Судьба Христа во мнениях людей




Разные ветви культуры человечества на вопросы о личности Христа и его судьбе дают взаимоисключающие ответы.

Иудейская традиция через своих разных раввинов даёт и разные ответы на эти вопросы. И спектр их ответов широк:

· от того, что Иисус был рождён в блуде и стал магом, обольщавшим народ чудесами в стремлении выдать себя за обетованного Мессию, чему часть народа поверила и пошла за ним;

· до того, что Иисус учил людей добру, но обетованным Мессией не был, и если бы не настаивал на этом своём статусе, то был бы уважаем и не был бы предан смерти.

Мнение синагоги по этому вопросу меняется в зависимости от того, кому оно адресовано и в каких обстоятельствах выражается: в условиях гарантированной безопасности — детально развивается первое; в условиях, не гарантирующих безопасности или требующих вкрадчивой деликатности, — второе.

Христианские церкви — при всех их разногласиях, (а такжеи мессианские евреи[26]) едины во мнении:

· Иисус — обетованный в Ветхом завете Мессия;

· Он — праведник и в таковом качестве избранная Богом жертва во искупление людских грехов, и потому во исполнение предопределения Божиего он пришёл в мир именно для того, чтобы быть безвинно осуждённым на смерть и жертвенным пролитием своей крови искупить грехи, если не всего человечества, то тех, кто уверует в это.

В Коране Иисус (Иса) — единственный из посланников Бога, который именуется Мессией, переданное через него вероучение признаётся истинным, но факт его распятия, смерти и воскресения категорически опровергается (во избежание распятия Бог вознёс Иисуса к себе — Бог всемогущ, милостив и мудр[27]), а христианским церквям указывается на факт извращения ими вероучения, переданного через Мессию.

Синагоге и иудеям в Коране, точно также указывается на сокрытие и извращение ими того вероучения, что было дано им через Моисея для просвещения всех народов. Как можно понять из соотнесения этого коранического утверждения с жизнью, верность извращённому в прошлом вероучению и послужила причиной для того, чтобы отвергнуть Иисуса в качестве Мессии и посягнуть на предание его позорной смерти[28].

Некоторые буддисты признают Иисуса реинкарнацией Будды и принимают все библейские свидетельства о нём и даже переходят в христианство, сохраняя при таком миропонимании и верность буддизму.

О кораническом свидетельстве представители немусульманских культур в своём большинстве не знают, а те, кто и узнаёт, то как показывает практика, в своём большинстве не задумываются о его значении для прошлого и будущего человечества[29].

И для многих таких кораническое свидетельство о том, что Христос не мучился, умирая на кресте, — не благая весть потому, что они желают, чтобы истинным оказалось библейское свидетельство о казни Христа[30], поскольку вера в это, как они надеются, освобождает их от ответственности за свои грехи. И эта казнь и мучения Христа в прошлом нужны им даже больше, чем Синедриону в его эпоху, поскольку, если признать, что казни не было, то они оказываются в единоличном ответе перед Богом за все свои грехи, которые никто не понёс и не унёс, и не предал забвению[31].

Но в результате получается: часть из тех, кто убеждён в том, что Бог есть, верят в то, что Он избрал Себе (либо всё же не Себе, а дьяволу?) в жертву Иисуса, а другая часть из тех, кто убеждён в том, что Бог есть, верят, что Он спас праведника от казни. Согласитесь, что Бог — один, и одно из двух взаимоисключающих друг друга мнений о судьбе Христа — напраслина, возводимая на Бога, богохульство. Но всякому человеку, узнавшему об этом разногласии о судьбе Христа, открыта возможность подумать о том, какое из двух мнений истинно. Однако, об истинности коранического либо библейского мнений о судьбе Христа, невозможно судить только на основании текстов — необходимо соотноситься с жизнью.

Обратимся к канонической книге Ветхого Завета, признаваемой церковниками боговдохновенной до такой степени, что её автора — Исаию — даже иногда называют «ветхо­заветным евангелистом»:

«1. [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? 2. Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. 3. Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. 4. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. 5. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. 6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. 9. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. 10. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться ру­кою Его (выделено нами жирным при цитировании). 11. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт. 12. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу[32], за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Исаия, гл. 53).

И далее уже в Новом завете на ту же тему:

«18. … не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19. но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20. предназначенного ещё прежде создания мира[33], но явившегося в последние времена для вас, 21. уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1‑е послание Петра, гл. 1). «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1‑е послание Иоанна, 2:2). «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1‑е послание Иоанна, 4:10). «23. потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24. получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25. Ко­то­ро­го Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для пока­зания правды Его в прощении грехов[34], соделанных прежде…» (Послание Павла Римлянам, гл. 3).

И итоговое — в Послании Павла к Евреям, гл. 10:

«1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. 3. Но жертвами каждогодно[35] напоминается о грехах, 4. ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. 5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. 8. Сказав прежде, что “ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил”, 9. потом прибавил: “вот, иду исполнить волю Твою, Боже”. Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. 11. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13. ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. 15. О сём свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16. Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17. и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».

И хотя этому сопутствуют рассуждения на тему о том, что вера без добрых дел мертва[36], но приведённое выше — главное, поскольку без веры в это, добрые дела по учению церквей не в счёт.

* * *

Так что, после истории с Каином и его братом Авелем, после истории с Авраамом и его сыном Исааком Бог снова восхотел кровавой жертвы — на сей раз человеческой, пресытившись массовыми жертвоприношениями в Иерусалимском храме? Одно из двух:

· либо воля Бога и Его Предопределение бытия в веках неизменны?

· либо культурно-исторически обусловленное разумение богословов и их казуистика с целью формирования и поддержания традиции превыше Бога?

Пусть каждый решает сам, ибо настало время каждому использовать данную Богом свободу выбора по назначению, а не для того, чтобы перекладывать свои грехи и расплату за них на других существ.

* *
*

Далее церкви имени Христа развили это в своих учениях о бескровной жертве — хлебе и вине, превращающихся в плоть и кровь Христову в церковном таинстве евхаристии, какую традицию церкви возводят к описанию тайной вечери в Новом завете:

Матфей, гл. 26: «26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. 27. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, 28. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».

Однако если вспомнить, что Иисус неоднократно именуется в Библии назореем, и даже надпись с объяснением его “вины” на кресте: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Иоанн, 19:19), — включает в себя это определение, то последняя фраза обличает это свидетельство о тайной вечере как подложное.

Назорейство — единоличный завет человека с Богом, согласно которому назореи были не в праве не то, что пить вино, но даже есть виноград и изюм, пить уксус и другие продукты на основе винограда (Числа, 6:2 — 4). А тут «не буду пить с вами от плода сего виноградного до того дня…». И хотя назорейство могло быть обетом, принимаемым не на всю жизнь, а только на некоторый срок, Новый завет нигде не сообщает о том, чтобы Иисус от назорейства отказался. У него не было никаких жизненных причин, чтобы от абсолютной трезвости перейти к питию: это подтвердит каждый, кто перешёл к абсолютной трезвости даже от культурного пития «в меру» по редким поводам, а не то, что от ежедневных выпивок или освободился от тяжёлых форм алкоголизма. Если бы Иисус это сделал, то существенно бы снизил возможности своей психики ­­— особенно в мистических аспектах её деятельности, — поскольку даже в малых дозах алкоголь разрушает нейронные сети и соответственно разрушает интеллект и память как процессы обработки информации; а кроме этого — он оказывает воздействие на спектральный состав биополя. Поэтому от абсолютной трезвости обратиться к питию было бы глупостью со стороны Иисуса, и соответственно — стало бы грехом.

Но следует заметить, что о себе как об избранной Богом жертве за грехи людей в текстах Новозаветных евангелий сам Христос однозначно и прямо в общем-то нигде не говорит: этот термин употребляют только другие люди по отношению к нему. Кроме того, если определять литературный жанр, к какому принадлежат канонические новозаветные евангелия, то это нечто среднее между биографическими справками и «сводами наружного наблюдения»[37], но никак не внятное последовательное изложение того Учения, которое через Христа было открыто людям. То, что так называемые «евангелия»[38] не содержат внятного изложения Учения Христа, по существу означает, что для заправил библейских культов, цензоров и редакторов Нового завета Учение Христа как таковое было помехой, и именно потому они подменили в христианстве Учение Христа модификацией бездумно привычного всем учения об искуплении грехов путём принесения жертвы: дескать в казни Христа выразился Божий промысел и тем, кто в это поверит, — нет причин беспокоиться о будущем своей души.

Однако биографические справки о жизни и деятельности Христа были бы непривлекательными для паствы церквей, если бы они так или иначе не передавали того, что в разных аудиториях говорил Иисус. Вследствие этого Учение Христа оказалось раздробленным на разрозненные и подчас искажённые части, которые фрагментарно рассыпаны по всему тексту канона Нового завета.

Поэтому наряду с приведёнными выше рассуждениями в духе доктрины искупления грехов жертвоприношениями в Новом завете содержатся и иные утверждения, которые библейские богословы пропускают без комментариев и не привлекают к ним внимания своей паствы.

«… если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Матфей, 12:7). «… пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы.[39] Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфей, 9:13).

Это — ещё одно наличествующее в Библии выражение отношения Бога к исторически сложившейся практике жертвоприношений, включая и человеческие. И оно приводит к мысли о том, что:

Никто не в силах навязать Богу неугодную ему жертву.

Однако, для многих людей характерно возражение в том смысле, что апостолы, как и множество других людей, бывших в Иерусалиме в то время, видели казнь и засвидетельствовали и о ней, и о последующих событиях. Именно их свидетельства и лежат в основе христианской веры во всех её исторически сложившихся модификациях и в основе веры мессианских евреев.

С точки зрения библейцев кораническое свидетельство неосновательно, поскольку Мухаммад не был современником и очевидцем событий в Иерусалиме и кораническое вероучение во многом расходится с их верованиями. Поэтому для них библейские свидетельства истинны и представляются им неоспоримыми.

Однако истинность свидетельств, запечатлённых в новозаветных евангелиях, оспорима именно с позиций того Учения, которое нёс людям Христос.

Обратимся к описанию событий, предшествовавших взятию Христа под стражу в Гефсиманском саду:

«36. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. 37. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых[40], начал скорбеть и тосковать. 38. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. 39. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41. бодр­ствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (выделено нами жирным при цитировании): дух бодр, плоть же немощна. 42. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. 43. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. 44. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. 45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; 46. встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.

47. И, когда ещё говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (Матфей, гл. 26).

Верующий должен чувствовать и понимать, что есть разница между молитвой и немолитвой, разница в последствиях молитвы и немолитвы. И перед молитвой в Гефсиманском саду Иисус, призывая апостолов к совместной молитве с ним, предупредил их, что в случае, если они не будут соучаствовать в молитве вместе с ним, они падут жертвой искушения. Но поскольку апостолы — в очередной раз — потеряли самообладание и впали в грёзы, то они и не молились, вследствие чего в этот момент они в религиозном аспекте отпали от Христа и психологически не отличались от всех прочих жителей Иерусалима.

Если бы апостолы молились вместе с Иисусом в Гефсиманском саду — у нас не было бы оснований оспаривать их свидетельства о последующем течении событий: молитва, — по обетованию Христа, — защитила бы их от последующих искушений.

Но поскольку они не молились, то ничто — ни в жизни, ни в Библии — не говорит о том, что кораническое свидетельство о вознесении Христа, упредившем посягательство на распятие, ложно. И при этом кораническое свидетельство (сура 4:156, 157) поясняет пророчество Соломона, которое христиане безо всяких к тому жизненных оснований не относят ко Христу:

«1. Неправо умствующие говорили сами в себе: “коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. 2. Случайно мы рождены и после будем как небывшие; дыхание в ноздрях ваших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца. 3. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; 4. и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдёт, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягчённый теплотою его. 5. Ибо жизнь наша — порождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается. 6. Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; 7. преисполнимся дорогим ви­ном и благовониями, и да не пройдёт мимо нас весенний цвет жизни; 8. увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; 9. никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо эта наша доля и наш жребий. 10. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. 11. Сила наша будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным (выделено нами при цитировании: Не в силе Бог, а в Правде!) 12. Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона (выделено нами при цитировании[41]) и поносит нас за грехи нашего воспитания; 13. объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; 14. он перед нами — обличение помыслов наших. 15. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: 16. он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. 17. Уви­дим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его[42]; 18. ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. 19. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; 20. осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение будет”» (Премудрость Соломона, гл. 2).

После приведённых слов неправо умствующих злочестивцев Соломон сообщает о последствиях их посягательства на жизнь Христа:

«21. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, 22. и они не познали таин Божиих (текст выделен нами при цитировании), не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. 23. Бог создал человека не для тления и сделал его образом вечного бытия Своего; 24. но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его» (Пре­муд­рость Соломона, гл. 2).

Соответственно, если Христос был безгрешен, то, пребывая в русле Промысла, он был вне области попущения Божиего и Бог не попустительствовал тому, чтобы его смогли убить.

Последствия неучастия апостолов в молитве в Гефсиманском саду, к которой они были званы, состоят в том, что: они, — как и все прочие, — вследствие своей немолитвы не познали таин Божиих и искренне свидетельствовали о своих галлюцинациях, полностью соответствовавших “пророческим” наваждениям Исаии о предстоящей казни Мессии[43]. И в силу того, что апостолы не молились вместе с Христом, “пророческие” наваждения Исаии в соотнесении со всеми прочими жизненными обстоятельствами не могут быть признаны в качестве истинных пророчеств, исходящих от Бога.

После посягательства на распятие Христа, Бог — Милостивый, Милосердный — предоставил иудеям срок — около сорока лет, в течение которых те имели возможность и могли бы переосмыслить свершившееся, покаяться в грехе отрицания Посланников Его и богоотступничестве; а покаявшись — вразумиться и войти в истинную веру Божию. Всё это время Бог знаменовал неугодность Ему жертвоприношений:

«Талмуд учит, что последние сорок лет перед разрушением Храма Бог не принимал жертвоприношений в День Искупления (Вави­лон­ский Талмуд, Йома 39). Год за годом, на протяжении жизни целого поколения, Господь говорил: Нет» (“Иисус — кто он?”, из­да­тель­ст­во "Messianic Vision", 1992, пер. В.Бре­на, Ев­рей­ский Мес­си­ан­ский Центр, брошюра мессианских евреев, признающих Иисуса (Иешуа) Мессией).

Храм был разрушен в 70 г. н.э. Если посягательство на распятие Иисуса имело место в 33 г., а Талмуд, называя срок в сорок лет, точен, то уже за три года до посягательства на жизнь Христа Бог предостерегающе знаменовал неугодность Ему жертвенных убийств вообще. Но сорок лет иудеи древности не утруждали себя тем, чтобы подумать над ежегодным знамением Божьим и словами же писания, признаваемого ими священным:

«Жертвы и приношения за грех Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех ты не потребовал. Тогда я сказал: вот иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (выделено нами при цити­рова­нии)» (Псалм 39:7)

— Как можно понять без кривотолков, это и есть то, чего Бог ждёт от людей.

Так трагично[44] с приходом Христа действительно началась другая эпоха — новая эпоха, в которую людям предстоит научиться быть милостивыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: