Вопрос I. Политическая партия.
Политическая партия – это объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу – выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Политическая партия – это иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами, и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.
Вопрос II. Классификация партий.
1. Социально-классовый критерий:
1. буржуазные
2. трудящиеся
3. партии меньшинств
4. бюрократические
5. всеклассовые
2. По организации (критерии Дюверже):
1. массовые
2. кадровые
3. По степени участия во власти:
1. правящие
2. системно-оппозиционные
3. несистемно-оппозиционные
4. маргинальные
4. По месту в партийном спектре:
1. правые
2. центристы
3. левые
4. смешанные
5. радикальные
5. По организационной структуре:
1. классического типа
2. движенческого типа
3. политический клуб
4. авторитарно-собственнического типа
5. основанные на декларативном членстве
6. По отношению к власти и праву:
1. легальные
2. нелегальные
3. полулегальные
Вопрос III. Партии и направления.
Политические партии нередко ассоциируются с политическим спектром. В одном из них (часто упоминается при описании политических партий Испании, Италии и т. п.) «левыми» именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми» — консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций.
|
Более распространена шкала, в которой «левыми» считают коммунистов, социалистов и социал-демократов, а «правыми» — монархистов, консерваторов и фашистов. Есть так же и партии, находящиеся на стыке левой и правой идеологии. Центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра.
В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии — в таком случае говорят о левом или правом «уклоне».
Вопрос IV. Партия «Алаш».
Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».
Вопрос V. История партии «Алаш».
Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.
На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 26 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш».
На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского народа, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.
Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др.
|
В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции
На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием.
Вопрос VI. Программа и действия партии «Алаш».
I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.
II. Создание Автономий и управление ими
III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.
|
IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлены пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.
V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением».
Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России.
Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».