Принципы построения мизансцен.




Занятие № 32-34

Раздел: Работа над репертуаром.

Тема занятия: Читка по ролям. Поиск мизансцен. Работа в выгородке.

- Ребята! Продолжаем репетиционную работу. Читаем сказку «Каша из топора», учим роли. Каждый проводит работу по поиску мизансцен и продумывает работу в выгородке.

Принципы построения мизансцен.

Каким важнейшим требованиям должна отвечать мизансцена?
Мизансцена (фр. Размещение актеров на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент действия.
Назначение мизансцены — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
Мизансцена — одно из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли и один из важнейших элементов в создании театрализованного представления.
В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен находит себе выражение сущность совершающегося действия.
Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должна соответствовать пантомимическому действию тела.
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно "считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
Это поможет зрителю, сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно верное решение будет найдено.
Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Это язык режиссера. В характере мизансцен больше, чем в чем-либо другом, проявляется стиль и жанр постановки. Через систему мизансцен, режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму.
Важнейшие требования, которым должна отвечать мизансцена:

1. Психологически оправдана актёрами.

2. Возникать естественно, непринуждённо и органично.

3. Мизансцена должна быть действенна (взаимоотношения и борьба персонажей).

4. Композиционно организованна в определенной сценической среде и пространстве.

5. Вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни персонажей, их физическое самочувствие, темпо ритм и.т.д.
Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач.
Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена.
Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера.
Мизансцена - если она точна, то уже есть образ.
Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.
Выстраивая представление необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия.
Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане.
Ибо здесь даже самое маленькое движение, считается, как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации.
Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:
1.Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над пьесой.
2.Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.
3.Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.
Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо – ритм т.п.
Необходима предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры.
Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать на сцене, и мысленно сыграть увиденное за каждого участника данной сцены.
Только во взаимодействии эти две способности могут обеспечить положительный результат: внутреннюю содержательность, жизненную правдивость и сценическую выразительность.
Разработанные дома мизансцены – это только проект. Он должен пройти поверку и выдержать практическое испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с актерами.
Режиссер должен незаметно вести актера таким образом, чтобы эта мизансцена сделалась нужной актеру, необходимой для него, из режиссерской превратилась в актерскую.
Мизансценирование – это творческий процесс, а не механическая «разводка».
По степени значимости мизансцены бывают:
Основные – служат для раскрытия основной мысли сцены(эпизода, отрывка) и имеют своё развитие в соответствии с нарастающей динамикой сквозного действия.
переходные (проходные) – промежуточные перестроения, при помощи которых осуществляются переходы от одной мизансцены к другой (не прерывая логику действия, несут чисто служебную роль).Являются важнейшим элементом монтажа, соединяя художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.
Мизансцены большей частью носят:
1. центростремительный характер - когда все присутствующие на сцене тянутся друг к другу или к какой – то точке между ними.
2. центробежный характер – когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга.
3. Когда все действующие лица стремятся перенестись куда – то вне сценической площадки, с точки зрения экспрессии такая мизансцена называется – проекционной: композиция как бы проецируется на др. место целиком.
Главные качества мизансцены: жизненная основа, действенность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
Принципы построения:
1.Видовой (виды мизансцен): симметричные (предполагает центр), ассиметричные, фронтальные (плоскостное построение - торжественность, перекрытие), диагональные (объёмность, нескончаемый поток), шахматные (массовость), хаотические (беспорядочность, волнение, смятение), ритмические (повтор одной мизансцены в течении всего действия, может быть главной по смыслу), круговые (замкнутость, единение), полукруговые (общение, видимость всех), спираль-штопор (ввинчивание информации в зрителя), пунктиры (поиск решений), брельефно-монументальные (зафиксированность действующих лиц для выявления внутренней напряжённости, стоп-кадр).
2. Глубинного построения (взят из кино, 1,2,3 план): 1 план – авансцена и просцениум перед первой линией кулис, 2 план – центр сцены, уровень от 1 до 2 кулисы, хороши все виды мизансцен, 3 план – ближе к заднику, крупная пластика, массовые мизансцены, стоп-кадры, монументальные – все хороши.
3.Ракурсный (поворот фигуры на 180 градусов):развороты на зал (вынужденность, объект внимания, человек остаётся с самим собой, уходит на зал, физическое действие разворачивает актёра на зал), полуфас (выгоден для прямого общения, переход по диагонали), чистый профиль (окаменелость фигуры), полуспинный (сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, подчёркивание таинственности, зловещности, переход или уход в этом ракурсе – диагональ обратная – недосказанность, скромность, стеснительность), спинные (несгибаемость, разочарование, прямая – стреляйте в меня, скорченная – огорченность. Удаление спиной – человек соединяется с природой, уходит в жизнь, ставит точку, спина – живой занавес, спинные м связаны с молчанием).
4. Иносказательный или знаковый принцип построения (связан с символом, знаком, метафорой, выстраиваем какой-либо знак: голубь, крест, сердце. Читается эта мизансцена по знаку и перестроению и построению).
Мизансцены большей частью носят центростремительный и центробежный характер.
Когда все действующие лица стремятся перенестись вне сценической площадки с точки зрения экспрессии такая М. называется проекционной.
Распространены геометрические определения мизансцен. По отношению к зеркалу сцены – фронтальные, диагональные, круговые, кольцевые и.т.д.
По отношению к центру сцены – концентрические и эксцентрические.
По отношению к объему - пирамидальные, кубические, цилиндрические.
Мизансцена может быть метафорической, гиперболической и иронической, а также главной и не главной, узловой, переходной, служебной и даже неизбежной и неминуемой.
Мизансцены бывают первого второго и третьего плана, а также есть ракурсы по углублению и высоте.
Практические виды мизансцен.
1Симметрическая означает равенство
2Ассиметрическая служит для обострения конфликта
3 Смешанная ставит вопрос зрителю
Фронтальная – расположение актеров параллельно зеркалу сцены необходима для прямого общения со зрителем либо для приближения актера к зрителю.
Монументальная несет наступательную функцию может
раскрыть протест или опасность.
Если клин наоборот то - открытость или отступательность.
Диагональная сохраняет линию от первой кулисы к заднику углубленная линия создает иллюзию бесонечности.
Круговая символ замкнутого пространства или символ света солнца.
Хоровая создает резонанс звука.
Шахматная – создает массовость, в то же время каждого актера хорошо видно из зала.
Мизансцена пересеченных линий создает картину интенсивного движения.
Вертикальная – игровая.
Мизансцена одно из главных выразительных средств режиссера.
Мизансцена для актера – это поиск таких движений, таких поз, которые лучше всего соответствовали бы пространственной записи роли.
Мизансцена должна создать и обеспечить связность, общую органическую систему, где каждый элемент вписывается в единое целое, где ничто не случайно, где каждый элемент выполняет определенную функцию в общей концепции.
Осуществить мизансцену – это сделать физически ощутимым сокровенный смысл драматургического текста. Для достижения этих целей мизансцена располагает всем разнообразием сценических (пластика пространства, приспособления, освещение, костюм, расположение сцена-зал и т.д.) и игровых (манера и принцип актерской игры, сценическая актерская пластика, пристройки и приспособления) средств. Мизансцена охватывает как среду, в которой существуют актеры/персонажи, так и психологическое жестикуляционное решение роли.

Таким образом любая мизансцена является интерпретацией текста при помощи сценического действия.

Репетиция в выгородках.

Репетиция в выгородке - репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями, выгородочными ширмами, переносными раздвижными загородками и др. Во время репетиций в выгородке:

- намечаются и разрабатываются мизансцены и пластика персонажей;

- идет поиск характеров и взаимоотношений персонажей;

- актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей.

На репетиции в выгородке обычно уже пользуются всем реквизитом. На первых порах действие с предметами мешает исполнителям, «выбивает» их (если оно не было освоено во время этюдных проб по ходу действия каждого эпизода). Научиться органично сочетать слово и физическое действие — одна из существенных задач этого этапа репетиций.

Задание для самостоятельной работы: Читаем сказку «Каша из топора», учим свои роли и проводим работу по поиску мизансцен.

Источники: См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте https://мастерэмоций.рф.
https://мастерэмоций.рф.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: