Вопросами коррекции дизорфографии занимались такие авторы, как: И. В. Прищепова (2003), О. В. Елецкая (2005), О. И. Азова (2006). Отдельные приемы и методы преодоления данного нарушения описаны в работах Д. Н. Богоявленского, Р. И. Лалаевой (1998), Р. Е Левиной, Е. Ф. Соботович (1961), Л. Ф. Спировой (1965).
В работах И. В. Прищеповой описана методика коррекции дизорфографии у школьников 2-3 классов с общим недоразвитием речи.
Коррекционная работа, описанная авторов, осуществлялась в несколько этапов.
1 этап — выполнение орфографических действий с помощью логопеда, их материализация. Широко используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, их условными обозначениями. Важно научить ребенка «видеть» орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать и находить «ошибокоопасные» места в словах.
2 этап — закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений, букв и их сочетаний, таблиц. Достаточный объем грамматических знаний, умений и навыков является предпосылкой и необходимым условием для обоснования того или иного написания в слове. Для большинства слов морфологоического и традиционного принципов написания важно своевременно определить морфологический состав слов.
3 этап - выполнение орфографических действий при громком разъяснении школьниками выполняемых действий в виде рассуждений и выводов.
4 этап — интериоризация полученных знаний, умений и навыков, перевод в умственный план, их довербализация (выполнение определенных операций в плане внутренней речи, рассуждений «про себя»). На данном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, про себя и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы.
|
На основе анализа экспериментальных данных исследователем выделены основные направления коррекционного воздействия, которые формируют у детей неречевые предпосылки орфографически правильного письма:
- коррекция нарушений гностико-праксических функций;
- развитие восприятия речи на сенсорно-перцептивном уровне;
- развитие языкового анализа, синтеза, представлений;
- обогащение и развитие лексики;
- коррекция нарушений грамматического строя речи;
- логопедическая работа над связной речью;
- интеграция сформированных психологических предпосылок к усвоению орфографии в процессе применения правил правописания.
О. И. Азова, разработавшая методику коррекции дизорфографии у младших школьников, выделяет в логопедической работе по преодолению данного нарушения 3 этапа:
1 этап — основное внимание уделяется формированию психологических предпосылок (мотивации, внимания, памяти, контроля), а также речевых предпосылок орфографической деятельности (коррекция нарушений устной речи, дисграфии, формирование языковой способности на практическом уровне);
2 этап — осуществляется формирование лексических, морфологических, синтаксических операций в специально подобранных упражнениях и заданиях в устной и письменной речи, усвоение детьми наиболее легких орфограмм;
3 этап — интеграция фонематических, лексических, морфологических, словообразовательных операций, формирование алгоритма орфографической деятельности на усвоение сложных орфограмм.
|
Автор предлагает следующие направления коррекционной работы:
1.совершенстование фонетико-фонематической стороны речи;
2.формирование лексического компонента языковой способности;
3.уточнение грамматического значения слов;
4.формирование морфологических обобщений и парадигмы словоизменения;
5.формирование словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования;
6.дифференциация родственных слов;
7.развитие морфемного и морфологического анализа;
8.формирование синтаксического компонента языковой способности;
9.формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений, навыков;
10.развитие когнитивной деятельности;
11.усвоние взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словооборазовательной компетенции и орфографических знаний.
О. И. Азова указывает на то, что реализация указанных направлений в системе логопедической работы должна осуществляться последовательно-параллельно с учетом тесной взаимосвязи различных подсистем языка, этапов формирования орфографических действий, уровня сформированности орфографических знаний, умений и навыков.
О. В. Елецкая, разработавшая систему логопедической работы по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы, выделяет два этапа в преодолении данного нарушения: предварительный и основной.
Автор указывает на то, что задачи и содержание предварительного этапа работы должны быть дифференцированы в зависимости от структуры дизорфографического расстройства у учащихся.
|
Общей целью предварительного этапа работы, согласно О. В. Елецкой, является создание необходимых предпосылок эффективности основного этапа работы, который, в свою очередь, посвящен совершенствованию орфографического навыка письма и его автоматизации в письменной деятельности учащихся.
На предварительном этапе работы, направленной на коррекцию дизорфографии, в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций, автор предлагает совершенствовать у детей процессы внимания, памяти и мышления. В задачи логопедической работы будет входить:
- формирование у школьников полимодальных стратегий запоминания, сохранения, воспроизводства языковых единиц и языкового материала;
- развитие произвольности, переключаемости внимания, способности к его концентрации;
- развитие у детей мыслительных операций анализа, синтеза (сукцессивного и симультаного), сравнения, обобщения, классификации и абстракции.
Целью предварительного этапа логопедической работы по коррекции дизорфографии, в структуре которой преобладает недостаточность регуляторных компонентов, согласно О. В. Елецкой, является формирование у школьников навыков целеполагания, организации, планирования и оценки действий, направленных на решение орфографических задач. В задачи логопедической работы будет входить:
1. формирование у школьников умения устанавливать цель и управлять поведением, направленным на ее достижение;
2. обучение детей навыкам планирования, организации, инициирования деятельности;
3. формирование умения организовывать свои действия во времени;
4. формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.
Согласно автору, целью предварительного этапа работы, направленной на коррекцию дизорфографии, в структуре которой преобладает недоразвитие речи и несформированность лингвистических способностей, является совершенствование речевого развития, восполнение у школьников пробелов в формировании индивидуальной языковой системы. В задачи логопедической работы будет входить:
- восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной деятельности;
- развитие основных лингвистических спосбностей (языкового чувства и его контролирующей функции, лингвистического мышления) на основе анализа словообразовательной модели.
На основном этапе логопедической работы О. В. Елецкая предлагает осуществлять совершенствование и автоматизацию орфографического навыка письма, координацию взаимодействия между вербальными и невербальными компонентами навыка в процессе работы школьников с языковым материалом.
В задачи основного этапа будут входить:
1.Формирование у школьников познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях.
2.Совершенстование навыка кодирования звуков в слабой позиции буквами, выбор написания которых зависит от результатов анализа их фонетического окружения.
3.Формирование и совершенствование навыка единообразного написания приставок и корней слов на основе проведенного морфемного анализа
4.Формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания.
5.Формирование и совершенствование навыка правописания окончаний на основе морфологического анализа слов различных частей речи.
6.Совершенствование у детей логико-алгоритмической стратегии мышления, развитие внимания и самоконтороля в процессе формирования навыка решения разнотипных орфографических задач.
Также О. В. Елецкая рекомендует уделять внимание формированию у школьников положительной мотивации на обучение. Процесс совершенствования и автоматизации орфографических навыков письма должен сопровождаться положительной стимуляцией, поддержкой со стороны логопеда, которая способствует преодолению «страха письма», формированию у детей познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях. Для более эффективной реализации этих задач автор предлагает использовать на логопедических занятиях аутогенную тренировку, психогимнастические и тренинговые упражнения и элементы музыкальной терапии.