Р.н.п. «Во поле березка стояла»




Дистанционное занятие по музыке в 5-А классе 18.11.2020г. Тема 2. (8 часов) «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Урок Тема Содержание Слушание Исполнение
№7 Жанры вокальной и инструмен-тальной музыки. Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.   П.И.Чайковский,финал симфонии № 4 https://ipleer.com/q/чайковский+4+симфония+во+поле+берёза+стояла/   Русская народная песня «Во поле березка стояла» https://ipleer.com/song/152085135/R.N.P._-_Vo_pole_beryoza_stoyala/ Сг.Свиридов «Романс» https://ipleer.com/q/романс+г+свиридов/ С.Рахманинов «Вокализ» https://hotplayer.ru/?s=рахманинов%20вокализ Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера» https://ipleer.com/q/мендельсон+песня+венецианских+гондольеров/ Ф.Шуберт «Баркарола» https://ipleer.com/song/139456761/Franc_SHubert_-_Barkarola_na_russkom_yazyke/     Слушать и разучивать песню Анны Олейниковой «Ласковая осень» https://ipleer.com/q/ласковая+осень+анны+олейниковой/

Тема урока: Жанры вокальной и инструментальной музыки.

 

Послушайте два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различаетП. Чайковский, финал симфонии №4 https://ipleer.com/q/чайковский+4+симфония+во+поле+берёза+стояла/

Р.н.п. «Во поле березка стояла»

https://ipleer.com/song/152085135/R.N.P._-_Vo_pole_beryoza_stoyala/

Что общего между фрагментами? (Одинаковая мелодия). Что их различает? Одно исполняется со словами, а другое исполняется музыкальными инструментами. Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне. Подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста? Останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте. И получится песня без слов. Именно так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения.

«Вокализ» С.Рахманинова

https://hotplayer.ru/?s=рахманинов%20вокализ

Это вокализ. Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»). Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучал «Вокализ»? Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.

Сергей Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Что такое интонация? По интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ. Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада. Послушайте произведение

«Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

«Романс» Г.Свиридова https://ipleer.com/q/романс+г+свиридов

Учитель: Почему композитор назвал свое произведение романсом? Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку? Мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка. Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении.

«Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.

https://ipleer.com/q/мендельсон+песня+венецианских+гондольеров/

- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Сегодня Вы познакомитесь с романсом немецкого композитора XIXвека Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

«Баркарола» Ф.Шуберта

https://ipleer.com/song/139456761/Franc_SHubert_-_Barkarola_na_russkom_yazyke/

 

Словно как лебедь по влаге прозрачной, Тихо качаясь, плывет наш челнок, О, как на сердце легко и спокойно, Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза). В небе заката лучи догорают, Розовым блеском осыпан челнок (2 раза). Час незаметно за часом проходит, Дальше скользим мы по зеркалу вод. О, как на сердце легко и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот (2 раза). О, неужели на крыльях туманных Утро с собой их опять принесет? О, неужели опять принесет? О, неужели опять принесет!

 

Итог урока. Мы сегодня говорили об общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле. Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? (Мелодия).

Задание:Ознакомиться с текстом, прослушать произведения, посмотреть презентацию,разучить песню. Письменно выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка Инструментальная музыка
   

 

1. С. Рахманинов «Вокализ» 2. Г. Свиридов «Романс» 3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера» 4.П. Чайковский, финал симфонии №45. Ф Шуберт «Баркарола»

 

Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка Инструментальная музыка
   

1. С. Рахманинов «Вокализ»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»

Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка Инструментальная музыка
   

1. С. Рахманинов «Вокализ»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»

 

Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка Инструментальная музыка
   

1. С. Рахманинов «Вокализ»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: