Составляющие успеха деятельности руководителя.




 

Вопрос особенностей деятельности руководителя является центральным в теории и практике психологии управления. От того, насколько руководитель грамотно и полно понимает специфику своей деятельности, во многом зависит успех возглавляемой им организации или отдельного структурного подразделения.

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

Управлять эффективно можно только в том случае, если реагировать на изменения, происходящие в производстве, и, по возможности, предвидя их, создавать условия для решения назревших проблем.

В современных условиях эффективная организация системы управления является главным источником повышения эффективности деятельности организации. Руководитель должен не только заниматься анализом научно-технических и производственно-экономических задач интенсификации производства, но и глубоко изучить их организационно-хозяйственные аспекты. Именно на этой основе проектируются пути комплексного совершенствования системы управления организацией, включая технологию, информационное обеспечение, организацию этой сложной системы.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть новые возможности, коллективный подход – решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций. Организация эффективно работающего коллектива – сложный и трудоемкий процесс. Коллектив живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Его нельзя создать без усилий, целеустремленности и доверия. Организующая роль руководителя проявляется, прежде всего, в функциях координации. На основе стоящих перед организацией целей и задач он призван обеспечить согласованные и целенаправленные действия подчиненного ему персонала. Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников.

Перед руководителем стоят определенные задачи, решение которых необходимо для эффективного управления работниками:

 обеспечение взаимосвязи методов материального стимулирования с выполняемой работой и достигнутыми результатами;

 обеспечение соотношения различных форм материального стимулирования между собой;

 обеспечение простоты, ясности и четкости системы стимулирования, как в части поощрения, так и в части наказания;

 обеспечение восприятия работниками методов материального стимулирования;

 обеспечение сочетания материального стимулирования, как с моральным стимулированием, так и с организационным воздействием.

Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.

В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

1. Организационная проницательность, включающая:

 психологическую избирательность – умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

 практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

 психологический такт – способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность – умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

 энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

 требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

 способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

 широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

 чувством понимания ситуации:

 творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:

 нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

 готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

 стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

 эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

 ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

 способностью работать в коллективе и с коллективом;

 умением предвидеть результат;

 внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

 способностью и умением рисковать;

 способностью действовать самостоятельно;

 ответственностью за деятельность и за принятые решения;

 способностью увидеть, выделить существенное;

 искусством выполнять планы.

 

Эффективность деятельности руководителя во многом зависит от силы внушения и способности мотивировать свои планы. Неотъемлемой составляющей любого руководителя является способность направлять и удерживать внимание окружающих на себе и благодаря этому добиваться успеха. Эта способность называется харизмой. Сегодня слово харизма используется в основном только в том случае, когда речь идёт о людях, умеющих производить благоприятное впечатление на других. Это особого рода шарм, которым обладает человек и который он может передавать непосредственно на своё окружение. Люди с харизмой создают везде, где находятся, оптимистическое настроение. Таким образом, современный руководитель должен помнить, что мотивация это комплексное явление, которое во многом определяется индивидуальными особенностями сотрудника и самого руководителя. Эффективное управление трудовым поведением требует постоянного анализа и учёта этих особенностей, а также организационного контекста.

Эффективное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых психологических характеристик.

Профессиональная компетентность руководителя. Успешный руководитель, несомненно, должен обладать лидерскими задатками и способностями. Под лидерством в современном менеджменте понимают процесс, с помощью которого одно лицо оказывает определенное влияние на других членов группы или организации, направляя их усилия на достижение общих целей. С поведенческой же точки зрения лидерство – это совокупность отношений доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (организации).

Авторитет руководителя предполагает правильное сочетание в работе единоначалия и коллективности. Для авторитета руководителя исключительно важны два требования в этом отношении:

а) обсуждение вопросов должно быть действительно общим, а ответственность единоличная;

б) коллегиальность в обсуждениях должна быть сведена к необходимому минимуму и никогда не мешать быстроте и твердости решений. Коллегиальность, следовательно, не должна вести к заседательской суете и времяпровождению.

Авторитет руководителя – сложное социально-психологическое явление, которое создается из многих составляющих. Важнейшей среди них является общественное признание его компетентности, способности лучшим образом организовывать и решать вопросы жизни коллектива. На этой основе формируется доверие к знаниям и опыту руководителя, добровольная и сознательная дисциплина, желание выполнять требования руководства.

Компетентность руководителя ни в коем случае не означает всезнайства, стремления самому давать ответ на все вопросы, а есть умение наиболее правильно, наиболее эффективно организовать силы своих подчиненных для решения возникающих проблем. Настоящий авторитет не имеет ничего общего с нескончаемой назидательностью, с излишней «говорливостью» руководителя и еще меньше с шумом и суматохой из-за непрекращающихся распоряжений.

Деловитость – исключительно важное качество руководителя, в котором проявляется не только профессиональная, но и моральная культура человека.

Присущие руководителю высокие моральные принципы и качества, безусловное соблюдение им моральных норм, чувство причастности к управлению и возможность через это влиять на состояние дел в обществе способствует выработке таких специфических профессиональных качеств, как повышенная социальная ответственность, перспективное мышление, способность анализировать и учитывать последствия принимаемых решений.

Имидж руководителя. Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума, воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Имидж (от англ. image) – образ; слепок; умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера. Руководителей, наделенных харизмой, обычно называют харизматическими лидерами. Вот ряд поведенческих характеристик таких людей:

- внешний вид

- независимое поведение

- речевые способности

- достойные манеры

- спокойная реакция на похвалу и критику

Суггестия – это свойство и умение человека влиять на других людей. Оно проявляется как безотчетно, так и при помощи специальных приемов. В сущности, суггестия вписана в имидж личности субъекта деятельности.

Уверенность в себе является следствием нашей самооценки, то есть ощущения того, как мы выглядим в глазах других лиц.

Энергетика – это психическая сила, способность человека реализовать свои возможности, в том числе и силы влияния.

Внешний вид. Прежде всего – это конституция: рост, вес, телосложение.

Манера одеваться. Чисто и опрятно одетые люди внушают больше доверия, чем одетые кое-как, неопрятные и нечесаные.

Манера поведения. Здесь необходимо подчеркнуть факт разделения людей на две большие группы – на экстравертов и интровертов. Первые нацелены на общение, взаимодействие, социальную активность. Вторые, то есть интроверты, заняты в основном своими внутренними проблемами, избегают общения, предпочитают психическое затворничество. Излучение суггестивности и, следовательно, передача положительной энергии в большей степени присущи экстравертам.

Взгляд. Это наиболее эффективный канал передачи суггестивной энергии другим лицам. Его начали использовать еще на заре овладения методикой внушающего влияния.

Голос и речь. Ничто так эффективно не переносит суггестивность от одного человека к другому, как голос и речь.

Мимика и жесты. Степень уверенности в себе, а также наполненность личности положительной энергией отражается на всех телодвижениях – походке, позе, мимике, жестах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: