СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1: БРАК И СЕМЬЯ……………………………………………………………………………………
1. Значение понятия «брак»………………………………………………………………………………
1.1 Формы брака……………………………………………………………………………………………….
1.2 Условия заключения брака………………………………………………………………………..
1.3 Расторжение брака……………………………………………………………………………………
1.4 Причины разводов……………………………………………………………………………………..
2. Значение понятия «семья»…………………………………………………………………………..
2.1 Функции семьи…………………………………………………………………………………...........
2.2 Виды семей………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К СЕМЬЕ И БРАКУ
1. Таблица с результатами проведённого опроса…………………………………………….
2.Наглядный график с результатами………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Прочность и длительность брачных отношений зависит, в первую очередь, от готовности и зрелости молодых людей к семейной жизни, а также от их отношения к браку.
С течением времени отношение к любви среди общества стало меняться. Отношение к любви же является отражением нравственных принципов и ценностей общества. Современные браки, по мнению специалистов, непрочны и непродолжительны потому, что молодёжь не уважает институт семьи, а также не знает и не разбирается в вопросах брака. Поэтому большинство браков создаются лишь на основе чувств.
К одной из проблем современного общества следует отнести гражданский брак. Данный вид брака вызывает различные противоречивые мнения и взгляды, вследствие чего проблема довольно актуальна.
Для меня эта тема актуальна, т.к. я нахожусь в возрастном периоде «юность» и уже имею определенные представления о семье и браке. В будущем мне, как и всем остальным, предстоит выбирать спутника жизни. Поэтому хочется, чтобы этот человек разделял мои взгляды и в дальнейшем мы создали крепкую и прочную семью.
Сейчас такое время, когда большинство молодых людей вступает в брак, не обдумав своё решение достаточно серьёзно. Большинство современной молодёжи считает основной ценностью любых отношений любовь, признание и понимание. Часть молодых людей вступает в брак не только не достигнув совершеннолетия, но и без согласия родителей - прожив некоторое время, у многих из них случается развод...
Проблема: низкий уровень информированности молодых людей недостаточно о функциях института семьи и брака
Цель исследования: выявить и сравнить взгляды учащихся 10-11 классов на семейно-брачные отношения.
Объект исследования –учащиеся 10-11 классов.
Предметом исследования являются взгляды старшеклассников на семью и брак.
Гипотеза данного исследования основывается на предположении о том, что современная молодежь не осведомлена в вопросах функций брака и семьи и поэтому вступает в брак лишь на основе личностно-эмоциональных установок, что может являться одной из причин разводов.
Задачи исследования:
- Выявить взгляды учащихся 10-11 классов на понятия «семья» и «брак»;
- Провести анкетирование среди старшеклассников;
- Провести анализ и сравнение полученной информации
- Определить основные пути решения проблемы подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.
- С помощью буклетов проинформировать учащихся 10-11 класса и дать советы
Методы исследования:
- Составление вопросов к анкетированию;
- Предоставление таблицы и графика после результатов анкетирования;
- Изучение литературных работ по теме «Семья и брак»
Этапы работы над проектом:
- Разработка плана проведения исследования. Разработка опросника. Проведение анкетирования. Обработка полученных данных. Проверка гипотезы.
- Итог – проектный продукт: буклет с информацией о брачных отношениях и советы для укрепления брака
Практическая значимость работы:
Результат данной работы можно использовать в образовательных учреждениях на уроках обществознания, на внеклассных мероприятиях
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Яр, Ярский район, Удмуртская Республика. Учащиеся 10-11х классов в количестве 48 человек
ГЛАВА 1: БРАК И СЕМЬЯ
1. Значение понятия «брак»
Брак – это юридический союз, который должен реализовываться свободно и добровольно. В результате пара получает определённый перечень обоюдных прав и обязанностей. Зарегистрированная пара называется семьёй. Её образование является основной целью союза.
Брачные отношения подразумевают:
а) совместное проживание; б) ведение домашнего хозяйства; в) рождение, воспитание детей; г) общий режим имущества; д) взаимное уважение и любовь.
1.1 Формы брака
1) Церковный брак – это брак, при котором союз освящается церковью. По-другому, процесс освящения брачного союза называется венчанием
2) Гражданский брак – это официально оформленный в учреждениях государственной власти брак (например, ЗАГС). Зачастую гражданский брак путают с фактическим
3) Фактический брак – это реально существующий брак, но не оформленный в установленном законном порядке. Зачастую такая форма брака юридически не признаётся
4) Временный брак – это брак, заключённый на определённый срок, который точно устанавливается в брачном договоре по соглашению сторон. По истечению срока отношения между супругами являются прекращёнными
5) Фиктивный брак – это официальная регистрация брака изначально без действительного намерения создать семью и поддерживать брачные отношения. Фиктивные браки заключают ради юридической или материальной выгоды
6) Полигиния – это брачные отношения мужчины с несколькими женщинами одновременно. Такая форма брака распространена в странах, исповедующих ислам, и объясняется национальными традициями
7) Полиандрия – это брачные отношения женщины с несколькими мужчинами одновременно. В настоящее время такие браки встречаются крайне редко, например, у малочисленных народов Тибета
8) Групповой брак – это фактическое сожительство нескольких мужчин с несколькими женщинами. В наше время такая форма брака является экспериментальной
9) Однополый брак – это официально зарегистрированные отношения гомосексуальной пары. В России однополые браки не признаются
1.2 Условия заключения брака
Условия заключения брака предписаны в статье 12 Семейного Кодекса РФ:
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижения ими брачного возраста
2. Брак не может быть заключён при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса: «Не допускается заключение брака между: а) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; б) близкими родственниками; в) усыновителями и усыновлёнными; г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства »
1.3 Расторжение брака
В статье 16 Семейного Кодекса предписаны основания для прекращения брака:
1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим
2. Брак может быть прекращён путём его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным
1.4 Причины разводов
1. Алкоголизм
2. Супружеская измена
3. Проблемы с жилплощадью
4. Разница в возрасте
5. Нежелание иметь детей
6. Наркомания
7. Аморальный образ жизни
8. Раздельное проживание супругов
2. Значение понятия «семья»
Семья – это группа людей, членов одного рода, связанные определёнными отношениями и проживающими в одном жилище; это круг лиц, которые связаны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями; это союз лиц, связанных браком и лиц, от них происходящих (детей)
Признаки семьи: а) совместное проживание членов семьи; б) наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи; в) наличие общих детей; г) взаимная моральная и материальная общность и поддержка членов семьи
2.1 Функции семьи
1. Репродуктивная (воспроизводство населения)
2. Воспитательная (социализация молодого поколения)
3. Хозяйственно – бытовая (поддержка физического здоровья, уход за детьми и престарелыми родителями)
4. Экономическая (получение материальных средств одних членов семьи для других)
5. Сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи)
6. Функция духовного общения
7. Социально – статусная (представление определённого социального статуса членам семьи)
8. Досуговая (организация рационального досуга)
2.2 Виды семей
В зависимости от форм брака | ||||
Моногамная семья | Состоящая из двух партнеров | |||
Полигамная семья | Один из супругов имеет несколько брачных партнеров | |||
Полигиния | Одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. | |||
Полиандрия | Одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. | |||
В зависимости от пола супругов | ||||
Однополая семья | Двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов. | |||
Разнополая семья | ||||
В зависимости от количества детей | ||||
1. Бездетная или инфертильная семья 2. Однодетная семья 3. Малодетная семья 4. Среднедетная семья 5. Многодетная семья | ||||
В зависимости от состава | ||||
Нуклеарная | Состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. | |||
Патриархальная семья | Большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц. | |||
В зависимости от места человека в семье | ||||
Родительская | Это семья, в которой человек рождается. | |||
Репродуктивная | Семья, которую человек создаёт сам. | |||
В зависимости от проживания семьи | ||||
Матрилокальная | Молодая семья, проживающая с родителями жены | |||
Патрилокальная | Семья, проживающая совместно с родителями мужа. | |||
Неолокальная | Семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей. | |||
В зависимости от типа воспитания детей | ||||
Авторитарный | ||||
Либеральный | Строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм | |||
Демократический | Постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям | |||
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К БРАКУ
2.1 Таблица с результатами проведённого опроса