Виды кадрили и их особенности




Танцевальное творчество русского народа

У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связанны с этническим характером, системой духовно-нравственных ценностей и образов - идеалов. Народные танцы отражают трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды и её проживания. Народный танец раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. В древности народные танцы существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря. Часто танцы выполняли заклинательные функции. Языком танца человек хотел попросить у высших сил дождя для получения хорошего урожая или удачной охоты и т.д.

У народа Севера до сих пор сохранились танцы медведя, моржа, оленя, имевшие ритуальный смысл, и по древним поверьям способствовавшие успешной охоте, рыбалке и т.д.

Со временем народные танцы утратили свои магические обрядово-ритуальные функции, и стали превращаться в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечения.

Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой и доступностью.

На разных территориях русский народный танец исполняется по-разному: на Севере - величаво, степенно, горделиво; в центральной части - то лирично, задушевно, то весело и игриво; на юге - манера исполнения танца задорная, удалая озорная.

Основными видами русского народного танца являются хоровод и пляска.

Хороводы бывают орнаментальные и игровые, линейные и круговые и т.д. Наиболее характерными для хоровода и имеющими особую популярность являются хороводы орнаментальные и игровые.

Орнаментальные - хороводы изображающие орнамент, узор, фигуры, кружева.

В них важно мастерство ведущего исполнителя. Песни, под которые исполняется орнаментальный хоровод, называются хороводными песнями.

Игровые - это хороводы, в которых разыгрываются действия, согласно сюжету хороводной песни.

В этих хороводах используются выразительные средства:

Платок - подушка, постель;

Палка - лошадь, меч, костыли;

Плетка - символ покорности; и т.д.

В игровом хороводе ценится не столько умение заводилы придумывать рисунок, сколько его актерское мастерство и вокальные данные.

 

Пляска - это один из древнейших видов русского народного танца.

Пляска бывает:

· Одиночная – пляска в исполнении одного танцора,

· Парная – это пляска в исполнении двух парней, двух девушек, парня и девушки и т.д.

· Перепляс – переплясы исполняются друг перед другом, или стенка на стенку, или девушка против парня.

Назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходит тот, кто переплясал своего соперника, исполнил наибольшее количества колен, продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, дроби, вращения, прыжки).

С изменением уклада жизни народа, более активным участником традиционных гуляний становится женщина. В женском танце появляется элементы сольная пляска, женщины - исполнительницы перепляса вносят новую струю в исполнение пляски - частушку. Сначала исполняется проходка, затем частушка, а после коленце.

Переплясы исполняются под Барыню, Камаринскую, Полянку. Бытуют переплясы: топотуша (Архангельская обл), Рязаночка, Елецкого (Рязанская обл.), мотанечка (Саратовская обл.),рассыпуха (Брянская обл.) и др.

В последнее время (с 19в) стала известна русская кадриль.

Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца

В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.

История возникновения

Название «кадриль» имеет общие корни в французском языке (quadrille), испанском (cuadrilla), латинском (quadrum). Это может вызывать сомнения по поводу того, какая же именно страна является родиной танца. Однако исторические источники уверенно утверждают, что кадриль возникла во Франции как бальный танец, образовавшись от английского контрданса. Контрданс танцевали в XVII веке английские крестьяне, а кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских стран в XVIII - XIX веках.

Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.

Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L'été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.

Что такое кадриль?

Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.

 

Виды кадрили и их особенности

Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.

Русская кадриль

Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.

По форме построения можно выделить три группы кадрилей:

1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.

2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.

3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.

Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.

 

Украинская кадриль

 

Украинская кадриль складывается из множества фигур, доходящих до двенадцати, отличается в большей степени музыкальными композициями, под которые исполняется. Чаще всего это песенные мелодии («Баламуте», «Ой, не ходи, Грицу» и др.).

 

Белорусская кадриль

Для белорусской кадрили характерна простота движений и разнообразие построений, фигур может быть от 4 до 12. В отличие от других видов белорусская кадриль может включать солирование танцоров раздельно или попарно. Существуют кадрили, построенные на слиянии национальных танцев с формой кадрили: «Бычок», «Чижик», «Врубель» и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: