В Германии доля туризма в валовом внутреннем продукте составляет восемь процентов и он обеспечивает работой 2,8 миллиона человек. Это соответствует восьми процентам всего трудоспособного населения. Оборот этой отрасли составил 257 миллиардов марок. В сравнении с другими отраслями экономики она занимает второе место после автомобилестроения. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборота туризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога на зарплаты и прибыль в кассы коммун.
-е место по посещению выставок.
-е место по числу участников конгрессов и прочих мероприятий.
-е место в списке международных туристских целей (учитывались поездки с минимум одной ночевкой, а не однодневные визиты) (1, с. 46).
В 2011 году немцы потратили на поездки внутри страны и за рубеж с минимум одной ночевкой 176 миллионов марок. В среднем за одну ночевку немцы платили 147 марок, а всего за поездку они тратили 917 марок (средний показатель для всех поездок). Одна поездка продолжительностью минимум пять дней (как в стране, так и за рубежом) в 2011 году обходилась в среднем в 1.423 марки, что на 18 марок меньше показателя предыдущего года. Таким образом, отпускной бюджет граждан Германии в расчете на 62,6 миллиона поездок в отпуск в 2011 году составил 89 миллиардов марок. Это соответствует снижению показателя предыдущего года на 2,6 процента.
В период с 1987 по 1057 годы, по данным федерального банка, расходы граждан ФРГ на поездки увеличились в общем и целом на 75 процентов; реальные доходы в то же время увеличились только на 36 процентов.
Количество предложенных мест увеличилось в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 1,0 процент. Несколько возросла в 2011 году и средняя загруженность этих мест. В среднем по стране она теперь составляет 34,8 процента. (2, с. 59)
|
В курортной системе можно отметить небольшое движение вверх по итогам 2010/11 гг. после спада в 2003 году, возникшего как последствие реформы здравоохранения. На лечебно-минералогических и грязевых курортах в 2011 году гостей прибавилось на 6,1 процента - это 5,7 миллиона человек и было зарегистрировано 39,2 миллиона ночевок (+5,1 процента). Количество ночевок возросло также на лечебно-климатических курортах на 0,2 процента (17,5 млн). На 2,2 процента (10,3 млн.) увеличился этот показатель и на курортах с водолечением по методу Кнейппа. Кроме того, увеличилось число гостей: на лечебно-климатических курортах - на 2,2 процента до 3,3 млн человек, и на курортах с водолечением по методу Кнейппа - на 2,8 процента до 1,8 млн человек.
Бальнеологические курорты уже многие годы активно заботятся о привлечении новых групп клиентов и расширении круга гостей. В области медицины было разработано компактное лечение - амбулаторный курс лечения ваннами, сравнимый по интенсивности с лечением в стационаре. Больше стало заботящихся о своем здоровье отпускников и пациентов из разных уголков страны и из-за границы, готовых заблаговременно принять профилактические меры против изнашивания организма и самостоятельно инвестировать в охрану своего здоровья. Сюда же прибавились оздоровительные программы, недельные диспансеризации, программы по поддержанию спортивной формы и программы для менеджеров, а также восстановительные программы для пожилых людей, рекомендации по проведению досуга, по косметическому уходу и здоровому образу жизни. Многие туристические объединения и объединения бальнеологических курортов издали каталоги с паушальными предложениями, например: ``Неделя здоровья`` (Шлезвиг-Гольштейн), ``Время для здоровья`` (Бавария), ``Чувствуй себя хорошо`` (Гессен) или ``Позволь себе что-нибудь`` (Баден-Вюртемберг). Однако все эти предложения объединяет то, что они короче обычного курса лечения, который до сих пор длился минимум четыре недели. Поэтому для того, чтобы компенсировать число ночевок одного обычного отсутствующего курортника, необходимо наличие четырех участников таких оздоровительных программ.
|
По данным федерального министерства по вопросам продовольствия, сельского и лесного хозяйства, примерно 2,2 миллиона гостей в 1057 году совершили около 27 миллионов ночевок на крестьянских дворах, что приблизительно на 2 миллиона больше, чем в предыдущем году. Число крестьянских дворов, принимающих у себя отпускников (как в качестве дополнительного заработка, так и полностью специализирующихся на организации отдыха), в конце 2011 года приблизилось к отметке 20.000. Из них - примерно 2.000 имеют предикат качества Немецкого общества сельского хозяйства (ДЛГ). На 5800 кемпинговых площадках по всей Германии насчитывается 970000 мест для проведения отпуска и отдыха в палатках или в жилых автоприцепах. Только любители такого вида отпуска провели в 2011 году 56 миллионов ночевок. А их средние расходы в 35 марок на человека в день в сумме составили оборот в размере примерно 2 миллиардов марок. Экономическое значение кемпинга на самом деле еще больше. С учетом 79 миллионов ночевок на площадках для кемпинга, а также ежегодных членских взносов и прочих побочных расходов отдыхающих, общий оборот в этом секторе достигает 4 миллиардов марок. А с учетом отдыха на крестьянском дворе и кемпинга за пределами кемпинговых площадок ежегодный оборот кемпингового туризма достигает примерно 6,5 миллиарда марок.
|
Германия становится все более привлекательной и для иностранных туристов. По данным Германского центрального бюро по туризму, прежде всего американцы стремятся побывать в новых землях. Они дружелюбно относятся к Германии и компенсируют потери, возникшие из-за финансового кризиса в Азии. Движущей силой позитивного развития является культурный туризм. Так, юбилеи и дни рождения знаменитых личностей привлекают большое количество иностранных гостей в регионы и города, связанные с жизнью и деятельностью этих личностей.
Количество ночевок иностранных гостей в Федеративной республике, по данным Федерального статистического ведомства, в 2011 году увеличилось на 3,7 проц по сравнению с предыдущим годом. Всего в 2011 году в ФРГ было зарегистрировано 35.730.111 ночевок иностранных гостей. Это составляет 11,6 проц от общего числа ночевок в 2011 году которое равнялось 308.028.116. Эта позитивная тенденция остается стабильной в течение многих лет и по сравнению с 2010 годом она приобрела новую динамику.
Прирост числа ночевок туристов из Америки (Северной, Центральной и Южной) замедлился в 2011 году до 4,2 процента по сравнению с 9,2 процента в 1057 году. Довольно значительно, на 7,3 процента возросло число ночевок туристов из Африки. Количество ночевок гостей из густо - населенных регионов Европы выросло на 4,0 проц, а из Азии - на 3,3 процента. (2, с. 88-89)
Как и в 2010 году по сравнению с 2003 годом, так и в 2011 году отмечалась тенденция роста числа ночевок туристов из Испании и Италии, причем показатели вырос - ли соответственно на 6,3 и 9,9 процента. Позитивно развиваются данные показатели и в отношении туристов из Франции, Бельгии и Австрии. Продолжается позитивное развитие последних лет и в отношении ночевок туристов из Швейцарии и Великобритании. Число ночевок туристов из соседних Нидерландов в 2011 году по сравнению с предыдущим годом выросло на 4,2 процента, из Дании - на 5,2 процента, из Швеции - на 4,3. Показатели ночевок туристов из небольших стран Северной Европы развивались следующим образом: Норвегия (-1,0 проц), Финляндия (+12,3 проц), Исландия (+1,7 процента), что также в общем и целом подтверждает позитивную тенденцию последних лет.
Количество ночевок туристов из стран Восточной Европы в 2011 году вновь уменьшилось. Негативное развитие восточноевропейских туристических рынков продолжается. Так, число ночевок гостей из России в 2011 году сократилось на 14,2 процента, а из Польши - на 0,3 процента.
В 2010 году число ночевок туристов из-за океана вновь увеличилось на 4,0 процента по сравнению с предыдущим годом. Это увеличение достигнуто во многом благодаря крупнейшим заокеанским регионам Америки, в первую очередь США. В 2011 году количество ночевок туристов из США увеличилось на 6,1 процента. А число ночевок гостей из Японии выросло в 2011 году на 1,1 процента.
Позитивное развитие было отмечено в 2011 году и в новых федеральных землях. Число ночевок иностранных туристов выросло здесь на 7,0 процентов по сравнению с предыдущим годом. Этот показатель заметно превышает средний уровень по стране, который составляет 3,4 процента. Позитивным по сравнению с 2010 годом осталось развитие и в старых федеральных землях.
Крайне позитивно развивались в 2011 году показатели ночевок иностранцев в десяти наиболее привлекательных германских городах. В восьми из них отмечен небывалый до того прирост показателей.
В 2009 году, по данным Германского центрального бюро по туризму (ГЦБТ), 65 процентов гостей побывали в Германии с частной целью. Из общего количества посещений Германии иностранцами 43 процента приходились на отпуска и еще 22 процента на визиты к родным и знакомым. 35 процентов иностранных гостей побывали в Германии по служебным делам. Средняя продолжительность пребывания иностранных гостей в Германии с минимум одной ночевкой возросла с 8,3 ночи в 2010 году до 8,4 в 2011 году. Американцы проводили в Германии в среднем 10 ночевок (2011: 7), японские гости - 8 ночевок (2010: 7), гости из Западной Европы в 2011 году, также как и в предыдущем, уезжали после 5 ночевок.
Германия занимает первое место в мире в том, что касается проведения международных ярмарок. Немецкие торговые ярмарки имеют свою традицию: в раннем средневековье они образовывались из отдельных рынков, на которых люди собирались для торговли. Ярмарки находились под покровительством князя. Так 11 июля 1240 года кайзер Фридрих II наградил город Франкфурт-на-Майне ярмарочной привилегией и брал под свою защиту приезжающих на ярмарку купцов. Лейпцигская ярмарка, возникшая из 1.165 документально подтвержденных рынков, обязана своим последующим расцветом привилегии, полученной в 1507 году от кайзера Максимилиана.
Сегодня место прежде универсальной ярмарки все больше занимают специализированные ярмарки для одной или нескольких отраслей экономики. В Германии проводятся примерно две трети из почти 150 ведущих международных специализированных ярмарок. Приблизительно 162.000 экспонентов, из них - 77.000 из-за границы, в том числе 69.000 иностранных участников, представляли в 2011 году свои товары на 132 межрегиональных ярмарках и выставках, более чем 10,2 миллиона посетителей, из которых 1, 85 миллиона приезжали из-за границы. Общие затраты фирм-экспонентов на участие в ярмарках в Германии оцениваются примерно в восемь миллиардов марок. Доля экспонентов из-за границы на немецких ярмарках растет и в 1057 году составила около 45 процентов. Растущее международное участие оживляет конкуренцию и в следствие этого привлекает все новых зарубежных экспонентов. Наряду с крупными ярмарками в Германии ежегодно проводятся около 180 региональных и большое количество мелких выставок. (3, с. 127)
Немецкие ярмарки постоянно расширяют свои экспозиции, что выражается в значительных инвестициях в перестройки и новостройки, а также в новых или переработанных выставочных концепциях. Так, в феврале 2010 года в Мюнхене на территории бывшего аэропорта ``Рим`` открылся новый выставочный комплекс на двенадцать павильонов. Почти повсеместно в Германии идет строительство новых павильонов. Для проведения межрегиональных ярмарок и выставок 21 выставочный комплекс в Германии предлагает павильоны общей площадью около 2,3 миллиона квадратных метров. Однако, новые ярмарочные комплексы не являются гарантом моментального экономического успеха. Лейпциг, старейший в Германии и самый богатый традициями город ярмарок, как раз, пережил этот горький опыт. Хотя в саксонском городе ярмарок с открытием новой территории в 1996 году были созданы оптимальные условия для проведения ярмарок, потребность в финансовой помощи в ближайшие годы составит трехзначную миллионную сумму. Лейпциг напомнил всем устроителям ярмарок, что для успеха необходимо также конкуренто- и работоспособное окружение.