К учебнику
• Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.;
Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы
Вариант 1
А1. Какое слово пишется не так, как произносится?
□ 1) винт
□ 2) лак
□ 3) весы
□ 4) курс
А2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
□ 1) в..сна, м..тель
□ 2) к..тёнок, пр..ём
□ 3) с..гласный, л..теть
□ 4) с..бака, укр..шать
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) матро.., зале..ть
□ 2) нахо..ка, пило..ка
□ 3) варе..ка, сторо..
□ 4) вокру.., во..зал
А4. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
□ 1) лес..ница
□ 2) чу..ство
□ 3) ус..ный
□ 4) ше..ствие
В1. Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
Лыжи у печки стоят.
С1. Напишите, в чём заключается особенность буквы Ь и в каких случаях она употребляется. (Ответ должен быть полным
Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы
Вариант 2
А1. Какое слово пишется не так, как произносится?
□ 1) парус
□ 2) звон
□ 3) стой
□ 4) сбить
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
□ 1) ключ..к, з..ма
□ 2) зв..нок, кур..ца
□ 3) в..сьмой, ч..рнеть
□ 4) под..брать, к..рова
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) арбу.., сна..ть,
□ 2) коро..ка, ша..ка
□ 3) ко..точка, по..торить
□ 4) наро.., скла..ка
А4. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
□ 1) вес..ник
□ 2) чудес..ный
□ 3) мес..ный
□ 4) со..нце
В1. Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
Шесть умножить на девять.
|
С1. Напишите, в чём заключается особенность буквы Ъ и в каких случаях она употребляется. (Ответ должен быть полным.)
Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол
Вариант 1
A1. Какое утверждение ошибочно?
□ 1) Изменение глаголов называется спряжением.
□ 2) Все глаголы изменяются по родам.
□ 3) Лицо глагола можно определить по местоимению.
□ 4) Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
А2. Какой глагол относится к I спряжению?
□ 1) водить
□ 2) спать
□ 3) вести
□ 4) солить
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) чита..м, смотр..м
□ 2) дума..м, зна..м
□ 3) они вид..т, они бор..тся
□ 4) она раду..тся, он стро..т
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) погнат..ся, молчиш..
□ 2) старает..ся, улыбат..ся
□ 3) пишет..ся, учиш..ся
□ 4) шепчеш.., катает..ся
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), с которым (с которыми) НЕ пишется слитно.
(Не)погода (не)хочет уняться, (не)лепо выходить из дому.
С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют глаголы. (Ответ должен быть полным.)
Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол
Вариант 2
А1. Какое утверждение ошибочно?
□ 1) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос "что делает?".
□ 2) Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.
□ 3) В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого.
□ 4) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.
А2. Какой глагол относится ко II спряжению?
□ 1) жить
□ 2) копать
□ 3) плести
□ 4) пилить
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
|
□ 1) замеча..м, кле..м
□ 2) кол..м, украс..м
□ 3) они догон..т, они сел..тся
□ 4) она танцу..т, он слыш..т
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) они держат..ся, стираеш..
□ 2) обращат..ся, умоеш..ся
□ 3) имеет..ся, находиш..ся
□ 4) печеш.., смеркает..ся
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), с которым (с которыми) НЕ пишется раздельно.
Если (не)хочешь прослыть (не)вежей, (не)будь грубым.
С1. Напишите, в чём заключаются особенности неопределённой формы глагола. (Ответ должен быть полным.)
Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное
Вариант 1
А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?
□ 1) шампунь для сухих волос
□ 2) работа в тетради
□ 3) скрылось за тучей
□ 4) играет на рояле
А2. В каком словосочетании есть существительное в предложном падеже?
□ 1) пожелай удачи
□ 2) покрылись инеем
□ 3) песня из кинофильма
□ 4) в роли Дубровского
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) по тропинк.., на станци..
□ 2) у дорожк.., о счасть..
□ 3) от радост.. на трамва..
□ 4) у сирен.., к дочер..
А4. В каком слове на конце не пишется Ь?
□ 1) плащ..
□ 2) помощ..
□ 3) глуш..
□ 4) полноч..
В1. Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.
Ради скуки кушай яблочко, мой свет.
С1. Объясните, какова роль имени существительного в предложении (на примере предложения задания В1). (Ответ должен быть полным.)
Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное
Вариант 2
|
А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?
□ 1) купили тюль
□ 2) пачка вафель
□ 3) звуки виолончели
□ 4) решение задач
А2. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?
□ 1) в высотном здании
□ 2) послал письмо
□ 3) спрятался за деревом
□ 4) темная ночь
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) о спектакл.., о событи..
□ 2) пески пустын.., на варень..
□ 3) на вуал.., по дощечк..
□ 4) к молодеж.., о дикци..
А4. В каком слове пишется на конце Ь?
□ 1) пара галош..
□ 2) брош..
□ 3) чертеж..
□ 4) товарищ..
В1. Из данного предложения выпишите имя существительное 3-го склонения.
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.
С1. Объясните, какова роль имени существительного в предложении (на примере предложения задания В1). (Ответ должен быть полным.)
Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное
Вариант 1
А1. Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?
□ 1) столовая ложка
□ 2) собачья будка
□ 3) зелёная листва
□ 4) песочные часы
А2. В каком словосочетании есть прилагательное в винительном падеже?
□ 1) на безлюдной улице
□ 2) купил новый компьютер
□ 3) устал от громкой музыки
□ 4) по голубым волнам
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) о лучш..й реч..
□ 2) на горяч..м пляж..
□ 3) с быстроног..м олен..м
□ 4) о поздн..м возвращени..
А4. В каком словосочетании вместо слова ЗЕРНОВОЙ нужно употребить слово ЗЕPHИСТЫЙ?
□ 1) зерновой хлеб
□ 2) зерновые культуры
□ 3) зерновое хозяйство
□ 4) зерновой снег
В1. Из данного предложения выпишите имя прилагательное в винительном падеже.
Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы.
С1. Объясните, чем отличается имя прилагательное от имени существительного. (Ответ должен быть полным.)
Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное
Вариант 2
А1. Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?
□ 1) грибной дождь
□ 2) автобусный билет
□ 3) легкие шаги
□ 4) резвая белка
А2. В каком словосочетании есть прилагательное в винительном падеже?
□ 1) нарисовал затейливый узор
□ 2) играли на футбольном поле
□ 3) хожу по мягкому ковру
□ 4) букет весёлых ромашек
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) в беличь..й шубк..
□ 2) с вечерн..й прогулк..
□ 3) с последн..м трамва..м
□ 4) о хорош..м настроени..
А4. В каком словосочетании вместо слова ДРУЖНЫЙ нужно употребить слово ДРУЖЕСКИЙ?
□ 1) дружные всходы
□ 2) дружная улыбка
□ 3) дружный класс
□ 4) дружная работа
В1. Из данного предложения выпишите имя прилагательное в родительном падеже.
Новую страницу в создании литературных сказок открыл А. С. Пушкин.
С1. Объясните, что общего у имени прилагательного с именем существительным. (Ответ должен быть полным.)
Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи
Вариант 1
А1. Какое слово не является местоимением?
□ 1) мне
□ 2) ты
□ 3) на
□ 4) нас
А2. Какое слово с НЕ пишется слитно?
□ 1) (не)знаю
□ 2) (не)беспокойся
□ 3) (не)видел
□ 4) (не)навидит
А3. В каком ряду оба слова являются местоимениями 3-го лица?
□ 1) их, она
□ 2) вас, его
□ 3) меня, ей
□ 4) они, тобой
А4. В каком словосочетании нет предлога?
□ 1) вышел (на)балкон
□ 2) (на)писал письмо
□ 3) играет (в)хоккей
□ 4) вышел (из)дома
В1. Из данного предложения выпишите предлоги.
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
С1. Объясните, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных. (Ответ должен быть полным.)
Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи
Вариант 2
А1. Какое слово не является местоимением?
□ 1) он
□ 2) от
□ 3) мы
□ 4) вас
А2. Какое слово с НЕ пишется слитно?
□ 1) (не)умею
□ 2) (не)беги
□ 3) (не)стись
□ 4) (не)смотрит
А3. В каком ряду оба слова являются местоимениями 2-го лица?
□ 1) вас, мне
□ 2) тобой, его
□ 3) её, вы
□ 4) тебя, вам
А4. В каком словосочетании нет предлога?
□ 1) (во)шёл быстро
□ 2) катался (во)дворе
□ 3) играет (на)гитаре
□ 4) скрылся (за)поворотом
B1. Из данного предложения выпишите предлоги.
День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
C1. Объясните, почему предлоги и союзы относятся к служебным частям речи. (Ответ должен быть полным.)
Тест 6. Обобщение повторения
Вариант 1
А1. Какое слово пишется не так, как произносится?
□ 1) игра
□ 2) кусок
□ 3) стол
□ 4) солнце
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) с..стра, танцу..т
□ 2) селе..ка, попы..ка
□ 3) по рощ.., уход..т
□ 4) в..шнёвый, стр..ла
А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) старат..ся, молодеж..
□ 2) калач.., смеят..ся
□ 3) под..езд, рисуеш..
□ 4) в..юнок, с..ёмка
А4. В каком словосочетании вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ?
□ 1) песчаная почва
□ 2) песчаный пляж
□ 3) песчаное тесто
□ 4) песчаный берег
А5. Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?
□ 1) строгий учитель
□ 2) часовой механизм
□ 3) твердый знак
□ 4) светлый день
А6. Какое предложение является побудительным?
□ 1) Сколько стоит газета?
□ 2) Ежи зимой спят.
□ 3) Не оглядывайся назад.
□ 4) Скоро подойдет поезд.
В1. Из данного предложения выпишите предлоги.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
В2. Напишите часть (части) речи, которой (которыми) выражены однородные члены в предложении задания В1.
В3. Из предложения задания В1 выпишите глагол (глаголы), в котором (в которых) есть приставки.
С1. Объясните, почему в предложении задания В1 слово "Ворона" написано с прописной (большой) буквы. (Ответ должен быть полным, и его нельзя начинать с союза "потому что".)
Тест 6. Обобщение повторения
Вариант 2
А1. Какое слово пишется не так, как произносится?
□ 1) крот
□ 2) парус
□ 3) локоть
□ 4) укол
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) незабу..ка, фло..ский
□ 2) с..бака, к..рова
□ 3) у речк.., на веточк..
□ 4) ч..рнеть, поч..нить
А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) царапает..ся, помощ..
□ 2) лещ.., заглядет..ся
□ 3) об..ём, бросаеш..ся
□ 4) нал..ём, видиш..
А4. В каком словосочетании вместо слова ДОБРЫЙ нужно употребить слово ДОБРОТНЫЙ?
□ 1) доброе изделие
□ 2) доброе дело
□ 3) добрый гном
□ 4) добрая половина
А5. Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?
□ 1) ученый медведь
□ 2) полярная ночь
□ 3) тонкий колосок
□ 4) личное местоимение
А6. Какое предложение является побудительным?
□ 1) Ты опоздал на десять минут.
□ 2) Вдруг зазвонил телефон.
□ 3) Посмотрите в окно.
□ 4) Когда начнется сеанс?
В1. Из данных предложений выпишите предлоги.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
В2. Из предложений задания В1 выпишите глагол (глаголы) в начальной форме.
B3. Напишите часть (части) речи, которой (которыми) выражены однородные члены в предложениях задания В1.
С1. Объясните, как вы понимаете последнюю строчку фрагмента басни, приведённого в задании В1. (Ответ должен быть полным.)
Тест 7. Словосочетание и предложение
Вариант 1
А1. Какое предложение нераспространённое?
□ 1) Стража царская стоит.
□ 2) Птица там не пролетит.
□ 3) Близко зверь не пробежит.
□ 4) Бор темен, дик.
А2. Какая пара слов является словосочетанием?
□ 1) лес прохладен
□ 2) вокруг стола
□ 3) чёрной полосой
□ 4) не пылает, не горит
А3. Укажите грамматическую основу в предложении.
Осень рисует художник, а вспоминает лето.
□ 1) осень рисует
□ 2) рисует художник, вспоминает
□ 3) вспоминает лето
□ 4) рисует художник
А4. Какое предложение вопросительное?
□ 1) Звёзды смотрят на тебя
□ 2) Как обидно
□ 3) Не видал ли где на свете ты царевны молодой
□ 4) Я жених её
В1. Из данных предложений выпишите союзы.
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
С1. Объясните, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. (Ответ должен быть полным, и его нельзя начинать с союза "потому что".)
Тест 7. Словосочетание и предложение
Вариант 2
А1. Какое предложение нераспространённое?
□ 1) В лес въезжает витязь мой.
□ 2) Пляшут, блещут мотыльки.
□ 3) Едет гладким он путем.
□ 4) С ним встречается старик.
А2. Какая пара слов является словосочетанием?
□ 1) вьется винтом
□ 2) царевна спит
□ 3) перед дворцом
□ 4) прыгают, шумят
А3. Укажите грамматическую основу в предложении.
Одноногий пират искал с золотом клад, а нашёл лишь пустой сундук.
□ 1) пират искал
□ 2) искал клад
□ 3) нашёл сундук
□ 4) пират искал, нашёл
А4. Какое предложение вопросительное?
□ 1) Дочка царская пропала
□ 2) Ах ты, мерзкое стекло
□ 3) Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее
□ 4) Ты прекрасна, спору нет
В1. Из данных предложений выпишите союзы.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
С1. Напишите, какими общими чертами обладают словосочетание и предложение и в чем различие между ними. (Ответ должен быть полным.)
Тест 8. Словосочетание и предложение
Вариант 1
А1. Какое словосочетание является глагольным?
□ 1) звериное чутьё
□ 2) полёт шмеля
□ 3) изучать математику
□ 4) стремление изучать
А2. В каком предложении только один главный член?
□ 1) Ночь тиха.
□ 2) Билеты купили на вторник.
□ 3) Два братца пошли на речку купаться.
□ 4) Скажешь ли ты правду?
А3. В каком предложении сказуемое выражено именем существительным?
□ 1) Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё.
□ 2) Чёрная курица - героиня одноимённой повести Антония Погорельского.
□ 3) Алёша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман.
□ 4) Из сада пошли они в зверинец.
А4. Какое предложение является нераспространённым?
□ 1) Упало несколько градин.
□ 2) Ручка пишет тонко.
□ 3) Раннее летнее утро.
□ 4) У меня зазвонил телефон.
В1. Из данного предложения выпишите сказуемое.
Вся белёшенька земля.
С1. Придумайте и запишите 3 предложения с подлежащими, выраженными сочетанием слов.
Тест 8. Словосочетание и предложение
Вариант 2
А1. Какое словосочетание является глагольным?
□ 1) последний урок
□ 2) просьба помочь
□ 3) мост через реку
□ 4) идти по мосту
А2. В каком предложении только один главный член?
□ 1) Прошло несколько лет.
□ 2) Свет слишком яркий.
□ 3) Когда закончишь работу?
□ 4) Хотел бы я оказаться на твоём месте!
А3. В каком предложении сказуемое выражено именем существительным?
□ 1) Антоний Погорельский - псевдоним Алексея Алексеевича Перовского.
□ 2) Вдруг сердце у Алёши ещё сильнее забилось.
□ 3) Ночь была лунная.
□ 4) Все замолкли, стали к стенам в два ряда и сняли шляпы.
А4. Какое предложение является нераспространённым?
□ 1) На остановке было два человека.
□ 2) Птицы заволновались, закричали.
□ 3) Беги быстрее!
□ 4) Подъехал переполненный автобус.
В1. Из данного предложения выпишите подлежащее.
Два дня мы были в перестрелке.
С1. Придумайте и запишите 3 предложения со сказуемыми, выраженными именами существительными.
Тест 9. Второстепенные члены предложения
Вариант 1
А1. В каком предложении нет дополнения?
□ 1) Воротись, поклонися рыбке.
□ 2) Входят семь богатырей.
□ 3) Давно, давно ты ждешь меня.
□ 4) Через леса, через моря колдун несёт богатыря.
А2. В каком предложении определение является эпитетом?
□ 1) Зал освещали хрустальные люстры.
□ 2) Зелёные вершины деревьев о чём-то тихо шептались.
□ 3) В её карих глазах пряталась усмешка.
□ 4) Сквозь асфальт пробивался нежный росток.
А3. В каком предложении обстоятельство выражено наречием?
□ 1) Через час мы встретились.
□ 2) Рыбацкие снасти лежали в рюкзаке.
□ 3) Днём выучу уроки и погуляю.
□ 4) Я положил телефонную трубку на место.
А4. В каком предложении распространены второстепенные члены?
□ 1) Новый вокзал скоро примет пассажиров.
□ 2) На уроке математики мы решали сложные задачи.
□ 3) Юркая ящерка быстро спряталась в расщелине.
□ 4) Яркая молния внезапно озарила небосвод.
В1. Из данного предложения выпишите дополнение (дополнения).
Небольшой зал освещал единственный светильник.
С1. Напишите, какова роль определений в речи. (Ответ должен быть полным.)
Тест 9. Второстепенные члены предложения
Вариант 2
А1. В каком предложении нет дополнения?
□ 1) Вот из моря вылез старый Бес.
□ 2) Женихи ей поклонились, потихоньку удалились.
□ 3) Не губи меня, девица!
□ 4) К красну солнцу наконец обратился молодец.
А2. В каком предложении определение является эпитетом?
□ 1) У окна поставили большой деревянный стол.
□ 2) Беспомощный птенчик выпал из гнезда.
□ 3) Мы ловили рыбу на речной отмели.
□ 4) Сентябрь - первый осенний месяц.
А3. В каком предложении обстоятельство выражено наречием?
□ 1) От вокзала мы доехали на троллейбусе.
□ 2) Ночью все кошки серы.
□ 3) В лесу раздавался топор дровосека.
□ 4) В ноябре погода переменчива.
А4. В каком предложении распространены второстепенные члены?
□ 1) В альбоме хранились старые фотографии.
□ 2) Электронное письмо мгновенно дошло до адресата.
□ 3) Серые котята дружно лакали молоко.
□ 4) После сильного ливня на дорожках парка стояли лужи.
В1. Из данного предложения выпишите дополнение (дополнения).
Кукольные домики украшали затейливые узоры.
С1. Напишите, какую роль играют в речи обстоятельства. (Ответ должен быть полным.)
Тест 10. Однородные члены предложения
Вариант 1
А1. В каком предложении есть однородные обстоятельства?
□ 1) Мальчик охотно и умело решал сложные задачи.
□ 2) Пословицы, поговорки, загадки - малые жанры фольклора.
□ 3) Фольклор создавался народом, передавался от одного поколения к другому.
□ 4) Закличка - обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.
А2. В каком предложении необходимо вместо запятой поставить двоеточие?
□ 1) Слушай больше(,) а говори меньше.
□ 2) В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения(,) летописи, исторические повести, жития.
□ 3) Герасим в точности исполнял все приказания(,) но права свои тоже знал.
□ 4) Более всего на свете Фет ценил красоту в природе(,) в отношениях людей, в движении человеческого сердца.
А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
□ 1) Полез и Костылин да зацепил камень ногой загремел.
□ 2) Дал печенежский князь Претичу коня саблю стрелы.
□ 3) Антоний Погорельский писал стихи статьи прозу.
□ 4) Гудел ветер бил в рамы и заставлял их дрожать.
А4. В каком предложении на месте пропуска надо поставить двоеточие?
□ 1) Метеорологи прогнозируют___ низкое давление, снег.
□ 2) В дворовой футбольной команде я побывал в ролях___ защитника, нападающего, вратаря.
□ 3) Из кармана посыпались монеты___ рубли, пятаки.
□ 4) Рабочие сменили___ батареи, трубы, сантехнику.
В1. Напишите, какими членами данного предложения являются однородные члены.
В поисках своей невесты королевич Елисей обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру.
С1. Напишите 3–4 предложения с однородными членами на тему "Лес".
Тест 10. Однородные члены предложения
Вариант 2
А1. В каком предложении есть однородные дополнения?
□ 1) Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы.
□ 2) Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.
□ 3) Обратите внимание на присказки, зачины, концовки.
□ 4) В некотором царстве, в некотором государстве жил царь.
А2. В каком предложении необходимо вместо запятой поставить двоеточие?
□ 1) Я там был, мед, пиво пил(,) да усы лишь обмочил.
□ 2) А Жилин хоть не велик ростом(,) а удал был.
□ 3) Встал Жилин(,) раскопал щелку побольше, стал смотреть.
□ 4) Героями литературных произведений были по преимуществу люди высоких положений(,) князья, иерархи церкви.
А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
□ 1) Нужен мне работник повар конюх и плотник.
□ 2) Молчит собака трется ему об ноги хвостом махает.
□ 3) В Германии Ломоносов изучал механику физику химию.
□ 4) Лирические произведения передают чувства мысли переживания человека.
А4. В каком предложении на месте пропуска надо поставить двоеточие?
□ 1) В коробке оказались___ какие-то проводки, гвозди, гайки.
□ 2) Катится клубочек___ по высоким горам, по темным лесам, по зеленым лугам.
□ 3) Крылов любил___ бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади.
□ 4) Героя выручали помощники___ медведь, щука, заяц.
В1. Напишите, какими членами данного предложения являются однородные члены.
В речи героя проявляются его чувства: тревога, волнение, печаль.
С1. Напишите 3–4 предложения с однородными членами на тему "Море".
Тест 11. Обращения, вводные слова
Вариант 1
А1. В каком предложении нет обращения?
□ 1) Зачем ты, Балда, к нам залез?
□ 2) Воротись, поклонися рыбке.
□ 3) Постой, бабушка, постой немножко!
□ 4) Здравствуй, солнце да утро веселое!
А2. В каком предложении нет обращения?
□ 1) Ребята, вероятно, уже все в сборе?
□ 2) Взвейтесь кострами, синие ночи!
□ 3) Ты, видимо, меня не услышал.
□ 4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.
А3. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?
□ 1) Ребята давайте жить дружно!
□ 2) Что ты баба белены объелась?
□ 3) Отпусти ты старче меня в море!
□ 4) Что ж вы хлопцы рты свои разинули?
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Скоро(1) кажется(2) начнется дождь. Зелёный оазис лишь(3) кажется(4) путникам, на самом деле это мираж.
□ 1) 1, 2
□ 2) 3, 4
□ 3) 1, 3
□ 4) 1, 2, 3, 4
В1. Из данных предложений выпишите обращение (обращения).
Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
С1. Напишите, какова роль обращений в поэтической речи. (Ответ должен быть полным.)
Тест 11. Обращения, вводные слова
Вариант 2
А1. В каком предложении нет обращения?
□ 1) Чудная картина, как ты мне родна!
□ 2) Не печалься, ступай себе с богом.
□ 3) Только ты, моя милая птичка, в тёплом гнездышке еле видна.
□ 4) Счастливый путь, моряк!
А2. В каком предложении нет обращения?
□ 1) Вы, наверное, очень устали с дороги?
□ 2) Здравствуй, дорогая бабушка!
□ 3) Играйте же, дети!
□ 4) Что ты, мой конь, споткнулся?
А3. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?
□ 1) Воротись дурачина ты к рыбке.
□ 2) Чего тебе надобно старче?
□ 3) А голубчик вот где ты!
□ 4) Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете?
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Сильный ветер(1) может быть(2) причиной обрыва проводов. Я(3) может быть(4) не прав.
□ 1) 1, 2
□ 2) 1, 2, 3, 4
□ 3) 1, 4
□ 4) 3, 4
В1. Из данных предложений выпишите обращение (обращения).
Ты, конечно, спору нет; ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.
С1. Напишите, что общего между обращениями и вводными словами и в чем разница между ними. (Ответ должен быть полным.)
Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь
Вариант 1
А1. Какое предложение простое?
□ 1) Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
□ 2) Поговорка - не полное суждение, а только его часть.
□ 3) Глаза боятся, а руки делают.
□ 4) Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется.
А2. Какое предложение сложное?
□ 1) Ты не вейся, чёрный ворон, над моею головой.
□ 2) Хлеб - батюшка, вода - матушка.
□ 3) Курица по зёрнышку клюёт, да сыто живёт.
□ 4) Наделала синица славы, а море не зажгла.
А3. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?
□ 1) Лебедь рвётся в облака Рак пятится назад а Щука тянет в воду.
□ 2) Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
□ 3) А Балда над морем опять шумит да чертям веревкой грозит.
□ 4) Как наешься ты своей полбы собери-ка с чертей оброк мне полный.
А4. В каком предложении необходимо вместо двоеточия поставить тире?
□ 1) Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом".
□ 2) Принял царь каравай и сказал: "Вот этот хлеб только в большие праздники есть".
□ 3) "Неблагодарная!": примолвил Дуб ей тут.
□ 4) Опечалился Иван-царевич и говорит: "Как же я тебя замуж возьму!"
В1. Из данного предложения выпишите сказуемое (сказуемые).
С вершины горы бежит, подпрыгивает на камнях ручей и отзывается далеким звоном где-то в глубине леса.
С1. Продолжите описание, начатое в задании В1 (допишите 3–4 предложения, чтобы получился текст).
Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь
Вариант 2
А1. Какое предложение простое?
□ 1) Труд человека кормит, а лень портит.
□ 2) Снег глубок - год хорош.
□ 3) Где сосна взросла, там она и красна.
□ 4) Пословица - меткое, образное изречение.
А2. Какое предложение сложное?
□ 1) Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
□ 2) Мал золотник, да дорог.
□ 3) Собака лает - ветер носит.
□ 4) Волк каждый год линяет, а обычаи не меняет.
А3. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?
□ 1) Выехал Жилин вперёд остановился и ждёт пока подойдёт к нему обоз.
□ 2) Подбежала Дина оглянулась схватила куклу и убежала.
□ 3) Собрались на зорьке обозы за крепость вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге.
□ 4) Оглянулся Жилин видит налево за горой зарево красное загорелось.
А4. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие?
□ 1) Утром будит квакушка Ивана-царевича - "Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!"
□ 2) "Зачем ко мне пожаловал?" - говорит ему Баба-яга.
□ 3) "Как мне не кручиниться!" - отвечает Иван-царевич.
□ 4) "Ведь это дереву вредит", - ей с Дубу Ворон говорит.
В1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу (основы).
Перед последним рейсом нагрянула снежная буря, и ледокол поскорее ушёл из залива.
С1. Продолжите описание, начатое в задании В1 (допишите 3–4 предложения, чтобы получился текст).
Тест 13. Итоговый тест по теме "Синтаксис, пунктуация, культура речи"
Вариант 1
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
□ 1) забил гвоздь
□ 2) лампа горит
□ 3) сахарный песок
□ 4) связь слов
А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении.
Вечером тучи внезапно сдвинулись и закрыли звезды.
□ 1) закрыли звезды
□ 2) тучи сдвинулись и закрыли звезды
□ 3) тучи сдвинулись и закрыли
□ 4) тучи сдвинулись
А3. В каком предложении есть дополнение?
□ 1) Утро застало нас в пути.
□ 2) Глухой кашель послышался за стенкой.
□ 3) Мы не успели засветло выйти на тропу.
□ 4) Внезапно поднялся сильный ветер.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Дорога тянулась вдоль леса, и по ней медленно двигался обоз.
□ 2) У князя Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир.
□ 3) Овчарки - послушные, умные животные.
□ 4) Народная мудрость гласит: "Не спеши языком торопись делом".
А5. Какое предложение простое?
□ 1) Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.
□ 2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни.
□ 3) Трамвай показался из-за угла, медленно пересёк проспект и остановился.
□ 4) Где начинается вспашка, там появляются зяблики.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
□ 1) Спи моя радость, усни.
□ 2) Скоро, кажется будет дождь.
□ 3) К счастью неблагоприятный прогноз не оправдался.
□ 4) Кто тебя выдумал, звездная страна?
В1. Из данного предложения выпишите дополнение (дополнения).
Пожарные мгновенно раскатали рукава, поставили лестницы.
В2. Напишите часть речи, которой выражено сказуемое в предложении.
Ярослав Мудрый - автор сборника законов "Русская правда".
B3. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!
С1. Напишите небольшое письмо другу о том, как вы ходили в театр (на выставку, в цирк).
Тест 13. Итоговый тест по теме "Синтаксис, пунктуация, культура речи"
Вариант 2
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
□ 1) около школы
□ 2) старинная книга
□ 3) помощь друга
□ 4) нашёл гриб
А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении.
Грохот грома раздавался непрерывно и сливался в один сплошной гул.
□ 1) грохот раздавался
□ 2) сливался гул
□ 3) грохот раздавался и сливался гул
□ 4) грохот раздавался и сливался
А3. В каком предложении нет обстоятельства?
□ 1) Огромный беркут расправил мощные крылья.
□ 2) Хозяин заварил чай, позвал гостей к столу.
□ 3) Косой дождь сильно бил в оконные стёкла.
□ 4) Ветер закрутился в верхушках деревьев.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) "Утро вечера мудренее", - гласит пословица.
□ 2) По природным условиям Большой Кавказ делится на три части: Западный, Центральный и Восточный.
□ 3) Герой Карло Коллоди Пиноккио - ближайший родственник Буратино.
□ 4) Занавес открылся и представление началось.
А5. Какое предложение простое?
□ 1) Когда приходит весна, приходит и радость.
□ 2) От Главною хребта на запад, на юг и на восток отходит ещё много небольших, довольно высоких хребтов.
□ 3) Мы решили, что гроза уже миновала.
□ 4) Хлопнула калитка, и послышались голоса.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
□ 1) Вы, конечно, знаете таблицу умножения.
□ 2) Умчи меня олень, в свою страну оленью!
□ 3) Возможно Мишка просто не хотел идти в школу.
□ 4) Бабушка расскажи мне сказку.
В1. Из данного предложения выпишите подлежащее.
Сплошная завеса шторма временами скрывает море.
В2. Напишите часть речи, которой выражены сказуемые в предложении.
Басни Крылова остроумные, поучительные, злободневные.
B3. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.
С1. Напишите небольшое письмо другу о том, как вы провели выходной день.
Тест 14. Фонетика, орфоэпия, культура речи
Вариант 1
А1. В каком слове букв больше, чем звуков?
□ 1) самолёт
□ 2) устье
□ 3) пишешь
□ 4) яхта
А2. В каком слове все согласные звуки твердые?
□ 1) машина
□ 2) сначала
□ 3) объезд
□ 4) отряд
А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) красивЕе
□ 2) алфавИт
□ 3) пОртфель
□ 4) располОжить
А4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
□ 1) Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин
□ 2) Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин
□ 3) Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров
□ 4) Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].