КОСТЮМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА




ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ 18 ВЕКА

18 век – последний этап развития феодализма и период перехода от феодальной формации к капиталистической, эпоха подготовки буржуазных революций.

Классической страной 18 в. стала Франция с ее своеобразием экономического развития, техническими изобретениями и «просветительством». Франция была не только центром европейской культуры, но и почти единственным создателем новых форм костюма, законодателем мод на долгое время. Ее влиянию подчинялась вся Европа. Французские моды приобрели общеевропейский характер.

В 18 в. становится особенно интенсивным процесс образования единых форм европейского городского костюма, начавшийся еще в эпоху Возрождения. Но наряду с этим происходит и другой интересный процесс.

С развитием городов, ростом промышленности убыстрялись темпы жизни, создавался новый уклад. Грань между городской и деревенской жизнью становится все более резкой. Это отразилось и на костюме.

Деревенский костюм все больше и больше теряет сходство с городским. Развитие неродного костюма происходит медленно и обособленно. Но народный европейский костюм – это самостоятельная большая тема, которая не рассматривается в данной работе.

Художественное направление первой половины столетия представляет собой последний этап развития аристократической культуры, нашедший выражение в стиле рококо (декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности; это как бы барокко, взятое в одну десятую силы), который как бы завершал развитие стиля барокко. Но если барокко отражало вкусы аристократии периода расцвета абсолютизма, когда дворянство имело неограниченную власть и экономическое могущество, то рококо отражало вкусы аристократии времен заката абсолютизма.

В центре внимания был интимный мир и чувственные переживания человека. Это наложило отпечаток на характер костюма. В салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую формы тела.

Костюмы аристократии этого времени сверкали золотом и драгоценностями. Официальная одежда, служебная, салонная и другие были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценные камни. Парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Вторая половина 18 в. – это период утверждения в искусстве классицизма как ведущего стилевого направления. Этот стиль, выражавший идеи единой национальной государственности, патриотизма, общественного долга, явился выразителем идей буржуазии в период подготовки французской буржуазной революции. Усилилось увлечение античностью в этот период.

Хотя классицизм уже завоевал ведущую роль в изобразительном искусстве и архитектуре, в костюме же этого времени все еще господствовали прежние тенденции. Мода пока еще диктовалась и создавалась при дворе и поэтому имела явно выраженный аристократический характер.

Тенденция в моде середины 18 в., продолжая развивать линии костюмов рококо, получила название «позднего рококо».

В 70-х годах 18 в. большое значение приобрели английские моды. Более строгие по форме и цвету, они быстро распространились на континенте.

Доминирующее положение Франции в 18 в. и значительное влияние Англии на развитие европейского костюма дает возможность ограничиться анализом костюма лишь этих стран.

 

КОСТЮМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ18 ВЕКА

В это время хрупкость, изящество и утонченность в равной мере должны были быть свойственны женщинам и мужчинам.

Мужской костюм состоял из кафтана и камзола. Кафтан плавно облегал фигуру, полы его расходились (в полы вставлялись прокладки различные, чтобы они стояли как панье у дам). Широко распахнутые полы раскрывали камзол, который по форме был копией кафтана. Рукава кафтана узкие и довольно короткие, с высокими отогнутыми манжетами, с богатыми украшениями. Из-под манжет высовывается манжет рубашки (кружевной). В расстегнутом на груди камзоле видно жабо рубашки, также отделанное дорогим кружевом. Штаны носят заправленными в чулки или сверху, причем они не видны из-под камзола. Чулки светлые, шелковые.

Костюм шили из бархата, тяжелого шелка, парчи, полотна и кружев, а в буржуазной среде – из различных шерстяных тканей.

Обувью служили башмаки на невысоком каблуке, украшенные металлическими пряжками.

Головной убор – треуголка, украшенная галуном или перьями. Обычно шляпу не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки. Шляпа была необходимым аксессуаром для поклонов. Дополнением костюма была шпага и перчатки.

Прически были не велики по объему. Волосы завивали в локоны, иногда гладко зачесывали назад. Сзади их связывали черной лентой или прятали в черный мешочек-кошелек. Волосы пудрили. Лицо всегда гладко брили. Белые пудренные волосы как нельзя лучше дополняли светлые, расшитые золотом или серебром одежды.

Женский костюм. По характеру силуэт костюма первой половины 18 в. был чрезвычайно женственным, а по цвету – светлым; женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Одежда подчеркивала и слегка утрировала линии женской фигуры. Костюм имел такой силуэт: узкие плечи, очень тонкая талия, округлая линия бедер, маленькая прическа, все это придавало фигуре изящество и легкость.

Одновременно носили корсет и нижнюю юбку, сверх которой надевали распашное от талии верхнее платье. нижнее платье богато расшивалось по подолу, а верхнее -–по краям разреза. Под платье надевали крахмальные, иногда простеганные нижние юбки. Парадные платья натягивали на нижнюю круглую по форме юбку – каркас из китового уса.

Отделки платья могли быть самыми разнообразными: банты, кружева, букеты цветов, вышивки, различные декоративные сборки, рюшки, фалболы (фалбола – кусок прямой ткани, который накладывается в любом направлении на платье, затем он собирается и набивается ватой) и т.д. Ткани применяются легкие – это муслины, батист, репс, канаус. Они живописно движутся на легком каркасе. Черные или цветные ленты, плотно перехватывающие шею у основания, делают ее более хрупкой, а голову миниатюрной.

Модным типом платья еще был так называемый кунтуш или платье со «складками Ватто». Оно представляло собой широкую, длинную, не отрезную в талии одежду, которую носили не опоясанной, надевая сверх нижней юбки или каркаса. Кунтуш был распашным и скреплялся только на груди при помощи лент. На спине он образовывал крупные складки, заложенные под обшивкой ворота. Иногда кунтуш не имел разреза спереди и надевался через голову. Эти платья шили из шелка, полушелка, атласа, легкого бархата светлых цветов.

К середине века кунтуш превратился в короткий жакет, который благодаря его удобству носили дома. На улицу его надевали лишь женщины из низших слоев населения.

Обувью служили изящные открытые туфельки на высоком каблуке. Прически небольшие, состояли из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы пудрили.

Парадный туалет дополнялся большим количеством ювелирных украшений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: