Тема «Западноевропейская музыкальная культура на рубеже веков: импрессионизм в музыке (урок 1)




Импрессионизм (франц. от impressionвпечатление) - направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв.

Применение термина «импрессионизм » к музыке во многом условно, так как музыкальный импрессионизм не составляет прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним хронологически.

Импрессионизм возник во Франции, когда группа художников — К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и другие — выступила со своими оригинальными картинами на парижских выставках 70-х гг.

Импрессионисты вышли из стен мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на подвижной речной глади, пестроту праздничной толпы. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.

Позднее, в 80 - 90-е годы, идеи импрессионизма нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора - Клод Дебюсси и Морис Равель - наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке.

Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюбленного в красоту окружающего мира. Оба они любили народную музыку - французскую, испанскую, восточную, любовались ее неповторимой красочностью.

Главное в музыкальном импрессионизме - передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности.

Музыкальный импрессионизм унаследовал многие особенности искусства позднего романтизма и национальных музыкальных школ XIX в. (Ф. Лист, Э. Григ и др.).

Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой красоты и утончѐнности, и ритма, зыбкого и неуловимого.

Красочность ладогармонических и тембровых средств выдвигается на первый план: усиливается выразительное значение каждого звука, аккорда, раскрываются неизвестные ранее возможности расширения ладовой сферы.

Особую свежесть музыке импрессионистов придавало их частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, к элементам музыкального языка народов Востока, Испании, ранних форм негритянского джаза.

У Клода Дебюсси (1862 – 1918) одухотворенные картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в его оркестровых пьесах: «Послеполуденный отдых Фавна», в цикле «Ноктюрны» («Облака», «Празднества» и «Сирены»), трех эскизах «Море», цикле «Иберия» (трех зарисовках природы и быта южной Испании), а также в фортепианных миниатюрах «Остров радости», «Лунный свет», «Сады под дождем» и др.

В творчестве Мориса Равеля (1875—1937) отразилась более поздняя эпоха. Рисунок его сочинений острее, резче, краски более четкие и контрастные - от трагического пафоса до язвительной иронии. Но и в его композиторской манере также встречается утонченная звукопись, сложная и пестрая игра красок, типичная для музыкального импрессионизма. В лучших фортепианных пьесах Равеля господствует прихотливая переливчатость звуков, навеянных живой природой («Игра воды», «Печальные птицы», «Лодка среди океана»).

Среди исполнителей и слушателей особой популярностью пользуется программный фортепианный цикл Ночной Гаспар» из трех пьес, написанных по мотивам стихов в прозе французского поэта Бертрана.

Первая пьеса – «Ундина»: среди журчания, плесков и переливов звучит лирическая мелодия, придающая изображению водной стихии теплоту и очеловеченность, развивающаяся от нежных интонаций в начале к страстным в кульминации. Вторая пьеса – «Виселица», очень мрачная по настроению. Третья пьеса - «Скарбо », маленький призрачный гоблин (вроде русского барабашки), тень в лунном свете, беспокойный, стучащий, скребущийся, смеющийся в ночи, не дающий уснуть, появляющийся на краю поля зрения и исчезающий непонятно куда.

Музыка импрессионизма - это искусство прекрасного. Утонченность, чувственность, красота и особая благозвучность этой музыки снискали ей большую популярность у слушателей.

Домашнее задание:

1. Что означает слово «импрессионизм» и в какой стране он возник?

2. Перечислите художников-импрессионистов. Какие темы стали ведущими в их творчестве?

3. Назовите имена композиторов-импрессионистов и перечислите музыкальные произведения, по содержанию соответствующие эстетике импрессионизма.

4. Какие особенности музыкального языка можно отметить в их творчестве?

5. Послушайте:

 

Дебюсси К. Лунный свет

Дебюсси К. Ноктюрны: Облака, Сирены

Равель М. Игра воды

Равель М. Ночной Гаспар: Ундина и Скарбо (1 и 3 пьесы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: