учитель-дефектолог Некрасова Ю.Д.




Календарь развития ребенка

От 12 месяцев до 3, 5 лет

Подготовила

учитель-дефектолог Некрасова Ю.Д.

Месяцы Сфера развития 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца 30 месяцев 36 месяцев 42 месяца
Социальная сфера Обычно слушается, когда просят что-нибудь сделать или чего-нибудь не делать. Обычно делится игрушками или другими вещами - иногда может спорить из-за них. Хорошо сосредоточивает внимание - слушает других. Узнает знакомых взрослых и тянется к ним. С интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Понимает "Подожди минутку". Терпеливо ждет короткое время. Проявляет привязанность: обнимает или целует. Делает знакомые дела "понарошку", например, разговаривает по телефону или спит. Обычно хорошо реагирует на замечания - перестает плохо себя вести. Просит помочь, когда что-нибудь делает. Иногда говорит "Нет", когда пристают. Проявляет привязанность к другим детям. Иногда говорит "Нет", когда пристают. Проявляет привязанность к другим детям. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т.п. Немного помогает в домашних делах. Играет с другими детьми, делая что-нибудь вместе с ними. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т.п. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их. Делает или строит какие-то вещи с другими детьми. Выражает жалобы словами. Говорит "Посмотри (на меня)", когда делает что-то. Здоровается, говоря "Привет" или что-то подобное. Положительно отзывается о себе - говорит "Я хороший", "Я большой" и т.п. Предлагает помочь другим. Играет в активные игры с другими детьми, например, в пятнашки, в прятки, в классики. Говорит "Я не могу", "Я не знаю", или "Это ты сделай". Обычно выполняет указания (команды) во время групповых игр с товарищами. Извиняется - например, говорит "Прости", сделав что-нибудь нехорошее. Полностью раздевается самостоятельно. Играет в игры, требующие соблюдения очередности, и обычно ждет своей очереди. Сплетничает или ябедничает на других детей. Просит помощи у других детей: просит помочь что-то сделать, просит информации или объяснений. Иногда поступается своими желаниями ради интересов группы (например, если хочет играть в прятки, а другие дети - в мячик, может согласиться играть в мячик). Командует другими детьми. Хорошо входит в группы - слушает, делится, соблюдает очередь, вносит что-то свое. Оправдывается. Играет в "ролевые" игры с другими детьми (типа "дочки-матери"), изображая "понарошку" маму или папу, учителя, космонавта. Говорит с другими детьми о том, как что-нибудь сделать, - высказывает свои соображения и выслушивает соображения других детей. Начинает дела, в которых участвуют другие дети (бывает заводилой). Играет в простые настольные игры, например, в шашки. Может руководить сверстниками, давая им указания и помогая. Правильно застегивает все пуговицы на рубашке, блузке или пальто.
Месяцы Сфера развития 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца 30 месяцев 36 месяцев 42 месяца
Самообслуживание Снимает носки. Снимает туфли и носки. Берет ложку за ручку. Помнит, где в доме держат разные вещи. Жует пищу. Сам(а) ест крекеры или печенье. Пользуется маленьким ведерком или другой емкостью для переноски вещей. Подносит чашку ко рту и пьет. Пытается надевать туфли. Или надевает их. Вы уже разрешаете ему самостоятельно путешествовать по квартире; при этом за ним не обязательно все время смотреть. Взбирается на стул, табуретку или ящик, чтобы достать что-нибудь.     Вытирает пролитое тряпкой или губкой. 1-2 Ест ложкой самостоятельно. Подает матери или отцу пустую тарелку. Расстегивает молнии. Моет и вытирает руки. Приучен(а) проситься на горшок "по-маленькому" и "по-большому". Ест ложкой, почти не разливая. Ест вилкой. Самостоятельно умывает лицо.     Остается сухим всю ночь. Самостоятельно чистит зубы. Надевает рубашку или блузку самостоятельно. Наливает себе питье. Сам(а) моется в ванне - может быть, с небольшой помощью. Наливает молоко в чашку, не проливая. Самостоятельно ест, одевается и моется - но может нуждаться в небольшой помощи. Застегивает одну или несколько пуговиц. Надевает туфли на правильную ногу. Одевается и раздевается самостоятельно (кроме завязывания шнурков). Замечает, когда рубашка (блузка) или штаны вывернуты наизнанку, выворачивает их на правильную сторону  
Месяцы Сфера развития 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца 30 месяцев 36 месяцев 42 месяца
Крупная моторика Переворачивается со спины на живот. Сидит без поддержки. Самостоятельно встает - подтягиваясь или иначе. Переступает или ходит вдоль манежа или мебели, держась за нее. Стоя бросает мяч. Ходит самостоятельно. Устойчиво стоит без поддержки. Бьет ногой по мячу. Бегает. Хорошо бегает, не падая. Вскарабкивается и садится на взрослый стул. Бегает свободно, огибая углы и делая резкие остановки. Лазает на сооружения на детской площадке. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжает с нее. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, ставя поочередно одну ногу на каждую ступеньку. Демонстрирует хорошее равновесие и координацию в подвижных играх, связанных с бегом, лазаньем, прыжками.   Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми; бросает им мяч и ловит его по крайней мере в половине случаев. Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки. Из положения стоя перепрыгивает через предметы или людей. Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали. Устойчиво стоит на одной ноге без поддержки. На бегу перепрыгивает через попавшиеся препятствия. Подпрыгивает на одной ноге без поддержки по крайней мере два раза подряд. Сам(а) раскачивается на качелях. Делает кувырок вперед. Прыгает на одной ноге без поддержки.
Месяцы Сфера развития 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца 30 месяцев 36 месяцев 42 месяца
Тонкая моторика Поднимает большие предметы двумя руками. Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке. Подбирает предметы одной рукой. Перекладывает предметы из одной руки в другую. Подбирает мелкие предметы, например, кусочки печенья, двумя пальцами - большим и еще каким-нибудь. Использует одну руку больше, чем другую; отдает предпочтение определенной руке. Подбирает две маленькие игрушки одной рукой. Строит башни из двух или более кубиков. Чертит каракули мелком или карандашом. Перелистывает по одной страницы детской книжки. Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок. Чертит каракули круговым движением. Строит башни из пяти или более кубиков. Держит мелок несколькими пальцами, примерно как взрослый. Пытается резать или режет маленькими ножницами. Рисует или срисовывает вертикальные (¦) или горизонтальные (--) линии. Строит башни из восьми или более кубиков. Рисует или срисовывает полный круг. Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машина. Рисует или срисовывает две пересекающиеся линии (+). Кладет на место отдельные куски (простые формы или фигуры) в складной картинке. Разрезает ножницами бумагу от одного края до другого. Рисует фигурки людей, состоящие по крайней мере из трех частей, таких как голова, глаза, нос, рот, волосы, туловище, руки, ноги.
Месяцы Сфера развития 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца 30 месяцев 36 месяцев 42 месяца
Речь "Разговаривает"; произносит звуки, как будто говорит предложениями. Просит еду или питье при помощи слов или звуков. Узнает знакомых взрослых и тянется к ним. Подражает некоторым звукам, которые Вы произносите. Говорит не менее двух слов, помимо "мама" и "папа". Машет рукой "пока-пока", "до свиданья". Проявляет привязанность: обнимает или целует. Называет Вас "мама" или "папа", или как-нибудь в этом роде. Указывает на предметы. Отвечает на вопросы типа "Как говорит...собачка?...киска?...уточка?" Просит помочь, когда что-нибудь делает. Употребляет не менее 10 слов. Употребляет по крайней мере пять разных слов (не обязательно похожих на "взрослые") для обозначения разных предметов. Иногда говорит "Нет", когда пристают. Называет несколько знакомых предметов в книжках с картинками. Правильно отвечает "да" или "нет" на простые вопросы. Если предмет не нравится, говорит о нем "плохой", "кака" и т.п. Просит "еще", "еще один". Использует отрицание "не" в выражениях "не надо", "не могу", "не буду" и т.п. Употребляет предложения из двух-трех или более слов. Рассказывает, какое действие изображено на картинке, например, "Кошка ест". Употребляет по крайней мере одно из следующих слов: "я", "ты", "он", "она", "оно", "мне", "меня". Говорит о своих вещах "мой", или "моя", или "мое". Употребляет глаголы в прошедшем времени, например, "Мячик упал". Задает вопросы, начинающиеся со слов "что" или "где". Употребляет существительные не только в именительном падеже (например, говорит не только "рука", но и "руку" или "рукой"). Употребляет слова во множественном числе, прибавляя окончание "и" или "ы", например, "собаки", "машины". Употребляет глаголы в будущем времени, например, "нарисую", "буду рисовать". Задает вопросы, начинающиеся со слов "почему", "когда" или "как". Соединяет два предложения союзами "и", "а". Говорит о своих чувствах, например: "мне весело", "мне грустно", "мне плохо", "я сержусь" и т.п. Употребляет прилагательные или наречия в сравнительной степени, например: "больше", "меньше", "больнее". Отвечает на вопросы вроде "Что ты сделаешь, когда проголодаешься?...захочешь пить?...устанешь?" Подробно говорит о том, что произошло, описывая последовательность событий ("Мы пошли туда-то, и там мы...Потом мы..."). Говорит о вещах, которые "могли бы" произойти, например, "Он бы ушибся, если бы упал". Употребляет слова, выражающие степень уверенности, такие как "может быть", "пожалуй", "наверное", "конечно". Употребляет длинные, сложные предложения, длиной до десяти или более слов. Правильно образует сравнительную степень прилагательных: "хороший"-"лучше", а не "хорошее", "плохой"-"хуже", а не "плохее" и др Соединяет два предложения союзами "или", "но".  
Месяцы Сфера развития 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца 30 месяцев 36 месяцев 42 месяца
Понимание Отзывается на свое имя; поворачивается и смотрит. Понимает "Нет-нет!", "Нельзя!"; перестает делать то, что нельзя, по крайней мере, ненадолго. Когда просят, показывает по крайней мере три части тела, такие как нос, рот, руки или ноги. Выполняет простые указания. Понимает, что значит "на" и "с"; выполняет указания с этими словами - например, "положи на стол", "сними со стула". Дает Вам игрушку, если попросить. Понимает, что значит "открой" и "закрой"; выполняет указания с этими словами. Обычно приходит, когда позовут. Выполняет указания из двух частей, например, "Пойди к себе в комнату и принеси мне..." Понимает значения по крайней мере трех слов, указывающих положение предметов, таких как "в", "на", "под", "у", "возле". Понимает, что значит "вверх" и "вниз". Понимает, что такое "один" и дает именно один предмет, когда просят "один". Понимает, что такое "все": если просят дать все карандаши, дает действительно все. Называет свое имя, по крайней мере когда спрашивают "Как тебя зовут?" Правильно определяет по названию по крайней мере один цвет. Показывает или называет больший из двух предметов, когда попросят. Понимает не менее шести из слов, указывающих положение предметов: "в","на","под","у","возле","сверху","снизу","над","выше","ниже". Говорит, когда что-то кажется тяжелым. Понимает, что значит "полный" и "пустой"; правильно употребляет эти слова. Правильно называет себя и других детей "мальчиком" или "девочкой". В правильном порядке выполняет последовательности из трех простых указаний: "Сделай то-то, потом..., потом..." Использует слова "хороший" и "плохой", говоря о себе и о других детях Когда спрашивают "Сколько тебе лет?", правильно называет возраст. Правильно определяет по названиям по крайней мере четыре цвета. Отвечает на вопросы типа "Что делают с...печеньем?...шапкой?" Правильно употребляет слова "быстро", "быстрый" и "медленно", "медленный". Когда спрашивают, называет свое имя и фамилию. Отвечает на вопросы "Если...,то...?", такие как "Если ты ударишься, что ты будешь делать?" Говорит о будущем, о том, что "должно" произойти. Когда спрашивают "Что такое...?", описывает предмет или говорит, что с ним делают ("Что такое банан?"-"Он желтый" или "Его едят"). Знает смысл слов "такой же"("похожий") и "другой"("непохожий"); говорит, чем две вещи похожи и чем они отличаются. Может пересчитать три или более предметов. Понимает, что значит "легко"(или "просто") и "трудно"; правильно употребляет оба эти слова.   Спрашивает значения слов. Отвечает на вопросы, начинающиеся с "почему?" (например: "Почему мы носим пальто?"), давая хорошие объяснения. Говорит, где живет, называя город или селение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: