Проблема неравенства непосредственно связано с прямо противоположной ей проблемой равенства. Хотя некоторые – прежде всего религиозные – доктрины провозглашают, что люди в определенном смысле равны друг другу от рождения, большинство социологических дискуссий сосредотачивают свое внимание на состоянии и тенденциях измерения равенства в конкретных социальных контекстах. Отсутствие равенства, т.е. неравенство, - это жизненно важный элемент, возникающий в ходе изучения любой стратификации. Строго говоря, при отсутствии неравенства теряет смысл сама социальная стратификация, поскольку любая стратификационная система фиксирует именно характер и размеры неравенства между различными членами общества.
Анализ общесоциологических тенденций динамики человеческого общества может привести к довольно не популярному выводу: в доиндуствиальных обществах и на ранних этапах индустриального именно экономическое и политическое неравенство членов общества служит одним из решающих факторов прогрессивных социальных изменений. Более того, это неравенство объективно закрепляется и в господствующих представлениях о справедливости во всех слоях общества, в том числе и среди самых неимущих[8].
Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными слоями населения.
Если неравенство представить в виде шкалы, но на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые). А на другом – наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль поведения. Стереотипы восприятия и психология.
|
Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества. Бедность представляет собой комплексное социальное явление, имеющее экономические, культурные и психологические корни. Ее особенности связаны также с историческими условиями развития той или иной страны. В России быстрый рост уровня бедности был обусловлен сокращением занятости и появлением безработицы и резким снижением трудовых доходов на начальном этапе кардинальных социально-экономических реформ конца ХХ века в условиях неэффективной системы социальной защиты населения. Ситуация осложняется тем, что в последние годы уровень бедности сохраняется высоким, а для некоторых слоев населения проблема жизнеобеспечения даже обострилась. Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе экономики, в сельской местности и в малых городах, для больших семей и семей с неполным составом. Высокая абсолютная бедность в нашей стране сочетается с высоким экономическим неравенством в распределении денежных доходов и имущества между бедными и богатыми, а, следовательно, и с высокой относительной бедностью.
|
Бедность означает не просто низкий уровень текущего потребления, но и низкое качество жизни вообще, обусловленное и низкой имущественной, прежде всего жилищной, обеспеченностью людей. При этом на уровень бедности влияют не только объективные факторы, но и такие причины, как личностные характеристики значительной части населения, как плохое здоровье, недостаточное образование и вытекающая из этого низкая конкурентоспособность на рынке труда, низкое качество семейной жизни, социальные патологии и т.д.
В настоящее время многие граждане относят себя к среднему классу, хотя стоят на пороге бедности. Почему же они не хотят признавать себя бедными? Я считаю, что неоправданное самоопределение себя как среднего класса – это реакция на растущую поляризацию российского общества и чрезмерную глубину социальных неравенств.
Маргинальность - в широком смысле - пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы.
Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами.
Маргинализация общества прежде всего обусловлена радикальными экономическими реформами, влекущими за собой серьезные изменения социальной структуры, ее основных институтов: экономических, политических, культурных. Изменяется сама природа ее компонентов, групп и общностей, появляются новые экономические классы, слои или страты со своей системой социальных конфликтов и противоречий. Кроме того, среди причин маргинализации общества выделяют причины экономические - экстенсивное развитие экономики, засилье устаревших технологий и примитивных форм труда, несоответствие системы образования реальным потребностям производства, статусно-распределительный характер доходов и т.д.; социальные - гипертрофия фонда накопления в ущерб фонду потребления, порождающая предельно низкий уровень жизни и товарный дефицит. Низкое качество жизни, в свою очередь, вызывает такие явления, как алкоголизм и прочие токсикомании, а они, в совокупности с другими мутагенными факторами, ведут к появлению огромного числа неполноценных индивидов; политико - правовые причины маргинализации общества заключается в том, что в стране происходит целенаправленное разрушение любых социальных связей «по горизонтали», то есть уничтожение гражданского общества; необходимо обратить внимание и на социально - психологические причины, прежде всего это крах морали, что, в свою очередь, порождает особую социально-психологическую болезнь - аномию, ведущую к духовному спаду и психологическому деклассированию. Наконец есть причина маргинализации, которую трудно однозначно отнести к какой-либо категории: речь о социальных последствиях природных и общественных катастроф и их жертвах.
|
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов людей.
У представителей прообраза российского среднего класса уже есть определенный капитал в виде собственности, а также образовательный и интеллектуальный капитал. Политические и идеологические капиталы находятся лишь в начальной стадии формирования. Какова будет дальнейшая судьба среднего класса? Это зависит от множества факторов, но, прежде всего, от политики государства. Сегодня очередной парадокс заключается в том, что власть, стремясь придать себе легитимность, подчеркивает, что она отражает интересы зарождающегося среднего класса и опирается на него, но при этом продолжает делать все для его уничтожения. Одним словом, пойдет ли средний класс России по пути развития среднего класса в цивилизованных странах или произойдет его люмпенизация, зависит от властей предержащих. Российский средний класс обладает рядом качеств, которые позволяют говорить о его высокой «живучести», сопротивляемости неблагоприятным условиям:
1.Высокий по сравнению с другими слоями общества уровень адаптированности к рыночной экономике.
2. Высокая социальная мобильность и гибкость, ориентация на максимальное использование своих ресурсов, главным из которых является высокое качество рабочей силы и готовность к дальнейшему повышению стоимости своего «человеческого капитала».
3.Иное, по сравнению с другими слоями общества, отношение к государству. На фоне довольно распространенного в обществе патернализма представители среднего класса в большей степени склонны полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха.
4.Наличие ряда ценностей, разделяемых большинством представителей среднего класса, - ориентация на социальное рыночное хозяйство, ценности индивидуальной свободы, приоритет частной собственности и ряд других.
Этот ряд качеств говорит о вероятности дальнейшего развития общества.