Музыка М.В. Анцева, стихи А.В.Кольцова.




Аннотация на произведение

«Соловьем залетным»

 

Студентки: Фучик Павлины.

Преподаватель: Паскар Татьяна Владимировна.

Михаил Васильевич Анцев – родился 30 сентября (12 октября) 1865 года в Смоленске, умер 21 июня 1945 года в Москве. С 1886 года учился в Варшавской консерватории по классу скрипки Г.Фримана и С. Барцевича и по классу композиции С. Носковского. В 1894 году окончил Петербургскую консерваторию.

Он стал композитором, педагогом, музыкальным критиком. С 1896 года жил в Витебске. Где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «народный листок» (1905-1912), членом Витебской архивной комиссии. В 1918 году организовал Народную консерваторию (где читал лекции по истории и теории музыки), а также Государственный хор и кружок белорусской песни. После октябрьской революции был одним из первых композиторов обратившихся в своем творчестве к революционным темам (хоры «Памяти героев» 1922 год). Автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий, в том числе книг. Краткие сведения для певцов – «Нотная терминология», Справочный словарь для регентов, учителей и всех музыкантов».

Нельзя не оценить ту роль, которую играл в музыкально - художественной жизни Витебска в конце 19 века в начале 20 века. Многое из того что создано композитором не сохранилось в рукописях (до наших дней дошло около 80 романсов и песен М. В. Анцева) или потерялось. Однако и то, что сохранилось, свидетельствует о том, что Анцев был способным человеком в областях художественной деятельности. Он писал музыку на слова В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.

2. Кольцов Алексей Васильевич родился 3(15).10.1809, Воронеж,-29.10(10.11). 1842, там же, русский поэт. Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. С детских лет принимал участие в делах отца - перегонял стада в степях, покупал и продавал скот на деревенских базарах. Учился в уездном приходском училище менее полутора лет. В 16 лет начал писать стихи, подражая популярным поэтам того времени. Талант поэта-самоучки горячо поддержали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский. Передовых современников привлекла глубокая народность стихотворений Кольцова, резко отличавшая их от многочисленных подделок под народную. Называя Кольцова "великим народным поэтом", Добролюбов отмечал, что его песни "... составили у нас совершенно особый, новый род поэзии... Кольцов первый стал представлять в своих песнях настоящего русского человека, настоящую жизнь наших простолюдинов так, как она есть, ничего не выдумывая"

Подлинная народность образов, свежесть и яркость языка, вобравшего богатства народно-песенного творчества, соединялись в зрелых стихах Кольцов с большой социальной мыслью. Многие песни и стихи К. положены на музыку А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, М. А. Балакиревым и другими композиторами.

По жанру произведение представляет собой обработку народной песни. Для песенной народной музыки характерны такие черты, как особое богатство мелодической ткани, глубина художественного образа, иносказательное его толкование и интонационная связь с пластами древней музыкальной культуры;

Форма рассматриваемого произведения - куплетная. Куплет представляет собой завершённый классический период квадратной структуры из 16 тактов. Сочинение можно разбить на два предложения по 8 тактов, каждое из которых включает в себя две фразы. Во втором предложении вторая фраза повторяется дважды, что подчеркивает завершенность построения и представляет собой характерную особенность для народной музыки в целом.

Начинается произведение в умеренном темпе на тоническом унисоне. Динамика здесь не должна превышать mp - на это указывает художественный образ, заложенный в литературном тексте: "Соловьем залетным юность пролетела". Интонационный подъем, небольшое (crescendo) перед ферматой на "соль" I октавы и сама фермата, которая имеет скрытый эмоциональный подтекст: показывает щемящую тоску и несбыточность мечты человека об ушедшей молодости. Поэтому вслед за восходящим движением мелодии мы слышим мелодический поступенный спуск на слова «юность пролетела»– оно как бы замыкает границы этой фразы, но не окончательно - об этом говорит остановка первой фразы на доминанте. Вторая фраза ("волной непогодой радость прошумела") строится аналогично первой, хотя отличается от нее как отсутствием ферматы во втором такте, так и сквозным развитием мелодии к завершающей точке, каденцией (гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или малую законченность), в которой вместо неустойчивой доминанты появляется тонический унисон.

Во втором предложении происходит более яркое динамическое и темповое развитие. Здесь идет речь о воспоминаниях, захлестнувших человека, о чем свидетельствует поэтический текст – "Пора золотая была, да сокрылась" и музыкальное движение с ускорением. Под конец первой фразы происходит значительное crescendo, достигающее кульминации на первой доле второй фразы – "...сила молодая с телом износилась". Эта кульминационная точка подчеркивается как высокой нотой в мелодии ("соль" 1 октавы), так и ферматой. К концу второй фразы мелодия постепенно спускается вниз, но терцовый ход вверх на последних 3 и4 долях такта подразумевает продолжение мысли – и звучит еще одно проведение последней фразы, которое при исполнении требует более мягкого звучания и менее яркой динамики, что трактуется содержанием поизведения - человек смиренно принимает волю Божью и неизбежность судьбы и времени.

Мелодия. В этой миниатюре используется обработка русской народной песни. Мелодическая линия очень напевная, без больших скачков, в целом представляет собой постепенное движение от нижней точки к верхней - кульминации, и постепенное движение вниз. Такая мелодика характерна для народной песенной музыки, поскольку очень выразительно отображает внутреннюю экспрессию русского фольклора.

Метроритм. "Соловьем залетным" написана в четырехдольном размере 4/4. Метроритмические особенности этой песни позволяют отнести ее к несложным произведениям. Четный размер задает четкий ритм четвертными длительностями, этот размеренный шаг субъективно замедляет звучание музыки, придает ему оттенок стабильности и покоя – именно такой метроритм нужен для того, чтобы выразить образ увядающей молодости. В этом сочинении использованы несложные ритмические рисунки (ровное движение четвертями и распевы на восьмых нотах), поэтому оно не должно представлять проблемы для исполнителей.

Ладотональный план. Основная тональность произведения - g-moll. Внутри построений не отмечается никаких модуляций и отклонений; гармонический план произведения строится на полных гармонических оборотах T-S-D, D. Предложения строятся по фразам, второе предложение заканчивается на (тонике), третья фраза предложения начинается с доминантовой гармонии. В 11 такте мы видим отклонение в параллельный си - бемоль мажор, заканчивается произведение в соль-миноре. Все вышесказанное в целом характерно для народной музыки с ее несложной ладовой основой.

Фактура. Фактура произведения - гомофонно-гармоническая. Все голоса связаны между собой равны четкими гармоническими вертикалями. Мелодия звучит в верхнем голосе, в то время как остальные голоса исполняют гармонический фон.

Тип и вид хора:

По типу это неполный мужской хор a capella в составе:

Тенора - I и II и Басовая группа.

Вид: трехголосный.

Мужской хор, для которого написано это произведение, по замыслу автора обработки, своим тембром помогает выразить раздумья пожилого человека, его сожаление об ушедших днях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: