Рекомендации по написанию статьи и подготовке выступления на научно-практическую конференцию колледжа
Уважаемы коллеги! Эти рекомендации родились как итог рефлексии нашего предыдущего опыта работы на совместных мероприятиях по подведению итогов в форме конференций, семинаров, педагогических площадок, выпуска сборников материалов конференций. Надеемся, что они помогут нам избежать прежних недочетов и ошибок, снижающих качество мероприятий научно-практического и проблемно-поискового характера.
Выступление
§ Вначале выступления четко сформулируйте цель своего выступления: что вы хотите сказать: дать обзор; обобщить опыт работы; обозначить проблемное поле; обосновать актуальность проведения исследования по теме … – тем самым вы зададите «угол зрения» на ваше выступление, сфокусируете внимание слушателей.
Скажите о том, что мы услышим. Что нам ожидать от выступления? К какому выводу вы хотите подвести слушателей?
§ Умейте слушать «головной доклад». Последующие выступления д.б. направлены на развертывание ведущей идеи выступления, не дублировать, особенно обоснование актуальности. Основная задача выступления - показать, как эту проблему можно решить практически, какой уже есть конструктивный опыт, а не доказывать всем много раз ее актуальность. Целевая направленность выступлений: не как должно быть, а как есть.
§ Не пересказывайте свой опыт работы. Описывая его, умейте выделить в нем ведущие идеи, особенности, принципы, условия, которые и могут быть заимствованы другими. Умейте выделить в своем опыте сильные и слабые стороны, проблемные зоны.
§ Выступление должно быть попыткой осмыслить то, что делаете в контексте современного знания, современных тенденций в образовании, в том числе профессионального образования. Это называется концептуализацией опыта, его «промысливание».
§ Выступление - это демонстрация того, как реализуются на практике профессиональные цели и задачи, заложенные в образовательной политике колледжа: ФГОС СПО, Программе развития колледжа, решениях педагогического и научно-методического советах, в вашем научно-методическом планировании. Это называется «операционализация» опыта.
§ При написании текста выступления, а далее статьи, необходимо помнить, что любой вид профессионально-педагогической деятельности педагога, обусловленный профессиональной целью, разворачивается по сценарию исследовательской деятельности и, следовательно, постоянно включает три последовательно взаимосвязанных и переходящих один в другой этапа: стратегический (методологический – выбор направления, его социокультурная и научная обусловленность); тактический (выбор и разработка технологий – способ выполнения деятельности); проверочно-оценочный (мониторинговый). Задача педагога заключается в том, чтобы показать на каком этапе решения проблемы он находится и как им реализуются задачи данного этапа практикоориентированного исследования.
- Не забывайте о качестве презентации. Слайд рекомендуется не читать, а комментировать; использовать паузы, которые дают возможность слушателям осмыслить информацию.
- Проявляем уважение к участникам конференции и соблюдаем установленный регламент выступлений. Не увеличивать свое время выступления за счет других участников и не ставить модератора (ведущего) в неудобное положение тем, что сами определяете себе дополнительное время.
О докладе с юмором.
Принято считать, что доклад должен быть длинным, чтобы быть содержательным и коротким, чтобы вызвать интерес и сравнивался при этом с женской юбкой: длинная – скучно, короткая – неприлично!
Статья
§ Слабость многих статей – описательность в ущерб проблемно-поисковому и исследовательскому характеру подачи материала.
§ Материал ценен такими характеристиками как: обоснованность выбора способа решения проблемы, результативность, доказательность, возможность использования другими, соответствие современным достижениям научной педагогической мысли и современным ценностям образования.
§ Чтение и восприятие текста затрудняют «тяноты», громоздкость предложений и смысловых конструкций.
§ Научность текста снижает вольное обращение с категориально-понятийным аппаратом, отсутствие уточнения смыслового определения понятий. Уточнение значения слов помогает всем включиться в обсуждение вопроса и помогает быстрее переключиться в работе конференции с одной темы на другую.
§ Теория не должна подаваться «обезличено». Другая крайность - прячемся за авторитеты и перегружаем текст цитированием теоретических источников. В результате свой опыт решения заявленной проблемы занимает незначительное место в статье. А это и является главным!
Требования к оформлению материалов
Оформление статей: текстовый редактор Word, объем не более 6 стр., поля все по 2 см, шрифт 14 пт., Times New Roman, интервал 1,15, абзацный отступ 1,25 см, нумерованный список литературы в алфавитном порядке в конце текста, оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание, ручные ссылки на список литературы с номером источника в списке в квадратных скобках с указанием страниц (например, [3, с. 117]), подтекстовые ссылки нежелательны.
Пример оформления статьи:
Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в области масс-медиа
Сидоров И.П., преподаватель, к.п.н.,
sidorov@igu.rи
Статьи предоставляются в печатном виде – руководителю секции, электронные варианты направить по адресу: seu-224@mail.ru, в теме письма указать «Конференция ФГОС»
Будем помнить, что статьи и публичные выступления – это новые качественные характеристики нашей работы!