ЛЕКЦИЯ 1.ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА
Предмет курса.
Объект изучения.
Методологические и методические основы.
Задачи курса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предмет курса; экономика предприятия; эффективность; эффект; объект курса; отрасль экономики; закон, закономерность; методы исследования; единицы измерения показателей.
Предмет курса.
ПРЕДМЕТ – процессы, которые составляют основу дисциплины.
Материальной основой развития человеческой цивилизации является прогресс общественного производства.
ПРОИЗВОДСТВО – целесообразная деятельность, направленная на переработку природного вещества в продукцию, создаваемую для удовлетворения конкретных потребностей.
В современных условиях производство рассматривается как комплекс действий, связанных с изготовлением, распределением, потреблением продукции, работ, услуг, а также утилизацией отходов указанных процессов.
Общественное производство изменяется, но можно выделить его основные компоненты, перечень которых остается неизменным.
Производство в широком смысле предполагает взаимодействие 3 основных элементов:
Средств труда;
Предметов труда;
Рабочей силы человека.
Личные (субъективные, человеческие) и вещественные (материальные) факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы (ПС) общества.
Исследованиями по поводу использования производительных сил занимаются многие дисциплины:
Политическая экономия – как совокупность общественных отношений, которые определяются характером собственности на средства производства;
Микроэкономика – как отношения по поводу эффективного распределения ограниченных производственных ресурсов (труда, земли, капитала) для оптимального удовлетворения потребностей потребителей.
Размещение производительных сил – территориальная организация производительных сил на уровне региона, страны, мира;
Экономика в целом рассматривается как научная дисциплина, которая занимается изучением особенностей формирования, состояния и развития национальной экономики, ее отраслей, отдельных предприятий, а также отдельных элементов производства (капитал, фонды, труд и др.).
Экономика как хозяйственный механизм:
это совокупность средств, законов и правил осуществления хозяйственной деятельности;
объединяет организацию,
анализ,
планирование,
управление хозяйственной деятельностью;
- с углублением разделения труда, ростом масштабов производства, расширением ассортимента выпускаемой продукции повышается сложность регулирования экономической деятельности.
Следует учитывать, что экономика как вид хозяйственной деятельности:
включает материальные и нематериальные объекты, процессы, способы создания и распределения материальных и духовных благ, которые необходимы как отдельному индивиду, так и обществу в целом;
отсюда, экономика является базой в системе жизнеобеспечения людей;
в экономической системе основное звено – производство материальных благ, которые включают предметы потребления и средства производства;
реальной экономики, оторванной от материального производства, не существует.
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ – это наука об эффективности производства, путях и методах достижения предприятием наилучших результатов при наименьших из возможных затратах.
Эффективность в широком смысле – определенное соотношение результатов и затрат.
Решение проблем повышения эффективности производства для предприятий включается в перечень важнейших задач. При этом необходимо различать понятия эффект и эффективность. Понятия эффекта и эффективности производственной деятельности на предприятии имеют существенные различия.
Эффект отображается определенным перечнем стоимостных (возможно и других) параметров, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности предприятия. Показатели, отображающие результаты производства, являются абсолютными величинами.
Эффективность производства рассчитывается соотношением результатов и затрат, которые обеспечивают формирование указанных результатов. Показатели эффективности производства всегда выражаются в относительных величинах.
Они являются комплексной характеристикой конечных результатов использования средств производства: предметов и средств труда, а также рабочей силы за определенный период. Чем больше величина результата, который получен на единицу затрат, тем выше результативность производства.
Отсюда основное условие эффективного производства содержится в обеспечении максимально возможного результата на каждую единицу использованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также их интегральной совокупности.
В рыночных условиях целесообразность экономической деятельности определяется на основе критериев предпринимательской деятельности.
2. Объект изучения.
ОБЪЕКТ – какие процессы изучает дисциплина?
Объектом курса являются основы регулирования экономической деятельности, организации и результативности хозяйствования на уровне первичного звена общественного производства – предприятия.
Предприятие – основное организационное звено народного хозяйства Украины. Предприятие входит в структуру национальной экономики.
Национальная экономика рассматривается как комплекс экономической деятельности в пределах страны (макро - и мезоуровни).
Отрасль экономики - это качественно однородная совокупность предприятий, других хозяйствующих единиц разных форм собственности и их объединений, которые выполняют однородные функции в системе общественного распределения труда.
Основные признаки отрасли:
- производство в значительных масштабах однородной или аналогичной продукции;
- наличие большого количества предприятий – производителей этой продукции;
- специфические технологические процессы и организация труда;
- однородность потребляемой продукции;
- специфический состав специально подготовленных кадров.
Цель регулирования экономической деятельности – достижение эффективности производства.
Методологические и методические основы.
Любые явления в природе и обществе происходят в соответствии с законами.
Закон – это необходимое, существенное повторение отношений между явлениями природы и общественной жизни.
Законы действуют объективно, то есть независимо от воли человека.
Однако, в отличие от законов природы, действие законов развития и деятельности общества подвергается мощному воздействию субъективного фактора и проявляется в форме закономерностей.
Закономерность – это объективно действующая, повторяющаяся связь явлений природы и общественной жизни.
Основу методологии курса составляет системный анализ как общенаучный методологический подход, имеющий следующие базовые положения:
основные принципы изучения объекта исследования предполагают его изучение в единстве, различии, взаимосвязи и развитии.
любой объект рассматривается как система, которую можно разделить на подсистемы. В то же время рассматриваемая система является подсистемой другой, более сложной системы.
свойства системы принадлежат подсистемам, однако свойства подсистем не всегда характеризуют систему. Следует учитывать закономерность индивидуальности развития объекта.
Основные теоретические подходы к исследованию экономических процессов изложены в теоретических курсах. Они представляют собой: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, нормативный и позитивный подход, методы равновесного и неравновесного анализа и др.
Кроме этого, следует обратить внимание на современные теории рыночной экономики: выхода из финансово-экономического кризиса; теории глобализации, регионализации, стабильного развития; теории формирования социально ориентированной экономики; теории функционирования стран со смешанной экономикой; теории экономико-экологической безопасности, др.
Методическую основу курса составляют:
экономические,
статистические,
экономико-математические методы исследования объекта.
Методы экономического анализа, сравнений, экспертных оценок, наблюдения, классификаций, группировок, средних, моделирования, индексный, цепных подстановок, корреляционный, графический, др.
Показатели в экономике всегда имеют единицы измерения, которые традиционно подразделяются на:
натуральные;
условно-натуральные;
стоимостные.
Основное требование к этим показателям – их сопоставимость.
Кроме этого следует выделить:
относительные, которые измеряются, например, в % или не имеют имени (компактной единицы измерения), а точнее их наименование слишком длинное и имеет стандартное применение;
качественные характеристики – комплексные показатели или имеющие только словесный эквивалент.
Отсюда все показатели подразделяются на:
- натуральные: количественные и качественные;
- стоимостные;
- относительные.
4.Задачи курса.
Задачи курса обусловлены особенностями каждого конкретного периода развития экономики Украины.
В современных условиях необходимо отметить необходимость решения следующих заданий:
- развитие современных экономических теорий применительно к особенностям деятельности промышленного производства Украины в условиях кризиса моровой экономики, обеспечивая базу для функционирования на принципах стабильного развития экономики;
- развитие и адаптация методических основ механизма хозяйствования применительно к особенностям деятельности предприятий на территории Украины;
- реализация теоретических и методических основ хозяйственного механизма в практической деятельности.
Конкретные направления развития экономики Украины и практические задачи содержатся в прогнозах, основных направлениях и прочих документах, разрабатываемых государственными органами власти.
На уровне предприятия формируются необходимость решения следующих задач:
- организация производства, основанного на удовлетворении потребностей конкретного потребителя, в условиях кризиса;
- управление и оптимизация затрат;
- обеспечение роста прямых результатов дохода и прибыли, а также положительных внешних эффектов;
- сокращение объемов влияния отрицательных внешних эффектов.