансформации состояния всей социальной системы в целом.
2. Теория социального конфликта, созданная К. Марксом, основным источником социального процесса считала напряженность в отношениях между группами, конкурирующими за доступ к прибавочному продукту. Социальный процесс проходит при этом через стадии разрешения существующих противоречий и появления новых, которые идут им на смену.
3. Теория диффузии, предложенная Э. Тайлором, объясняет социальный процесс внешним влиянием, через необходимость адаптации и переработки элементов, заимствованных из одной культуры в другую.
II. Существует ряд классификаций социальных процессов. По направленности выделяются:
• линейные процессы
• циклические процессы
1. В рамках линейной модели функционирование общества рассматривается в качестве направленного процесса, имеющего цель и содержание. Линейная модель включает прогрессивную и регрессивную направленности.
|
Социальный прогресс - это переход от простой к сложной социальной системе, обладающей более совершенной организованной структурой и способной более эффективно осуществлять свои функции.
Социальный регресс - это нисходящая направленность социальных изменений, переход от сложного уровня организации социальной системы к более простому, проявляющийся в процессах деградации, упадка, системы утраты способности к выполнению необходимых функций.
2. Циклические процессы представляют собой изменения, последовательность которых складывается в определенный кругооборот и совершается в течение определенного промежутка времени. Цикличность означает повторение тенденций прошлого с некоторыми новыми вариациями.
Еще одна система классификации включает:
• революционные процессы
• эволюционные процессы
1. Революция представляет собой радикальные изменения, направленные на сущностное преобразование социальной системы. Революционная ситуация обычно оказывается связана с глубоким кризисом традиционной системы, который разрешается путем быстрых, зачастую насильственных преобразований.
П. Сорокин сформулировал три условия, при которых революция становится неизбежной:
• Невозможность удовлетворения базовых потребностей населения
• Широкий размах репрессий против недовольных
• Неспособность власти обеспечить порядок традиционными средствами. С его точки зрения революция разворачивается в три этапа:
|
• Надежд и ожиданий на разрешение имеющихся сложностей
• Деструктивных преобразований, связанных с разрушением старых порядков, зачастую вместе с их носителями
• Созидания, в процессе которого реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты.
2. Эволюция представляют собой постепенные регулируемые изменения, зачастую протекающие в форме социальных реформ, без применения насильственного компонента.
Разновидностями эволюционных процессов являются модернизация и глобализация. 1. Модернизация - сложный комплексный процесс изменений, важнейшими составляющими которого являются:
• индустриализация - формирование экономики, преимущественно основанной на промышленном производстве
• урбанизация - строительство крупных городов с развитой производственной и транспортной инфраструктурой
• преобразование экономики на базе рыночных отношений и свободного обращения частного капитала
• социальные преобразования, связанные с повышением общего уровня жизни и формированием многочисленного среднего класса
• политические преобразования, связанные с демократизацией общественного устройства
В результате модернизации формируется современное сообщество. П. Бергер выделил четыре отличающие его особенности:
• ослабление традиционных сообществ и связей
• расширение спектра индивидуальных возможностей
• усиление культурного многообразия, плюрализма убеждений и форм поведения
• ориентация на будущее, возрастающая роль рационального планирования времени 2. Теория модернизации связывает этот процесс с развитием массового сообщества.
|
Дело в том, что величина современных сообществ, их сложная организация и социально-культурное многообразие разрушительно действуют на традиционные ценности и семейные связи, что делает людей в новых условиях изолированными и бессильными.
Глобализация - преобразование мирового пространства в единую систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, капиталы, товары и услуги, идеи, ценности и их носители. Важнейшими составляющими этого процесса являются:
• образование глобальных торговых сетей, связывающих многие компании, государства и регионы мира.
• международный характер крупных финансовых операций, в самом широком масштабе осуществляющихся через существующие политические границы.
III. Одними из видов социальных процессов является социальное взаимодействие.
Под социальным взаимодействием понимается совокупность действий, связанных взаимной причинной зависимостью между социальными субъектами. Особенность социального взаимодействия состоит в множественности участников подобных отношений, а также взаимном характере поступков.
Существует разветвленная классификация форм социального взаимодействия:
Интеграция - соединение разнородных элементов в систему, демонстрирующую устойчивость и способность к самосохранению перед внутренними и внешними проблемами.
Дифференциация - расслоение общества по каким-либо признакам, вызывающее усложнение отношений между составляющими его частями, рост разнородности и различного поведения отдельных групп в общей структуре.
Дезорганизация - разрушение социальной системы, проявляющийся в нарастании дисфункций социальных институтов, ослаблении социального контроля, возрастании социальной напряженности и увеличении конфликтов.
Сотрудничество — взаимодействие партнеров ради достижения общей цели или возможность достичь собственную без помех с его стороны.
Соперничество - взаимодействие, при котором достижение цели одним субъектом действия затрудняет осуществление своих целей другим.
Конфликт - противоборство социальных субъектов, в основе которого лежит столкновение интересов.
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, различным ограничениям, негативным ситуациям.
Социальная стратификация
1. Социальная общность и группа
2. Концепция социальной стратификации
3. Понятие социальной мобильности
I. Общество в представлениях социологов является сложной системой. Оно состоит из отдельных индивидов и их общностей, находящихся в различных связях и отношениях между собой. Вместе взятые, они образуют социальную структуру общества.
Социальную структуру можно определить как устойчивую совокупность социальных групп и социальных институтов, а также связей и отношений, которые существуют между ними.
Мельчайшей единицей, составляющей основу социальной структуры является группа. Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, в число признаков социальной группы входят:
• долговременное взаимодействие со стороны ее членов
• общность идентификации членов группы извне
• общность самоидентификации
Существует ряд классификаций социальных групп. По характеру связей между
членами группы выделяются:
• Первичные группы, которые состоят из небольшого числа членов, между которыми устанавливаются прямые контакты и действуют личные связи, а взаимодействие в подчинено ценности общения. Примерами первичных групп является семья, группа друзей, бригада рабочих.
• Вторичные группы, которые включают в свой состав людей близко незнакомых друг с другом, взаимодействующих по формально-ролевым принципам ради достижения каких-либо определенных целей. В таких группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции. Примерами вторичных групп являются самые разнообразные социальные организации и предприятия.
Другая классификация по принципу идентификации выделяет:
• Реальные группы, состоящие из людей, разделяющих какие-либо коллективные характеристики, обладающих внутренним единством и общностью самоидентификации. Примерами реальных групп являются компании сверстников, профессиональные или партийные организации.
• Статистические группы, которыми являются коллективы, выделенные по некой поддающейся измерению характеристике, при этом зачастую не обладающие общностью самоидентификации и никак не проявляющие себя в действительности. Примером статистической группы являются горожане - внутренне дифференцированная масса, отнюдь не мыслящая себя чем-то единым.
Как правило, в современном обществе индивиды одновременно являются членами многих различных групп и социальных общностей. Дома любой индивид выполняет роль семьянина, на работе поддерживает отношения с коллегами, в выходные дни встречается друзьями, при этом он также разделяет политические убеждения партии, в которой состоит, или азарт болельщиков клуба, членом которого является.
Члены социальных групп обладают общими групповыми интересами, сходной мотивацией поведения, символами идентичности, стилем жизни. Для них характерны самовоспроизводство, отличная от других групп система социальных связей. Особое место в системе социальной регуляции занимают социальные нормы. Эти нормы обеспечивают воспроизводство групп в их социальных позициях, обеспечивают поддержание процессов функционирования общества как единой системы.
Реальность отношений, в которых индивиды участвуют в качестве членов определенных общностей, позволяет считать группы не просто статистической категорией, а реальными субъектами социальных отношений: политических, экономических, культурных. Задача социологов состоит в том, чтобы описать общество через структуру входящих в его состав групп и определять поведение индивида посредством описания его групповой принадлежности.
II. Концепция социальной стратификации описывает общество в качестве структуры, состоящей из отдельных групп, слоев и классов. Авторы данного направления исходят из предпосылки, в соответствии с которой социальное поведение индивида определяется его групповой принадлежностью. Соответственно, свою задачу исследователи видят в том, чтобы описать структуру общества через систему социальной стратификации, определяющую групповую идентичность индивида в системе социальной иерархии.
Термин «стратификация» происходит от лат. stratum - «слой, пласт». В социологию он пришел из геологии, где обозначал расположение горизонтальных пластов геологической породы. Располагаясь наподобие слоев слоеного пирога, каждая из страт соответствовала определенной геологической эпохе. Располагаясь в определенной последовательности друг за другом, эти пласты позволяют воочию наблюдать историю Земли. Применительно к обществу понятие стратификация означает, что социальную структуру можно представить в виде слоеного пирога, в котором социальные различия между индивидами и их группами приобретают характер иерархического ранжирования.
Единицей стратификации является статус - лат. «место, положение». Статус - это устойчивое положение внутри социальной структуры, занятие которого связано с определенными ожиданиями, правами и обязанностями, возлагаемыми на личность, как на члена общества. Понятие статуса обычно связывают с неодинаковой степенью социального престижа различных групп и, соответственно, принадлежащих к ним индивидов.
В социологии различают несколько видов статусов:
• личный статус определяется положением индивида в малой социальной группе и зависит преимущественно от его индивидуальных качеств
• социальный статус - положение, занимаемое человеком в социальной структуре в силу его групповой принадлежности.
Выделяют две разновидности социального статуса:
• предписанный статус - социальное положение, определенное человеку по его происхождению, которое он не может с легкостью изменить собственными достижениями. Примерами предписанного статуса является половая, расовая или этническая принадлежность.
• достигаемый статус - социальное положение, обретаемое личными усилиями. Например, профессия, должность, семейное положение.
Существует множество стратификационных систем, каждая из которых ставит во главу угла собственный принцип классификации. В Европе XIV - XV вв. утвердилось сословное деление, при котором общество состояло из трех сословий с неравным уровнем прав. Дворянство и духовенство считались высшими сословиями, ремесленники, купцы и крестьяне входили в состав непривилегированного третьего сословия. Поскольку межсословные барьеры были жесткими, изменить это положение было сложно.
В современном обществе с уравнением прав сословное деление утратило свою значимость. Одновременно произошло уменьшение значения предписанных статусных принадлежностей. Большинство статусных позиций, которые занимает современный индивид, представляют собой достигаемые и, следовательно изменяемые личными усилиями, положения. Это обстоятельство чрезвычайно затрудняет работу социолога,
который с увеличением подвижности структуры современного общества все более утрачивает единый критерий стратификационной принадлежности.
Выход из данного затруднения был найден М. Вебером, предположившим, что статус индивида в современном обществе определяется обладанием таких ресурсов, как доход, профессия и власть. При этом внутри каждой из иерархических систем складываются собственные статусные роли:
1. экономический ресурс предполагает существование групп богатых и бедных.
2. профессиональный ресурс - престижных и непрестижных специальностей
3. политический ресурс - властвующих и подвластных.
Обладание одним из перечисленных ресурсов, с одной стороны, фиксирует статусное положение индивида, а с другой - позволяет сравнивать между собой статусы в различных иерархических системах. В большинстве случаев верхние статусные позиции по всем трем иерархиям будут совпадать. Это значит, что к числу властвующей элиты будут относится наиболее обеспеченные и они же будут обладателями наиболее престижных профессий. Однако, известны также исключения, когда обладание высоким статусом в соответствии с одним критерием, сопровождается более низким в другой иерархии. Например, военные, медики и учителя.
Другие модели социальной стратификации также обычно оказываются выстроены на основе комплексного критерия. Стратификационная модель Л. Уорнера включает в качестве критериев стратификации такие ресурсы как доход и репутацию. На этой основе автор выделяет три основные статусные группы (низший - средний - высший) и две переходных группы между ними (низший-средний и средний-высший) для тех лиц, чье положение внутри вышеперечисленных групп оказывается проблематичным.
III. Структура современного общества имеет известную подвижность, связанную с постоянным изменением статусного положения различных групп. Эту подвижность описывает концепция социальной мобильности. Ее автором является американский социолог российского происхождения П. Сорокин. Он дал этому понятию следующее определение: «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида из одной позиции в другую в структуре социальной стратификации».
Существуют различные разновидности социальной мобильности:
• индивидуальная мобильность представляет собой изменение статусного положения отдельной личности. Например, карьерное продвижение.
• групповая мобильность представляет собой изменение в положении целой общности. Например, рост престижа какой-либо профессии
• горизонтальная мобильность представляет собой переход из одного положения в другое на одном и том же уровне, без приращения статуса. Например, переезд из одного города в другой или переход с одной работы на другую без изменения зарплаты.
• вертикальная мобильность представляет собой такой переход, который связан с изменением статуса. При этом существуют как восходящая, так и нисходящая вариации вертикальной мобильности. Например, повышение или понижение по службе.
Существует мобильность между поколениями, при которой измеряется различие скорости продвижения у поколения отцов и детей, а также мобильность внутри поколения, при которой изучаются взлеты и падения индивидуальной карьеры.
Степень социальной мобильности часто используется как показатель степени открытости и подвижности общества. Высокий уровень мобильности, открытый доступ к позициям элиты позволяет способным и честолюбивым людям продвигаться по лестнице социальной иерархии, занимая положение, соответствующее их возможностям. Этот механизм также препятствует складыванию враждебных друг другу классов и способствует естественному обновлению общества. Мобильность является естественной
формой воспроизводства социальной структуры, которая в то же время не меняет
принципиального характера существующей общественной системы.
До сих пор слабо изучена проблема психологических последствий высокой мобильности современного общества. Отмечались негативные последствия этого явления. Высокомобильное общество - это общество, где ставится под вопрос устойчивость оснований и глубина корней. Человек зависит только от самого себя, однако это делает его уязвимым с одной стороны, перед властью, с другой стороны - перед самим собой. В этом обществе, как правило наблюдается высокий процент самоубийств.
РАЗДЕЛ III
ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Процесс и основные этапы прикладного
социологического исследования
1. Виды и типы прикладного социологического исследования
2. Программа исследования
I. Социологическое исследование - это методологическое изучение поставленной автором проблемы и выработка рекомендаций по ее разрешению.
Вид социологического исследования определяется характером поставленной проблемы, преследуемыми при проведении исследования целями и задачами, глубиной анализа, а также рядом других факторов. На этой основе различают три основных вида социологического исследования:
1. пилотажное
2. описательное
3. аналитическое
1. Пилотажное исследование носит предварительный, пробный характер. Программа такого исследования упрощена, а участвуют в нем лишь небольшое число опрашиваемых. Главной целью исследования является практическая проверка методологического инструментария. Как правило, пилотажное исследование предваряет глубокое изучение проблемы.
2. Описательное исследование позволяет получить эмпирическую информацию об изучаемом явлении. Этот вид исследования позволяет выделить ключевые элементы изучаемого явления и установить характер связи между ними. В тех случаях, когда проблема исследуется впервые, описательное исследование имеет самостоятельное значение. В других случаях оно предваряет аналитический этап исследования.
3. Аналитическое исследование имеет задачей не только описание элементов изучаемого явления, но также выяснение причин, лежащих в их основе. Сопоставляя выделенные в процессе описания характеристики, исследователь устанавливает, существует ли между ними причинно-следственная связь, какая из них является основной причиной, а какая лишь следствием. По используемым методам такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные методы.
Другая типология прикладных социологических исследований строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. В данном случае выделяют два типа исследований:
1. Разовое (точечное) исследование дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик изучаемого явления и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Оно проводится в случае, если исследователю необходимо быстро получить информацию о какой-либо наличной ситуации.
2. Повторные исследования ориентированы на изучение динамического компонента социального процесса. С этой целью они осуществляют изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое через определенные интервалы времени. В зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности проведения повторные социологические исследования, подразделяются:
• трендовые
• панельные
• лонгитюдные исследования
II.Существуют следующие этапы прикладного социологического исследования:
1. Подготовительный
2. Полевой
3. Обработка полученных данных
4. Анализ информации
5. Составление итоговых документов.
1. Проведение подготовительного этапа социологического исследования связано с разработкой программы. Программа - это систематизированное изложение общей концепции исследовательского проекта. Она осуществляет три основных функции:
• В программе описываются теоретические предпосылки исследования, осуществляется постановка научной проблемы и определяются основные принципы ее решения (теоретическая функция)
• В программе дается развернутое описание приемов и способа сбора данных (методологическая функция)
• Программа координирует деятельность отдельных рабочих групп в составе исследовательского коллектива (организационная функция).
В практическом смысле программа представляет собой документ, который состоит из следующих частей:
• постановка проблемы
• выделения объекта и предмета исследования
• определения целей и задач исследования
• формулировки гипотез и процедуры их проверки
1. Содержанием исследования является разрешение поставленной научной проблемы. В основе научной проблемы обычно заложена проблемная ситуация, которая представляет собой реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не до конца ясны. Сама по себе проблемная ситуация еще не является материалом, с которым работают исследователи. Для того, чтобы стать им, она должна быть изложена на принятом в науке языке определений. При этом проблемная ситуация как бы встраивается в имеющиеся в наличии интерпретации. Большинство фактов при этом получают свое объяснение. Научная проблема возникает тогда, когда мы не можем ответить на поставленный вопрос, исходя из имеющихся представлений.
Объект - это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, на которые направлена познавательная деятельность исследователя. В ходе определения объекта исследования обозначенная на предыдущей стадии проблема распознается в каком-то конкретном социальном явлении или процессе. Обычно прикладное социологическое исследование строится как уточнение общих свойств объекта, изучаемых на примере конкретной проблемы. Соотнесенная с этой проблемой частная сторона или свойство объекта, являются предметом данного исследования. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки исследовательского проекта и одновременно выбрать те его стороны и свойства, которые наиболее рельефно выражают содержание проблемы.
Содержание проблемы обусловливают характер целей и задач исследования. Цель исследования - это конечный результат, на достижение которого направлена деятельность исследователя. Цель конкретизируется в задачах, которые необходимо выполнить для достижения результата. В программе исследования цель может быть оформлена в виде одного единственного вопроса. Задачи представляют собой серию производных вопросов, в которых автор исследования раскрывает содержание поставленной им цели.
Гипотеза представляет собой предварительный, нуждающийся в проверке и подтверждении вариант решения выдвинутой проблемы. Гипотезы, выработанные до проведения эмпирического исследования, называют рабочими.
Существует определенная система требований к построению рабочих гипотез:
• гипотеза должна соответствовать исходным принципам научного познания -объективности, научности и т.д.
• гипотеза должна обладать преемственностью с предшествующими научными знаниями, истинность которых уже доказана, и не противоречить фактам науки.
• гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки в процессе проведения прикладного социологического исследования. В противном случае она останется лишь выражением субъективного мнения.
• гипотеза должна быть адекватной исследуемой проблеме, т.е. иметь смысл в рамках исследуемой проблемы и быть согласованной с целью, задачами и особенностями объекта исследования.
• По окончанию работы над программой наступает прикладной этап исследования, связанный с проведением полевых работ.
2. Полевое исследование представляет собой массовый сбор информации на объектах. В число используемых способов получения информации входят опросы, наблюдение, изучение документов и другие методы, определенные программой исследования. Контроль доброкачественности материала обеспечивается строгим выполнением инструкций и выборочными проверками действий всех сотрудников. Полученные данные следует хранить по определенной системе, подсказанной процедурой дальнейшей обработки. Прежде чем приступить к обработке данных, весь массив предварительно изучается с точки зрения возможных отклонений полученной информации от расчетных параметров.
3. Обработка и анализ данных осуществляется поэтапно, в соответствии с порядком, предусмотренным программой исследования. Данные сводятся в логические группы, объединенные общими признаками. Результаты обработки представляются в таблицах, графиках, схемах, матрицах. Как правило, для получения результатов исследования используются стандартные компьютерные программы, пригодные для обработки различной статистической информации.
4. На этапе анализа данных определяются причины, породившие то или иное социальное противоречие, выявляются условия нормализации хода изучаемых социальных процессов, устанавливаются принципы подхода к решению различных вопросов, связанных с исследуемым социальным явлением.
5. Итоги работы могут быть изложены в трех разновидностях документов:
• Научный отчет представляет собой всестороннее описание теоретических предпосылок и методологических принципов изучения поставленной проблемы, содержания процесса исследования и полученных в его ходе результатов. Завершением отчета являются практические рекомендации.
• Аналитическая записка представляет собой более краткое изложение материала без теоретических предпосылок. Содержанием записки является сопоставление полученных данных, их анализ и интерпретация.
• Справка представляет еще более краткий документ, в котором излагаются лишь основные выводы и вытекающие из них рекомендации.
Методы получения информации
1. Опросные методы
2. Метод наблюдения
3. Анализ документов
I. Опросный метод представляет собой метод сбора социологической информации об изучаемом объекте путем регистрации ответов респондентов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. К этому методу исследователь обращается, когда для решения поставленной проблемы ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: их информированности, оценках окружающей действительности и т.д.
Метод опроса является наиболее.распространенным способом получения данных. Это значение обусловлено многочисленными преимуществами опроса: массовостью, относительной дешевизной, универсальностью поручаемой информации, возможностью использования технических средств для обработки полученных данных и т.д. С другой стороны, недостатком этого метода является возможность воздействия на результат опроса со стороны исследователя.
Существуют несколько классификаций опросных методов. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют:
• Массовый опрос - изучение мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме.
• Экспертный опрос - изучение мнений специалистов по исследуемой проблеме. Его специфика в сравнении с массовым типом состоит в отсутствии анонимности.
По степени охвата совокупности опрашиваемых лиц выделяют:
• Сплошные, при которых имеет значение количество опрошенных, а не их принадлежность к каким-либо группам.
• Выборочные, когда опрашиваются лишь представители определенных групп. По способу организации сбора данных выделяют:
• Анкетирование
• Интервью
■
1. Анкетный опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством заполнения респондентом анкеты. Он рассчитан на широкую аудиторию и на количественные методы обработки информации.
Анкета представляет собой документ, в котором перечислены вопросы, обращенные к респондентам. Ее структура состоит из следующих частей:
• Введение, в котором содержится просьба к респонденту принять участие в опросе, инструкция по заполнению анкеты и благодарность за участие
• Основная часть, в которой содержатся вопросы по исследуемой проблеме
• Паспортичка - данные о личности респондента. Существуют следующие разновидности анкетных вопросов:
• основные вопросы, из которых исследователь получает большую часть интересующей его информации
• контрольные вопросы, которые используются для проверки надежности ответов респондента
• вопросы-фильтры, которые применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена только от некоторой части опрашиваемых.
По способу заполнения выделяются следующие разновидности основных вопросов:
закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему вариантов
открытые вопросы, которые дают респонденту возможность сформулировать ответ самостоятельно.
полузакрытые вопросы, когда в перечне возможных ответов есть вариант «другое», и респондент может заполнить соответствующую графу самостоятельно.
альтернативные (дихотомические) вопросы, которые предполагают в качестве варианта ответа лишь «да» или «нет».
В зависимости от характера и способа его проведения существует несколько вариантов анкетного опроса.
• раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения.
• почтовый опрос, при котором анкета рассылается потенциальным респондентам по почте. Разновидностью данного типа опроса является электронный опрос, при котором используется компьютерная рассылка. Достоинства этой разновидности опроса заключаются в низкой стоимости, относительной простоте организации, возможности одновременного охвата широких территорий.
• прессовые опросы осуществляется посредством публикации анкеты в прессе. Достоинства этого типа опроса те же, что и у почтового при еще более низкой себестоимости. Недостатком является проблематичность возвращения заполненных анкет.
• телефонные опросы, при котором осуществляется обзвон респондентов. Основное достоинство телефонного опроса - оперативность получения информации и дешевизна его проведения. Недостаток состоит в ограниченном объеме получаемой таким образом информации.
2. Интервью представляет собой целенаправленную беседу интервьюера и респондента. По сравнению с анкетой оно представляет собой более гибкую разновидность опроса, поскольку предполагает возможность прямо по ходу собеседования задавать дополнительные и уточняющие вопросы. Вместе с тем в интервью еще в большей степени чем в анкете заключается возможность влияния интервьюера на ответы, даваемые респондентом. В силу этих особенностей, роль интервьюера могут исполнять лишь опытные, квалифицированные специалисты.
Существуют следующие разновидности интервью:
• Индивидуальное интервью осуществляется интервьюером в беседе с респондентом «с глазу на глаз».
• Групповое интервью - интервьюер общается с целой группой респондентов, но выслушивает их ответы индивидуально.
• Панельное интервью представляет собой процесс повторного интервьюирования одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени.
• Фокусированные интервью является сбором информации по сугубо конкретному вопросу, связанному чаще всего с изучением влияния СМИ.
По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное и полу стандартизированное.
• Свободное интервью - это беседа, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно результативны такие интервью на стадии разработки и уточнения проблемы исследования, формулирования гипотез.
• Стандартизированное интервью представляет собой беседу по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них. По своему содержанию стандартизированное интервью мало чем отличается от анкетного опроса.
• Полустандартизированное интервью сочетает особенности обоих видов и применяется в основном при экспертной разновидности опроса.
П. Социологическое наблюдение представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Задачи, которые возлагаются на этот метод:
• получение дополнительной информации об изучаемом объекте
• проверка данных, полученных другими исследователями
• предварительное ознакомление с объектом для построения рабочих гипотез. Особенностями социологического наблюдения являются:
• моделированный характер ситуации, поскольку присутствие наблюдателя оказывает определенное воздействие на объект наблюдения
• неустранимость оценочного компонента в восприятии изучаемого объекта.
• невозможность повторного наблюдения.
По причине этих особенностей наблюдение редко бывает основным методом сбора социологической информации. Обычно оно применяется рядом с другими методиками.
Существует ряд разновидностей наблюдения. По степени формализации процедуры выделяют:
• нестандартизированное, или свободное, при котором исследователь не ограничен программой, регламентирующими процедурами и временными затратами. Эта разновидность наблюдения обычно используется на подготовительном этапе, когда идет предварительное изучение объекта.