Введение. «История возникновения статистики».
Прежде, чем стать наукой в ее современном понимании, статистика, прошла многовековую историю развития.
Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться уже в глубокой древности. Так, известно, что ещё за 5 тыс. лет до н. э. проводился подсчет населения в Китае, велся учет имущества в Древнем Риме, в средние века проводились переписи населения, домашнего имущества, земель. Эти сведения использовались в основном в военных целях и при обложении налогами. В столь отдаленные времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обработку и анализ, т.е. зарождение статистики как науки следует отнести ко второй половине 17 века.
Например, греческий философ Аристотель (384 – 322 г, до н. э.) составил описание 157 городов и государств своего времени.
Средневековье оставило уникальный памятник – «Книгу страшного суда» (1061 г.) – это свод материалов всеобщей переписи населения Англии и его имущества (включает данные о 240 тысячах дворов).
Существовало 3 основных направления в развитии статистики:
1. Английская школа политических арифметиков. Её основателями были:
- Дж. Граунт;
- Уильям Петти.
Политические арифметики путем обобщения и анализа факторов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества. Именно основатели этой школы изобрели метод обработки бюллетеней о естественном движении населения, построили таблицу смертности. Уильям Петти создал экономическую статистику.
2. Статистико – математическое направление (Англия). Основатели:
- Ф. Гальтон;
- К. Пирсон;
- Р. Фишер;
- М. Митчел.
Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятности.
3. Школа государствоведения (Германия). Основатели:
- Г. Конринг;
- Г. Ахенваль;
- А. Шлецер.
В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Собирался в основном описательно – информационный материал, который в последствии не анализировался. Понимание статистики было далеко от современного взгляда на статистику как науку.
Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер. С середины 19 века благодаря усилиям бельгийца – математика, астролога и статистика Адольфа Кетле (1796 – 1874) были выработаны правила переписи населения и регулярность её проведения в развитых странах. Для координации развития статистики по инициативе А. Кетле проводились международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан международный статистический институт, который существует и по сей день.
В российской статистике не было четкого обоснования школ и направлений, и тем не менее можно отметить:
- русскую описательную школу;
- русскую школу политических арифметиков;
- статистическую мысль революционеров – демократов;
- различные направления в русской академической статистике.
Основные представители русской статистики:
- И.К. Кирилов;
- В. Н. Татищев;
- М. В. Ломоносов;
- С. Н. Плещеев;
- А. Н. Радищев
- А. И. Герцен
А. Н. Радищев и А. И. Герцен разработали программные вопросы экономической и судебной статистики.
Международной статистикой занимаются такие международные организации как:
- ООН (Организация Объединенных Наций)
- ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН)
- ЮНЕСКО филиал ООН (Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры)
- МОТ (Международная Организация Труда)
- ЕС (Европейский Совет)
- Мировой банк и др.
Международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимается сбором, представлением, сравнением, интерпритацией социально – экономических данных.
Достаточно сложные статистические методы нашли применение в биологии, страховании, психологии и т.д.
Сегодня трудно найти сферу, где бы не применялась статистика. Статистика нужна для расчёта страховых тарифов, оценки финансовых и предпринимательских расходов; она используется в работе аудиторов, при постановке управленческого учета в фирме, в контроле и анализе качества продукции, в медицине, спорте и маркетинге. Может быть только в области искусства статистика не нашла пока широкого применения.
Тема №1 «Предмет, метод и задачи статистики»
Тема № 1:
План:
1. Предмет статистики, её задачи и виды.
2. Методы статистики.
3. Основные категории статистики.
4. Органы управления статистикой в РФ.
Предмет статистики, её задачи и виды.
Статистика – это одна из общественных наук, главной целью которой является сбор, анализ и сопоставление числовых факторов, относящихся к самым разнообразным явлениям.
Задачи статистики:
1) всестороннее освещение экономического положения РФ, т. е. получение характеристики преобразований происходящих в стране;
2) обеспечение информацией;
3) совершенствование информации для более полного отражения общественных явлений.
Под статистикой понимают особую науку, которая имеет свой предмет и специфические методы исследования.
Предметом статистики – является количественная сторона массовых явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной, в конкретных условиях места и времени.
Выделяют три основные черты предмета статистики:
- статистика изучает общественные явления;
- статистика изучает массовые явления;
- статистика изучает количественную сторону явления.
Каждое статистическое исследование проходит три этапа:
1 этап – статистическое наблюдение;
2 этап – сводка полученных данных
3 этап – анализ результатов.
Существуют следующие виды статистики:
- экономическая статистика;
- социально – демографическая статистика;
- государственная статистика.
2. Статистические методы:
На 1 этапе применяется метод массовых наблюдений. На этом этапе формируются цели и задачи наблюдения, разрабатываются программы исследования, определяется объект и единица наблюдения.
На 2 этапе применяются методы: группировок, относительных, абсолютных и средних величин, показателей вариации, рядов динамики. Данные методы совершают переход от характеристики единичных факторов к характеристике данных, объединенных в группы.
На 3 этапе применяются такие методы: индексный метод, методы математической статистики, графический метод, метод корреляционного и регрисионного анализа. С помощью этих методов устанавливается причинно – следственная связь между общественными явлениями и процессами.