ЛЕКЦИЯ
Сущность морали. Религия как феномен культуры. Ранние формы религиозных верований. Высшие духовные ценности
Мораль – 1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; 2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей.
Нравственность – принципы реального практического поведения людей. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность.
Подходы к происхождению морали
– Натуралистический: рассматривает мораль как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование.
– Религиозно-идеалистический: рассматривает мораль как дар Божий.
– Социологический: рассматривает мораль как феномен, возникший вместе с общением и коллективными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т. д.
Мораль держится на трех важнейших основаниях:
* Традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе. Они реализуются в его поведении: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось» и др.
* Опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы.
* Основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.
|
Мотивация, оценка и самооценка. Мотивация, оценка и самооценка – важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив – это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения.
Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам; это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля.
Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Долг – это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом.
Функции морали
* Мировоззренческая. Мораль вырабатывает систему ценностных ориентаций: норм, запретов, оценок, идеалов.
* Познавательная. Она ориентирует человека в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
|
* Регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.
* Оценочная. Мораль вырабатывает оценочное отношение к действительности. При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения.
Моральные требования и представления
– нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
– моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
– нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
– морально-психологические механизмы (долг, совесть);
– высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье).
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.
Мораль проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Если добро – созидательно, то зло – это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.
Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом, называется моральным выбором. За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).