Проективный тест «Дерево»




Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова. – СПб.: ГП ИМАТОН, 1999. – 178 с.

Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной психодиагностике как самопортрет, в котором целостно отражаются от­ношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его проблемы. Для понимания личностных особенностей ребенка, по нашим данным, вполне надежны следую­щие параметры рисунка:

1. Общий размер дерева.

Отражает эмоционально-окрашенное ощущение собственной цен­ности и значимости. Крупное дерево (более 2/3 листа) — уверен­ность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство. Размер 1/2-2/3 листа соответствует норме. Уменьшение размера дерева (менее 1/3 листа) — отсутствие уверенности в себе, ощущение соб­ственной незначимости, ненужности, сниженная энергетика.

2. Положение дерева.

Сдвинуто к верхней части листа — мечтательность, отсутствие склонности к активным действиям; сдвинуто к нижней части лис­та — практичность, приземленность.

Сдвинуто влево — тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинуто вправо — тяготеет к отцу, испытывает его влияние.

3. Толщина ствола. Отражает силу «Я».

4. Форма ствола.

Ствол в виде «морковки» острым концом вверх — инфантиль­ность. Ствол-«морковка» острым концом вниз — взрослость, чаще всего встречается у независимых, развитых детей. Такие дети управ­ляют родителями, занимают по отношению к ним снисходительную позицию, дают им дельные советы, делают замечания.

5. Тип дерева.

Лиственное дерево — нормальные взаимоотношения с людьми; хвойное дерево — «колючие» взаимоотношения с людьми; паль­ма — демонстративность в общении.

6. Соотношение кроны и величины дерева в целом.

Отражает потребность в общении. Крона составляет 1/2-2/3 вели­чины дерева — потребность в общении соответствует норме. Увели­чение или уменьшение кроны относительно указанных размеров от­ражает усиление или снижение потребности в общении относитель­но нормы.

7. Листья.

Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) — потребность в общении удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько листоч­ков на голых ветках, опавшие листья — потребность в общении не удовлетворяется.

8. Дупло.

Интерпретируется только в тех случаях, когда из дупла кто-то вы­совывается или кто-то в нем сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов: склонности периодически совершать проступки, совершенно не характерные для поведения ребенка. Взрослые, как правило, не верят, что такой хороший ребенок спосо­бен на это.

9. Солнце.

Солнце слева — свидетельствует об авторитете или давлении матери; солнце справа — свидетельствует об авторитете или дав­лении отца.

10. Облака.

Облака слева — потеря контакта с матерью, облака справа — по­теря контакта с отцом (буквально — «за облаками»). Сплошные об­лака по всему верху листа, тучи грязно-серо-синего цвета — полное нарушение эмоционального контакта с родителями.

11. Пень.

Свидетельствует о резких изменениях в жизни ребенка. Скорее всего, ребенок не видит перспектив в будущем, жизнь может каза­ться ему законченной (аналогично интерпретируется сломанное дерево).

12.Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу,
через речку).

Резкая перемена жизни (буквально: «кончилась одна жизнь, на­чалась другая»). Важно сравнить толщину пня и дерева. Если дерево не тоньше пня, то, скорее всего, ребенок не пострадал от произошед­ших перемен. Если толщина дерева меньше толщины пня, можно предположить, что эти перемены травмировали ребенка, привели к потере уверенности в себе.

13.Толстые ветки (одна или две) в нижней части ствола,
явно ниже кроны и отдельно от нее.

Свидетельствует о наличии «замещающей» деятельности, которая компенсирует неуспешность ребенка в основной деятельности (на­пример, плохо учится, но хороший спортсмен). Ведущая деятель­ность становится незначимой, так как потребность в достижениях удовлетворяется в замещающей деятельности.

14.Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабый нажим.
Рисуются детьми чувствительными, впечатлительными, тревожными.

15. Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились на нем полностью (их продолжение подразумевается за верхним краем листа).

Свидетельствует о чрезмерной активности ребенка.

16. Яблоки на дереве.

Свидетельствуют о симбиотической связи с матерью, зависимости от матери, привязанности к ней и естественном следовании ее влиянию.

17.Используемые цвета.

Использование чистых ярких цветов для раскрашивания — нор­мальное эмоциональное состояние. Использование черного, гряз­но-синих, грязно-коричневых цветов — преобладание отрицатель­ных эмоций, тревожность, невротические страхи и напряжение. От­сутствие цвета никак не интерпретируется.

18.Ствол, расщепленный в верхней половине (явно расходящийся ствол).

Свидетельствует о наличии конфликтующих установок, трудно со­гласуемых интересов (стремление сохранить и то, и другое), сложно­сти в процессе выбора.

19.Дерево, расщепленное до основания, или перекрещивающиеся стволы.

Возможны психические нарушения, связанные с неинтегрируемой двойственностью внутренней жизни, расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра).

20.Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья
с кронами.

Возможны нарушения психики с элементами маниакальности, уход в придуманный мир, фантастические страхи (необходима кон­сультация психиатра).

21.Ствол не замкнут, фактически представляет собой две параллельные палки, либо он похож на доску от забора, ровно срезанную сверху; грубые, толстые, похожи на бревна или доски от забора, расходящиеся перпендикулярно от ствола ветви, на которых нет листьев.

Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, нару­шении общения, мировосприятия, эмоциональной депривации (не­обходима консультация психиатра).

Для проведения проективных рисуночных тестов выдайте де­тям чистые листы бумаги. Лист должен лежать перед ребенком вертикально.

Инструкция:

«А теперь каждый на своем листе рисует любое дерево, кто какое захочет.»

Никаких дополнительных наводящих инструкций (типа: по­смотрите в окно, вспомните, как вы гуляли в парке, что вы рисова­ли на уроке, что растет во дворе и пр.) давать нельзя. Если ребе­нок уточняет, можно ли нарисовать елку, пальму, зимнее дерево без листьев, осеннее дерево и т. п., скажите: «Можно все.» (од­нако, такое пояснение дается только в том случае, когда дети сами об этом спрашивают).

Рисовать можно чем угодно (ручкой, простым карандашом, цвет­ными карандашами, фломастерами), но выбор должен сделать сам ребенок. Для дальнейшей интерпретации личностных особенностей ребенка важно знать, каким цветом он пользуется и использует ли он цвет вообще. Поэтому нельзя, например, говорить детям: «Пригото­вили цветные карандаши, сейчас будем рисовать.» или «Рисовать лучше ручкой.». Необходимо, чтобы на столе был пенал, в котором лежат и карандаши, и фломастеры, и ручки, чтобы ребенок сам смог выбрать то, чем он будет рисовать.

Лист должен быть абсолютно чистым, чтобы ребенок мог распо­ложить дерево там, где ему захочется. Подписывать лист следует только после завершения работы. Если заранее подписать лист снизу, то ребенок невольно перемещает изображение дерева вверх. Если подпись — сверху, то ребенок опускает изображение ниже, вообще не рисует, например, солнце или облака. Все это ис­кажает интерпретацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: