ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дефектология 1987, №4

В.А. Феоктистова

Автор говорит, о том, что трудность для слепых в неспособности многих ориентироваться в большом пространстве и впоследствии, при вступлении в производственную деятельность на рабочем месте. Это отмечали такие тифлопедагоги, как В.Гудонис, Н.М.Наумов, В.Фром и др., когда слабая подготовка выпускников школ для слепых по овладению пространством отрицательно сказывается на их контактах в смешанных трудовых коллективах и наоборот, умение ориентироваться в пространстве избавляет слепого человека от чувства неуверенности, является предпосылкой для формирования активной жизненной позиции, они легче преодолевают чувство изолированности, что способствует развитию их профессиональной деятельности.

Многие публикации (М.Акимушкин, И.Григутис, Я.Н.Дудкевич, Н.М.Наумов, С.Моргулис и др.) направлены на изучение опыта работы специальных школ и позволяют рассматривать задачу обучения детей и подростков с нарушением зрения как самостоятельную и социально значимую. Особенности восприятия слепыми пространства, формирования у них пространственных представлений и их умение ориентироваться привлекали внимание тифлопсихологов и тифлопедагогов с момента зарождения опыта обучения слепых (Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, Ф.Н.Шемякин и др.), их теоретические разработки о механизмах процесса формирования у слепых пространственных представлений стали основой для изучения этого вопроса, но все эти исследования не исчерпывают всех проблем, которые стоят сегодня перед школой для слепых по совершенствованию систем обучения этих детей в пространстве. В Новом учебном плане школ для слепых детей предусмотрено введение в 1У классах обязательных занятий по обучению ориентировке в пространстве несколько раз в неделю. Необходима эффективная методика обучения слепых детей ориентировке.

Опыт этой проблемы в течение ряда лет накапливался, анализировался и обобщался. Это позволило выделить некоторые факторы, которые осложняют процесс обучения слепых детей ориентировке. Так для успешного восприятия человеком пространства необходима готовность сохранных анализаторов адекватно отражать свойства и признаки предметов окружающего мира, к сожалению часто это низкий уровень отражения окружающего пространства, т.к. зачастую максимально включается в познавательную деятельность лишь один их анализаторов. Так, в работе с тотально слепыми детьми, как правило, упор делается на слух, с имеющими остаточное зрение – на зрение. Использование слуха как главного информатора о свойствах и признаках предметов и их расположении в пространстве позволяет слепому ребенку определить характер и направление звука, но не передает данных для создания предметных и пространственных представлений необходимого объема и качества. Сложность восприятия пространства слепыми детьми состоит в том, что у них резко сужены границы видения предметов, возникает необходимость рассматривать предметы-ориентиры под большим углом (на близком расстоянии), это значительно затрудняет их ориентировку в большом пространстве.

Одна из причин низкого уровня самостоятельной ориентировки у младших и старших слепых школьников связана с тем, что ни в детском саду, ни в специальной школе не ведется систематической целенаправленной работы по использованию сохранных анализаторов в отражении признаков и свойств предметов, окружающих пространство, поэтому ученики не обладают достаточным чувственным опытом, не могут оперировать образами памяти и не могут ориентироваться в незнакомом замкнутом и свободном пространстве. Обучение в основном идет по типу «карта –путь». Формирование предметных и пространственных представлений на основе полисенсорного чувственного восприятия является фундаментом для овладения эффективными приемами ориентировки по типу «карта-обозрение», т.е. слепой человек оказывается более подготовленным оказывается более подготовленным к самостоятельной деятельности в окружающем пространстве и ориентированию в нем.

Во многих школах процесс обучения ориентировки слепых детей носит стихийный характер: отсутствует программа, уточняющая объем и качество знаний по годам обучения, не определена роль учителя и воспитателя в формировании у школьников этих умений и навыков, не разработаны конкретные методы обучения ориентировки на специальных занятиях и во внеурочное время. Все это осложняет процесс овладения слепыми учащимися навыков ориентировки в пространстве и с связи с этим было определено направление опытного обучения (на базе ленинградской школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих детей. В специальной таблице указывался уровень подготовки и тот же показатель в конце учебного года. При обследовании выявлялись следующие показатели:

1. Заинтересованность учащихся в занятиях ориентировкой и понимание значения этих занятий.

2. Использование в ориентировке следующих анализаторов:

а) остаточного зрения;

б) слуха;

в) осязания;

г) обоняния;

3. Ведущий анализатор и ориентировка.

4. Умение осязательно обследовать и опознавать предметы разной модальности (макеты, барельефы, контуры, изображения).

5. Сформированность представлений об основных предметах, наполняющих пространство, в котором живет слепой школьник (класс, спальня, столовая, предметы жилой квартиры и др.).

6. Умение ориентироваться в микропространстве относительно себя (в тетради, на парте, в книге, на доске и др.).

7. Сформированность образа изучаемого пространства и его перенос на план, ориентировка с помощью плана.

8. Совместная ориентировка слепого со зрячим, знание правил совместной ориентировки на улице, при переходе улицы, в транспорте, в общественных местах, за столом и т.д.

К этой схеме прилагалась примерная индивидуальная методика обучения слепых школьников.

На первом самом низком уровне ученик владел минимальными знаниями и пользовался дополнительной помощью со стороны педагога и товарищей, не проявлял интереса к данному виду деятельности, знал не более двух-трех предметов, наполняющих пространство. На втором уровне ученик уже владел необходимым объемом знаний, умений ориентировки в пространстве, проявлял интерес к этим знаниям, имел представление об основных предметах в изучаемом пространстве, но иногда испытывает страх при ориентировке в незнакомом пространстве. На 3-ем уровне ученик овладевал всеми знаниями и приемами, необходимыми для ориентировки в пространстве, проявлял заинтересованность и инициативу в изучении нового пространства, используя сохранные анализаторы, охотно принимал помощь даже незнакомых людей, знал расположение относительно заданной точки отсчета. Именно эти знания позволяют объединять группы детей с примерно одинаковым уровнем готовности к обучению и четко представлять какие из разделов программы наиболее трудны для школьников той или иной группы.

Была разработана программа по обучению ориентировке в пространстве в школах для слепых детей со следующими разделами:

1. Накопление слепыми школьниками сенсорного опыта по восприятию признаков и свойств предметного мира.

2. Формирование у детей правильной позы при ориентировке и восприятии предметов, наполняющих пространство.

3. Создание предметных и пространственных представлений, необходимых при ориентировке.

4. Формирование способов и приемов ориентировки в микропространстве (на рабочем столе, в книге, в тетради и др.), в помещении школы, дома.

5. Формирование приемов ориентировки в свободном пространстве (улица, транспорт, лес, учреждения).

6. Овладение навыками совместной со зрячими сверстниками и взрослыми ориентировки в пространстве.

7. Формирование приемов ориентировки слепых с использованием вспомогательных средств.

Программа рассчитана на 1-1У классы.

Рассмотрим один из разделов экспериментальной программы «Формирование у младших школьников правильной позы при ориентировке и восприятии предметов, наполняющих пространство».

1 год обучения

Формирование правильной позы школьника в положениях стоя, сидя за партой, за столом, в кресле и т.д.; при ходьбе в паре, при самостоятельной ходьбе вдоль постоянного ориентира – стены, перил лестницы; при чтении и письме, восприятии предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте); при ходьбе строем.

2 год обучения

Закрепление знаний и умений, сформированных на 1-ом году обучения;

Формирование правильной позы при подъеме и спуске по лестнице, при посадке в городской транспорт и выходе из него;

При ходьбе со зрячими провожатыми (со сверстниками и взрослыми).

При восприятии предметов, расположенных вертикально ниже и выше роста ребенка (шкаф, классная доска, книжные полки и т.д.).

3 год обучения

Автоматизация умений и навыков, сформированных на первых годах обучения.

Формирование правильной позы при разговоре школьника со сверстниками или взрослыми; при входе (выходе) в учреждения бытового и культурного назначения; во время езды в транспорте: в метро, в такси, в самолете, на пароходе.

Практическая отработка понятий: стоит напротив, сбоку, слева или справа от тебя. Формирование правильного жеста, указывающего направление.

4 год обучения

Автоматизация умений и навыков, сформированных на предыдущих годах обучения.

Формирование правильной позы школьника

При самостоятельной свободной ходьбе по улицам, при ходьбе с провожатым;

При отыскивании упавшего на пол предмета, при осматривании внутренности шкафов, полок и т.д.

Совершенствование процесса обучения слепых младших школьников ориентированию – проблема сложная и многогранная. Дальнейший анализ материалов экспериментального обучения будут способствовать решению тех вопросов, которые встают перед педагогами специальных школ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: