Для обеспечения эффективности функционирования производственного процесса необходимо использовать логистический подход к управлению производством. Он предполагает оптимизацию управления движением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя продукции. Первоначальным звеном логистической цепи является процесс материально-технического обеспечения производства, который направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В состав материально-технических ресурсов входят: комплектующие, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка, новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д [22].
Целями материально-технического обеспечения производства предприятия ООО «Бурёнка» являются:
- своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;
- улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и др. показателей;
- анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурса. Ради повышения качества «входа» предприятия не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов [26].
Для достижения перечисленных целей на предприятии постоянно необходимо выполнять следующие работы:
- проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков будет осуществляться исходя из следующих характеристик: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров, приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы и стабильность поставок;
- нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;
- разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
- поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства;
- разработка материальных балансов;
- планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
- организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;
- организация обеспечения ресурсами рабочих мест;
- учет и контроль использования ресурсов;
- организация сбора и переработки отходов производства;
- анализ эффективности использования ресурсов [18].
Важнейшим направлением деятельности системы материально-технического обеспечения[Н6] является я формирование оптимальных связей с поставщиками ресурсов. В результате оценки потенциальных поставщиков сырья был определены основные поставщики сырья и материалов, с которыми у предприятия будут налажены рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе (таблица 2.3). Договоры с этими поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров приобретаются очень небольшими партиями и рассчитан на спрос покупателя с достатком выше среднего.
Таблица 2.3 - Поставщики сырья и материалов
Наименование | Поставщики |
Цельное молоко | ИП Жечкова |
Для обеспечения эффективности управления процессом производства необходимо использовать информационную систему управления.
Информационная система управления применительно к предприятию ООО «Бурёнка» включает в себя следующие разделы:
- информационный процесс;
- коммуникационный процесс;
- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- документооборот предприятия;
- коммуникация между предприятием и внешней средой[Н7].
Информационный процесс – это процесс передачи, преобразования, хранения и использования информации. С информационным процессом связано понятие – информационные технологии.
Информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [31].
На предприятии ООО «Бурёнка» используются информационные технологии. Информационные технологии призваны не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.
Полная интегрированная автоматизация управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач. Основные направления автоматизации информационно-управленческой деятельности нашего предприятия следующие: автоматизация процесса обмена информацией, включая учрежденческую АТС, «электронную почту». К современным техническим средствам автоматизации информационно-управленческой деятельности, которые существуют на ООО «Бурёнка» относятся:
- персональные компьютеры, объединенные в сети;
- копировальные машины;
- коммуникационные средства, телефонную технику;
- средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации (к ним относятся носители информации: магнитные диски);
- средства для обмена информацией — «электронная почта»;
- локальные компьютерные сети.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя и более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Эффективно работающий руководитель представляет суть коммуникационного процесса, обладает хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимает, как среда влияет на обмен информацией.
Основную часть коммуникаций в организации составляют люди, которые говорят в процессе личного общения или в группах на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты.
Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях [29].
Помимо обмена информацией между руководителем и подчиненными, на предприятии ООО «Буренка» имеет место взаимодействие между подчиненными (обмен информацией по горизонтали).
В дополнение к обмену информацией внутри подразделения, организация нуждается в коммуникациях между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
Организация состоит из подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий (например, назначение внутренних цен, перевод кадров, передача опыта и технологии и т.д.). Коммуникация между подразделениями необходима, т.к. внутри них происходят процессы (ценообразование, качество, движение денежных средств, исследование рынка, каналов сбыта), которые непосредственно влияют на дальнейшую деятельность этих подразделений. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Таким образом, взаимодействие между руководством и отделами также необходимо для решения определенных задач (например, стратегическое и финансовое планирование, инвестиции, банковские вопросы) [14].
Взаимосвязь и взаимодействие подразделений позволяет организации сохранять близость к внешней среде и эффективно удовлетворять ее запросы
Важную роль в логистической системе играет подсистема распределения продукции. Для определения необходимых каналов реализации на предприятии ООО «Буренка» были проанализированы все возможные методы торговли для определения оптимальных каналов сбыта (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Каналы распределения продукции в ООО «Бурёнка»
При такой организации сбытовой политики существуют некоторые преимущества не использования [Н8] посредников:
- производитель получает всю прибыль, не делясь с посредником;
- относительная прибыль, получаемая производителем, выше, чем при использовании посредника;
- у производителя выше возможности по контролю качества и оптимальности продвижения;
- производитель тесно контактирует с потребителем и тем самым имеет возможность для изучения его потребностей [11].
Условия расчетов за продукцию – по факту, самовывоз со склада готовой продукции.
ООО «Бурёнка» стремится максимизировать объём сбыта, поэтому предполагается одновременно использовать несколько каналов товародвижения, для того чтобы обслуживать сегменты с разными покупательскими привычками. При этом наибольший объем продукции предполагается реализовать конечным потребителям. В данном случае может быть использован одноуровневый канал, предполагающий использование в качестве посредников торговые организации (магазины, торговые сети).
Таким образом, будет использован одноуровневый канал реализации продукции, через который предприятие предполагает реализовывать более 70% своей продукции[Н9]. Также предприятие будет использовать канал товародвижения второго уровня[Н10]. Оптовые продавцы сумеют наилучшим образом представить товары целевому рынку. Используя свой опыт, налаженные связи с магазинами и торговыми сетями в других регионах, преимущества специализации и высокое качество работы, посредники в данном случае смогут принести производителю больше пользы, чем в случае, если бы предприятие осуществляло сбыт своей продукции самостоятельно. Следует учитывать, что продукция ООО «Бурёнка» будет пользоваться спросом на всей территории страны, и пытаться обхватить такой масштаб сбыта силами самого предприятия потребует больших расходов и будет малоэффективно.
Оптовые же продавцы, используя свою сеть сбыта и налаженные связи, смогут в полном объёме обеспечить сбыт продукции. Персонал оптового предприятия обеспечиваетпроизводителю доступ к огромному количеству мелких посредников и потребителей при сравнительно низких затратах.
[Н1]Давай здесь номера этапов поставим- лучше текст будет восприниматься
[Н2]Стоимость бы сюда еще добавить
[Н3]Увеличь рисунок
[Н4]Или в конец общую стоимость линии.
[Н5]Поставщика напиши и почему именно его выбрала.
И еще нужны данные о производительности линии
[Н6]шрифт
[Н7]что-нибудь про учет и отчетность хотелось бы. Вы же 1С планируете использовать?
[Н8]Работы без посредников
[Н9]А выше написано, что в основном напрямую будете работать. У вас же основные потребители – предприятия пищевой промышленности. Какие магазины и торг.сети?
[Н10]Это хорошо для налаживания поставок в другие регионы – работа через дилерскую сеть