Методологические и методические основы.




ЛЕКЦИЯ 1.ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА

Предмет курса.

Объект изучения.

Методологические и методические основы.

Задачи курса.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предмет курса; экономика предприятия; эффективность; эффект; объект курса; отрасль экономики; закон, закономерность; методы исследования; единицы измерения показателей.

 

Предмет курса.

ПРЕДМЕТ – процессы, которые составляют основу дисциплины.

Материальной основой развития человеческой цивилизации является прогресс общественного производства.

ПРОИЗВОДСТВО – целесообразная деятельность, направленная на переработку природного вещества в продукцию, создаваемую для удовлетворения конкретных потребностей.

В современных условиях производство рассматривается как комплекс действий, связанных с изготовлением, распределением, потреблением продукции, работ, услуг, а также утилизацией отходов указанных процессов.

Общественное производство изменяется, но можно выделить его основные компоненты, перечень которых остается неизменным.

Производство в широком смысле предполагает взаимодействие 3 основных элементов:

ž Средств труда;

ž Предметов труда;

ž Рабочей силы человека.

Личные (субъективные, человеческие) и вещественные (материальные) факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы (ПС) общества.

Исследованиями по поводу использования производительных сил занимаются многие дисциплины:

Политическая экономия – как совокупность общественных отношений, которые определяются характером собственности на средства производства;

Микроэкономика – как отношения по поводу эффективного распределения ограниченных производственных ресурсов (труда, земли, капитала) для оптимального удовлетворения потребностей потребителей.

Размещение производительных сил – территориальная организация производительных сил на уровне региона, страны, мира;

Экономика в целом рассматривается как научная дисциплина, которая занимается изучением особенностей формирования, состояния и развития национальной экономики, ее отраслей, отдельных предприятий, а также отдельных элементов производства (капитал, фонды, труд и др.).

Экономика как хозяйственный механизм:

ž это совокупность средств, законов и правил осуществления хозяйственной деятельности;

ž объединяет организацию,

анализ,

планирование,

управление хозяйственной деятельностью;

- с углублением разделения труда, ростом масштабов производства, расширением ассортимента выпускаемой продукции повышается сложность регулирования экономической деятельности.

Следует учитывать, что экономика как вид хозяйственной деятельности:

ž включает материальные и нематериальные объекты, процессы, способы создания и распределения материальных и духовных благ, которые необходимы как отдельному индивиду, так и обществу в целом;

отсюда, экономика является базой в системе жизнеобеспечения людей;

ž в экономической системе основное звено – производство материальных благ, которые включают предметы потребления и средства производства;

реальной экономики, оторванной от материального производства, не существует.

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ – это наука об эффективности производства, путях и методах достижения предприятием наилучших результатов при наименьших из возможных затратах.

Эффективность в широком смысле определенное соотношение результатов и затрат.

Решение проблем повышения эффективности производства для предприятий включается в перечень важнейших задач. При этом необходимо различать понятия эффект и эффективность. Понятия эффекта и эффективности производственной деятельности на предприятии имеют существенные различия.

Эффект отображается определенным перечнем стоимостных (возможно и других) параметров, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности предприятия. Показатели, отображающие результаты производства, являются абсолютными величинами.

Эффективность производства рассчитывается соотношением результатов и затрат, которые обеспечивают формирование указанных результатов. Показатели эффективности производства всегда выражаются в относительных величинах.

Они являются комплексной характеристикой конечных результатов использования средств производства: предметов и средств труда, а также рабочей силы за определенный период. Чем больше величина результата, который получен на единицу затрат, тем выше результативность производства.

Отсюда основное условие эффективного производства содержится в обеспечении максимально возможного результата на каждую единицу использованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также их интегральной совокупности.

В рыночных условиях целесообразность экономической деятельности определяется на основе критериев предпринимательской деятельности.

 

2. Объект изучения.

ОБЪЕКТ – какие процессы изучает дисциплина?

Объектом курса являются основы регулирования экономической деятельности, организации и результативности хозяйствования на уровне первичного звена общественного производства – предприятия.

Предприятие – основное организационное звено народного хозяйства Украины. Предприятие входит в структуру национальной экономики.

Национальная экономика рассматривается как комплекс экономической деятельности в пределах страны (макро - и мезоуровни).

Отрасль экономики - это качественно однородная совокупность предприятий, других хозяйствующих единиц разных форм собственности и их объединений, которые выполняют однородные функции в системе общественного распределения труда.

Основные признаки отрасли:

- производство в значительных масштабах однородной или аналогичной продукции;

- наличие большого количества предприятий – производителей этой продукции;

- специфические технологические процессы и организация труда;

- однородность потребляемой продукции;

- специфический состав специально подготовленных кадров.

Цель регулирования экономической деятельности – достижение эффективности производства.

Методологические и методические основы.

Любые явления в природе и обществе происходят в соответствии с законами.

Закон – это необходимое, существенное повторение отношений между явлениями природы и общественной жизни.

Законы действуют объективно, то есть независимо от воли человека.

Однако, в отличие от законов природы, действие законов развития и деятельности общества подвергается мощному воздействию субъективного фактора и проявляется в форме закономерностей.

Закономерность – это объективно действующая, повторяющаяся связь явлений природы и общественной жизни.

Основу методологии курса составляет системный анализ как общенаучный методологический подход, имеющий следующие базовые положения:

ž основные принципы изучения объекта исследования предполагают его изучение в единстве, различии, взаимосвязи и развитии.

ž любой объект рассматривается как система, которую можно разделить на подсистемы. В то же время рассматриваемая система является подсистемой другой, более сложной системы.

ž свойства системы принадлежат подсистемам, однако свойства подсистем не всегда характеризуют систему. Следует учитывать закономерность индивидуальности развития объекта.

 

Основные теоретические подходы к исследованию экономических процессов изложены в теоретических курсах. Они представляют собой: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, нормативный и позитивный подход, методы равновесного и неравновесного анализа и др.

Кроме этого, следует обратить внимание на современные теории рыночной экономики: выхода из финансово-экономического кризиса; теории глобализации, регионализации, стабильного развития; теории формирования социально ориентированной экономики; теории функционирования стран со смешанной экономикой; теории экономико-экологической безопасности, др.

Методическую основу курса составляют:

экономические,

статистические,

экономико-математические методы исследования объекта.

Методы экономического анализа, сравнений, экспертных оценок, наблюдения, классификаций, группировок, средних, моделирования, индексный, цепных подстановок, корреляционный, графический, др.

Показатели в экономике всегда имеют единицы измерения, которые традиционно подразделяются на:

ž натуральные;

ž условно-натуральные;

ž стоимостные.

Основное требование к этим показателям – их сопоставимость.

Кроме этого следует выделить:

ž относительные, которые измеряются, например, в % или не имеют имени (компактной единицы измерения), а точнее их наименование слишком длинное и имеет стандартное применение;

ž качественные характеристики – комплексные показатели или имеющие только словесный эквивалент.

 

Отсюда все показатели подразделяются на:

- натуральные: количественные и качественные;

- стоимостные;

- относительные.

 

4.Задачи курса.

Задачи курса обусловлены особенностями каждого конкретного периода развития экономики Украины.

В современных условиях необходимо отметить необходимость решения следующих заданий:

- развитие современных экономических теорий применительно к особенностям деятельности промышленного производства Украины в условиях кризиса моровой экономики, обеспечивая базу для функционирования на принципах стабильного развития экономики;

- развитие и адаптация методических основ механизма хозяйствования применительно к особенностям деятельности предприятий на территории Украины;

- реализация теоретических и методических основ хозяйственного механизма в практической деятельности.

Конкретные направления развития экономики Украины и практические задачи содержатся в прогнозах, основных направлениях и прочих документах, разрабатываемых государственными органами власти.

 

На уровне предприятия формируются необходимость решения следующих задач:

- организация производства, основанного на удовлетворении потребностей конкретного потребителя, в условиях кризиса;

- управление и оптимизация затрат;

- обеспечение роста прямых результатов дохода и прибыли, а также положительных внешних эффектов;

- сокращение объемов влияния отрицательных внешних эффектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: