Преподавание истории в школах Франции




Система образования во Франции насчитывает многовековую историю. Преломляясь через призму событий, этапы развития страны находили своё отражение в формировании взглядов общества на национальное школьное образование. Накопленный исторический опыт, отношение общества к произошедшим событиям, героям и негодяям, применение исторических знаний в новых условиях легло в основу формирования системы преподавания истории.

Сложившаяся сегодня во Франции система школьного образования, заметно отличается от российской и разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года) и лицей (2-3 года).

В начальную школу принимают детей с 6 летнего возраста, образование продолжается пять лет и делится на несколько этапов: подготовительный курс, начальный курс (1-й год), начальный курс (2-й год), средний курс (1-й год), средний курс (2-й год).

В этот период, формируются базовые начальные знания, такие как разговорная речь, чтение и письмо, создающие основу для дальнейшего успешного обучения. Ученик постепенно приобретает самостоятельность.

Расписание, установленное Министерством Образования Франции, по различным дисциплинам обеспечивает достаточное время для каждого из 7 основных направлений образования:

· овладение речью и французским языком;

· жизнь вместе;

· математика;

· познание мира;

· художественное образование.

По замечанию Б. Л. Вульфсона, переход из детского сада в начальную школу не у всех детей проходит гладко, из-за необходимости привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (с 9 до12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Школы обучают девочек и мальчиков совместно. Все предметы в классе ведет один преподаватель. На некоторых зданиях старейших школ Франции, как историческое свидетельство иного подхода к системе образования, сохранились вывески «Школа для мальчиков» или «Школа для девочек».

Условия зачисления ребёнка в начальную школу следующие:

1. Ребёнок достиг 6-ти летнего возраста или ему исполнится 6 лет в период с 1 сентября до 31 декабря стартующего учебного года.

2. Здоровье, умственные способности и психика ребёнка позволяют ему находиться среди других детей.

3. Зачисление ребёнка производится директором школы по району жительства, при предъявлении родителями следующих документов: свидетельства о рождении, справки о состоянии здоровья из местной поликлиники (домашнего доктора), медицинской истории ребёнка, где явно подтверждено получение ребёнком всех видов вакцинаций, положенных ему в этом возрасте. Если ребёнок обучался в детском саду при одной из элементарных школ, то его переход в следующий класс происходит автоматически.

Классы образуются по принципам:

1. По возрасту.

2. По умственным способностям и результатам в изучаемых предметах. Например, для 80 детей одного возраста организуются 4 класса, исходя из результатов в изучаемых предметах. В процессе обучения дети могут переходить из одного класса, своей возрастной группы, в другой, где изучение предметов проводится на более интенсивном уровне.

3. По изучаемым дополнительным предметам. Допускается от 3 до 6 часов (в зависимости от цикла) и подготовки учителей.

По завершению каждого цикла обучения, учительским советом школы проводится специальное собрание, на котором обсуждается перевод ребёнка в следующий класс. По результатам собрания родителям направляются специальные письма.

По материалам статьи В. М Филиппова, среднее образование для французских школьников начинается с 11 лет, когда дети поступают в коллеж. С 1975 года французским правительством установлен единый образовательный стандарт для коллежей. Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке - с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов - центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса - ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

На данном этапе обучения государством установлены 8 обязательных предметов для изучения: французский язык, математика, иностранные языки, физика, химия, биология, география и история (расцениваются как один предмет) и физическое воспитание. Нумерация классов начинается во Франции не с первого, как в России, а с шестого. Рассматриваемый образовательный период соответствует по содержанию периоду с 5-го по 9-ый классы в школах России.

По материалам статьи Л.Н. Седовой после третьего класса французские школьники могут выбрать один из двух путей для дальнейшего обучения: пойти в профессиональное училище или остаться в школе и получить полное среднее образование.

Если дети выбирают получение среднего образования, то обучение они продолжают уже в лицее (Lycee), где учатся три года: второй класс, первый класс и выпускной класс. Что соответствует 10-му и 11-му классу и дополнительному году специализации системы образования в России.

В лицее ученики выбирают специализированный класс по одному из направлений: гуманитарные науки, экономика и право, естественные науки. По окончании лицея учащиеся сдают комплексный выпускной экзамен “бакалавр” (baccalaureat), который одновременно является первой университетской степенью. Получение бакалавра обеспечивает поступление в любой университет без вступительных экзаменов. Систему начального и среднего образования во Франции можно представить так:

· 6 - 10 лет Начальная школа - Ecole elementaire

· 11 - 14 лет Колеж- College

· 15 - 17 лет Лицей- Lycee

Таким образом, среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения. 6-й и 5-й классы - цикл наблюдения.

Все дети, поступившие в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков.

В конце пятого класса обучающиеся, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или разного уровня задержка умственного развития, направляются в специальные секции обучения. В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с "трудными" детьми.

4-й и 3-й классы - цикл ориентации, в ходе которого дети начинают изучать второй "живой" иностранный язык и дополнительно могут выбрать латынь, греческий или другие языки.

В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа. Дальнейшее образование не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа, и ученики смогут продолжить его либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения. Решение об этом выносится советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным.

По материалам статьи Б. Л Вульфсон, 2-й "короткий" цикл профессионального образования проходит в профессиональных лицеях (аналог профессиональных училищ в России), где учащихся в течение 2-х лет готовят к профессиональному диплому. В системе французского образования профессиональное и общее образование имели более длительный период разделения, чем в других странах, вследствие чего, профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах французского общества и учащихся. Профессиональные лицеи считаются прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Такое отношение вызвано ещё и тем, что долгие годы на этот цикл обучения направлялись наименее успевающие ученики.

Среди учащихся колледжей, почти половина продолжает обучение на 2-ом "длинном" цикл обучения - лицее, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра. Лицейское образование длится в течение 3-х лет.

Лицей - завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Детей иностранцев, не проживающих во Франции постоянно, принимают на общих основаниях не только в частные, но и в государственные лицеи. Для поступления во французскую школу необходимо написать ее руководству так называемое мотивационное письмо. Если изложенные в нем причины сочтут убедительными, ребенка вызовут в школу для собеседования и тестирования по языку и основным предметам школьной программы. По данным В. М Филиппова Филиппов В. М. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. - М.: Статут, 2003. - с. 164, в государственных школах обучение проводится бесплатно, но за проживание и питание, взимается плата. Обучение в лицее, при котором есть интернат обходится дешевле, примерно 1 тыс. евро в год. Обучение в частной школе обойдется дороже - порядка 15,2 тыс. евро в год.

Второй класс является "неопределенным" классом, то есть пока не имеющим определенной специализации. Первый класс имеет различные филиалы обучения, ведущие к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. "Терминаль" или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра. "Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

Во Франции существуют два типа лицеев. В лицеях общего образования, которые открывают путь в высшие учебные заведения Франции, срок обучения - три года. В соответствии с избранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании имеет три разновидности: с ориентацией на литературу, естественные науки или экономику. Обучение в лицеях профессионального образования подразумевает более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг, естественные науки и промышленные технологии, естественные науки и лабораторные технологии и медико-социальные науки.

Главных отличий французского лицея от российской средней школы два. Во-первых, на этом этапе начинается специализация, а во-вторых, аттестат о среднем образовании (baccalaureat, или сокращенно ВАС) получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 80%.

Сравнительная системы среднего образования в Росссии и Франции можно найти и другие отличия. В России нумерация классов с 1-го по 11-тый, процесс обучения непрерывный, без разделений, количество преподаваемых предметов меньшее, выпускник сдаёт несколько выпускных экзаменов по результатам которых проводится зачисление в ВУЗы, система оценок пятибальная.

Во Франции нумерация классов с шестого по первый, среднее образования делится на два цикла: college и lycee, имеется большее количество преподаваемых дисциплин, комплексный выпускной экзамен (baccalaureat), дающий право поступать в ВУЗ без экзаменов, система оценок от 0 до 20 баллов

По материалам статьи Л.Н. Седовой, во Франции только 20% от общего числа учебных заведений среднего образования являются частными, причем, частные школы могут объединять в себе и начальную школу, и колледж, и лицей. Например, частная школа Эколь де Рош состоит из начальной школы в Версале (для детей 7-11 лет) и международной школы- интерната в Нормандии (11-18). Школа находится на территории огромного парка, дети живут в небольших домиках. В школе двенадцать кружков, театр, студия танца, изостудия, фотостудия, свой центр научной документации, библиотека и кинотеатр и 28 спортивных центров. Для детей-иностранцев в школе есть особые программы по изучению французского языка методом погружения. Всех учеников настраивают на двуязычие: они должны свободно владеть английским и французским языками.

Дети иностранцев, не проживающих во Франции, по данным Л.Н. Седовой Л.Н. Седова Французская система образования // Журнал «Обучение за рубежом». - 2002, № 10., имеют право учиться в частных лицеях-интернатах, а также в пяти достаточно благополучных государственных лицеях, расположенных в парижском предместье Сен- Жермен - ан - Ле, местечке Ферней - Вольтер (недалеко от швейцарской границы), а также в Ницце, Лионе и Страсбурге. Качество преподавания в каждом из этих лицеев очень высокое. Например, в Lycee - College International de Strasbourg, где успешно сдают экзамены на BAC 94% учащихся, наравне с французами, обучаются представители 52 национальностей. Для тех из них, кто недостаточно хорошо владеет французским языком, предусмотрен специальный курс интенсивного обучения языку (7-8 часов в неделю) в группах по два-пять человек. Обучение длится столько, сколько потребуется ученику на овладение языком. В лицее практикуется индивидуальный подход к ученикам. Каждая дисциплина разбивается на три уровня, и обучающийся, в зависимости от степени овладения предметом может, к примеру, находиться на первом уровне по французскому языку, а по истории - на третьем.

Учеба в Lycee - College International de Strasbourg бесплатна, однако проживание, питание и учебники, учащиеся оплачивают сами. Обучение в частной школе-пансионе обходится дороже.

Таким образом, историческое образование во Франции, как средство усвоения подрастающим поколением социального, гражданского и культурного опыта, формирования базисных гуманистических ценностей (патриотизм, толерантность, демократия, права человека, равноправие и диалог культур и др.) сочетающее в себе социально-мировоззренческие и ценностные установки и идеалы, основные педагогические идеи, развивалось параллельно с системой школьного образования, отражая в своем наполнении весь объём происходящих исторических событий в жизни страны.

 

Список использованной литературы:

1. Вульфсон Б. Л. Школа современной Франции. - М., 1970. - с. 245

2. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ЧЧЙ века. - М.: Изд-во УРАО, 1999. – с. 342

3. Седова Л.Н. Французская система образования // Журнал «Обучение за рубежом». - 2002, № 10.,

4. Филиппов В. М. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. - М.: Статут, 2003. - С. 270-315

5. Фрумов С. А. Французская школа и борьба за её демократию. 1850-1870. - М., 1960. - С. 128-324

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: