не гарантирует спасение памятника




Размещение музея в бывшей усадьбе

(история возрождения и разорения усадьбы Приютино)

 

В городе Всеволожск Ленинградской области с 1 марта 1969 г. началась работа по изучению и сбору материалов для будущего историко-краеведческого музея. Одновременно начались и поиски места для его размещения.

И оно было найдено на окраине Всеволожска, на 6-м километре легендарной Дороги жизни. Здесь, на высоком левом берегу речки Лубья находилась загородная усадьба Приютино, заложенная в конце XVIII в. А.Н. Олениным (1764-1843). Сохранился пейзажный парк с величавыми дубами, посаженными Олениными в честь рождения в семье пятерых детей, и искусственный пруд, отделенный плотиной от поймы реки.

В отличие от пушкинских мемориальных мест — Михайловского, Тригорского, Петровского, - или чеховского Мелихова, где пришлось восстанавливать дома и надворные строения, в Приютине до наших дней дожили 11 кирпичных зданий, в числе которых были главный усадебный дом и господский флигель, а также памятник старшему сыну Николаю, погибшему в 1812 г. на Бородино.

Лучшего места для устройства музея невозможно было найти, однако все эти строения и территория, на которой они находились, принадлежали Министерству обороны СССР, причем в семи из них жили 66 семей общей численностью 211человек.

Только после 1 июня 1971 г., когда последовало долгожданное решение Всеволожского горисполкома предоставить комнату в новом доме жительнице бывшего господского дома, а ее комнату передать музею[1], появилась надежда обосноваться музею в старинной усадьбе!

Должен отметить, что задолго до этого события, а именно в 1955 г. и позднее, появились несколько обращений граждан в различные партийно-советские инстанции с тревогой за судьбу Приютина. Тогда же несколько писем было опубликовано в СМИ.

После поступления в 1957 г. в ЦК КПСС жалобы от жителя Ленинграда на запущенное состояние бывшей усадьбы Всеволожский райисполком принял 21 января 1958 г. решение «О восстановлении памятника старины в поселке Приютино».

Копия этого документа поступила в Леноблисполком, который поручил управлению культуры принять меры.

Управление культуры обратилось в Архитектурно-планировочное управление Ленгорисполкома (АПУ; с 1966 г. - ГлавАПУ) с просьбой оформить границы землепользования бывшей усадьбы.

В обстоятельном заключении от 9 сентября 1959 г. АПУ отметило

-175-

«возрастающий интерес трудящихся к усадьбе Приютино как крупнейшему памятнику русской культуры», и считает, что «внешний вид зданий, планировка парка и усадьбы в целом должны быть восстановлены в прежнем виде по состоянию их на первую половину 19 века». В этой связи рекомендовалось разработать проектное предложение по установлению новых границ усадьбы с учетом сложившейся застройки смежных участков и в одном из домов развернуть музейную экспозицию.

Управление культуры Леноблисполкома, устав, по-видимому, от писем общественности, приняв во внимание заключение АПУ, 27 октября 1959 г. обещало провести весной 1960 г. первоочередные работы по благоустройству усадьбы, а к летнему сезону в одном из помещений организовать выставку по истории Приютина.

Думаю, что все эти обстоятельства способствовали включению управлением культуры Приютина в список памятников культуры.

30 августа 1960 г. Постановлением Совета министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» «Главный усадебный дом и парк, принадлежавший Оленину Алексею Николаевичу, у которого бывали: А.С. Пушкин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, М.И. Глинка, К.П. Брюллов и др.», были объявлены памятником культуры государственного значения, подлежащим охране «с первоочередной подготовкой к музейному показу». …Шли годы. «Первоочередные работы по благоустройству» и открытие выставки так и не состоялись. 19 декабря 1966 г. Леноблисполком в Решении № 621 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры Ленинградской области» - не знаю причин его появления - поручил областному управлению культуры и ГлавАПУ разработать и представить на утверждение план благоустройства и реставрации приютинского комплекса.

Снова речь шла только о плане мероприятий, но на этот раз без указания сроков (пошли второй раз по замкнутому кругу?), а потому, вероятно, «разработка» затянулась, а Леноблисполком так и не увидел этого документа.

Будущий историко-краеведческий музей не подозревал о существовании этой многолетней истории намерений и обещаний, когда в 1969 г. в поисках помещений нацелился на Приютино, а в 1971 г. получил там третью часть бывшей столовой Олениных.

Очень скоро обнаружилось отсутствие у памятника границ охранной зоны и зоны регулированной застройки. С помощью главного архитектора Всеволожского района границы охранной зоны были определены и 1 сентября 1971 г. схема с сопроводительным письмом ушли в управление культуры, откуда она была направлена для согласования в ГлавАПУ.

-176-

Через некоторое время ГлавАПУ возвратило наш документ с сопроводительным письмом, из которого мы узнали, что «при организации охранной зоны необходимо учесть» строящиеся в соответствии с генеральным планом развития Всеволожска очистные сооружения.

Мы узнали, что задание на проектирование и строительство корпусов и иловых площадок канализационных очистных сооружений на правом берегу Лубьи (напротив главного усадебного дома) было выдано в июле 1966 г., т.е. через 7 лет после проигнорированных рекомендаций управлению культуры дать «предложение по установлению новых границ усадьбы».

Тем всё и закончилось, а Приютино продолжало оставаться беззащитным от продолжающихся посягательств на его территорию.

Одновременно с изучением материалов о деятельности кружка Оленина и сбором экспонатов (уже в декабре 1969 г. удалось познакомиться в Москве с двумя потомками А.Н. Оленина, а во Всеволожск были привезены первые мемориальные предметы), музей в 1972 г. заказал проектно-сметную документацию реставрации главного усадебного дома и ротонды над молочным погребом.

Однако вопрос о будущем Приютина оставался нерешенным. Коллектив музея (в начале июня 1972 г. кроме директора появился и научный сотрудник!) не мог убедить власти в необходимости принять на свой баланс хотя бы это строение, понимая, что с появлением в нём музея военное ведомство- не будет заниматься этим памятником.

В 1973 г. первая экспозиция, посвященная дому Олениных и его знаменитым посетителям, была готова к открытию, но руководство областного управления культуры вдруг начало оттягивать это событие. Начальство всерьёз тревожило, как воспримут в обкоме КПСС появление музея, посвященного «крепостнику» и царедворцу, который, став президентом Академии художеств, запретил принимать в число учеников выходцев из крепостного сословия, не получивших свободу и т.д.

Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, оно организовало 13 июля 1973 г. выездное совместное заседание музейных Советов Главного и Областного управлений культуры. Итоги осмотра и обсуждения оказались благоприятными: «Ознакомившись с усадебными постройками, парком и фондами историко-художественного музея в Приютине (волею директора под таким названием с 1972 г. начал существовать создаваемый музей. – Л.Т.), совместный музейный Совет рекомендует: 1. Музеефицировать бывшую усадьбу А.Н. Оленина в Приютине»...

Также был отмечен высокий качественный уровень собранных материалов, которые «позволяют создать неповторимый по своему значению музей, рассказывающий о людях и событиях общественно-

-177-

политической и культурной жизни России 1-ой трети XIX в.».

28 мая 1974 г. подоспело обнадёживающее решение исполкома Леноблсовета (№ 224) «О расселении граждан из ветхого жилого фонда, принадлежащего органам Министерства обороны СССР». Оно предусматривало освободить приютинские дома в 1976 г.

А 17 декабря 1974 г. музей все же открыл двери для посетителей. Со временем он превратился в Литературно-художественный музей-усадьбу «Приютино».

Однако руководство управления культуры, вопреки здравому смыслу, упорно искало нового хозяина Приютина, хотя практически им уже стал пользующийся огромной популярностью очень скрмный по площади новый музей с бесценными фондами, собранными за короткое время.

Оно привозило в Приютино ответственных работников творческих союзов и организаций, отраслевых обкомов профессиональных союзов, совета по туризму и экскурсиям, уговаривая их взять усадьбу под дом творчества, турбазу, дом отдыха, а самим избавиться от лишних забот и волнений.

1975 год принес приютинскому музею, да и другим музеям области, сюрприз, от которого многие из них до сих пор не восторге: все они были превращены в филиалы «создаваемого» Областного краеведческого музея[2].

Эта структура, обеспеченная штатами, должна была осуществить «единое планирование экспозиционной, научно-исследовательской, хозяйственной и финансовой деятельности»; стать, наконец, методическим центром для музеев области!

Но одновременно именно он был обязан нести ответственность за судьбу и музея, и самого памятника, в котором разместился. Этого не произошло.

Приютинский музей попытался переложить решение части хозяйственных проблем на это новообразование, но потерпел поражение. Началась кампания по дискредитации его деятельности. «Неважно обстоит дело с развитием массовой работы в Приютино, - отмечалось в годовом отчете. - Уйдя целиком в изучение прошлого, коллектив музея (с 15 октября 1975 г. 3 человека! – Л.Т.) даже к 60-летию советской власти составил план всего в 2 пункта, из которых один посвящен Пушкину. Музей работает в полном отрыве от задач сегодняшнего дня и результат, к сожалению, не замедлил сказаться: за первое полугодие нынешнего года музей на 3 тыс. снизил посещаемость».

Исказив реальную картину планирования и реальной деятельности музея, исполняющая обязанности директора клятвенно заверила: «Мы будем работать, улучшать руководство музеями области, будем стремиться к тому, чтобы все наши музеи стали активными помощниками партии в деле коммунистического воспитания населения».

- 178-

Уйти «целиком в изучение прошлого» не получалось. В будние дни не перегруженные проведением экскурсий сотрудники по 1-2 часа занимались благоустройством парковой зоны. Весной 1975 г. перед главным фасадом усадебного дома и по обе стороны дороги, ведущей от шоссе мимо второго господского дома и людской к музею, появились рабатки с примулами, позднее замененными флоксами, а также клумба в центральной части парка. Все поляны были засеяны семенами газонной травы; в трех направлениях от главного дома прорезаны дорожки, для которых было завезено несколько десятков самосвалов гранитной крошки. На центральной площадке перед домом вырублены молодые тополя, высаженные лесничеством; появились десять парковых скамеек; с помощью школьников изготовлены скворечники. В парке, на гребне левого берега Лубьи, посадили между очень старыми липами, на месте утраченных, 10 многолетних деревьев. У берега пруда напротив памятника Николаю Оленину, погибшему 26 августа 1812 г. в Бородинском сражении, учитывая описание этого места в стихотворении Н.И. Гнедича «Приютино», посадили кучно березы.

Самым трудным оказалось начать освобождение окраин парка и территории около нескольких строений от сараев, времянок и погребов, большая часть которых принадлежала не живущим в Приютине лицам, и всё же. Территория вокруг музейного дома постепенно облагораживалась.

В конце марта 1976 г. закончилось оформление передачи дома на баланс Всеволожского отдела культуры, но земельный участок и остальные строения продолжали находиться на балансе Ленинградского военного округа.

21 апреля 1976 г. последовало распоряжение Леноблисполкома создать комиссию, которой поручалось до 25 мая подготовить предложения по восстановлению Приютина.

21 мая 1976 г. управление культуры представило план мероприятий по «восстановлению». Он был расплывчат и затронул в основном расселение одного дома и вывоз мусора, оставшегося после сноса части сараев и погребов. Поэтому музей 26 мая передал в облисполком свои предложения по восстановлению и конкретному использованию каждого исторического здания усадьбы.

Пока сочинялись перспективные планы превращения Приютина в заповедник или музей-усадьбу, в средствах массовой информации появились сообщения о неоправданно затянувшейся работе над проектом реставрации главного усадебного дома; о появлении в Приютине новых складов, о возможной реконструкции шоссе и моста через речку Лубью[3].

Опасения вторжения в Приютино дорожников оказались не беспочвенными. Осенью 1976 г. начались работы по строительству нового моста на пересечении Дорогой жизни речки Лубья. Также предполагался подъём на насыпь и спрямление дороги в самой низкой ее части – у мемориальных строений и парка.

-179-

Музею тогда удалось угрозами обратиться за помощью в ЮНЕСКО остановить эти работы, инициированные, как оказалось, местной партийной и советской номенклатурой, и строители смогли возвести только новый мост.

Последствия сопротивления оказались печальными для директора, уволенного в июне 1977 г. в связи с его несоответствием занимаемой должности.

Был и положительный момент в этой истории. Леноблисполком «в целях сохранения исторического памятника – усадебного комплекса “Приютино” и обеспечения перспективного развития действующего на территории усадьбы… музея» принял 20 декабря 1976 г. решение утвердить охранные зоны. Всеволожский горисполком, ГлавАПУ, областное управление культуры и институт Ленгражданпроект должны были «строго руководствоваться режимом застройки и границами утвержденных охранных зон».

В сентябре 1977 г. руководство управления культуры попыталось сосватать приютинский комплекс под турбазу Областному совету по туризму. Почти одновременно, 9 октября 1977 г., Всеволожский горисполком принял решение о создании садово-паркового ансамбля «Приютино»!

В ряду серьезнейших проблем дальнейшего развития музея наибольшую актуальность приобрела проблема расселения и точной научно-обоснованной реставрации сохранившихся строений и их практического использования.

Эта проблема появилась в 1977 г., когда заказчик в лице дирекции областного краеведческого музея получил эскизные проекты реставрации главного усадебного дома. Музей решительно отказался одобрить их, потому что архитектором не были проведены натурные исследования и археологические изыскания, которые могли бы разрешить ряд проблем при реставрации дома.

После увольнения директора против утверждения эскизного проекта продолжили выступать сотрудники первого состава приютинского музея, вскоре тоже покинувшие его под нажимом нового директора и с молчаливого согласия, а может и по рекомендации свыше.

Музей избавился от первопроходцев, поднявших мощный пласт новой информации в архивах; прошедших в фондах Всесоюзного музея А.С. Пушкина и Музея истории Ленинграда великолепную школу освоения всех видов музейной работы; постоянно общавшихся с В.М. Глинкой и Т.М. Соколовой из Эрмитажа и А.И. Кучумовым из Павловского дворца-музея… Он начал новую жизнь с новым составом научных сотрудников, не имеющих необходимых знаний, опыта музейной работы. И проект реставрации был принят без доработки.

Чтобы не закрывать музей на время реставрации дома, мы

-180-

предлагалиеще 26 мая 1976 г. прежде провести косметический ремонт в людской и господской кухне, чтобы в первую перенести экспозицию, а во вторую - музейный фонд.

Этого не произошло и 1 ноября 1978 г. музей был закрыт.

Все экспонаты и документация были перенесены в освобождённые от жильцов помещения второго господского дома, где они находились до мая 1986 г. в сырости и при недопустимо низких температурах, так как комнаты протапливались эпизодически одной печкой.

Пока пустующий дом ожидал реставраторов, в двух сотнях метров от него, рядом с корпусом бывшего коровника началось сооружение двух новых складов-ангаров. Ситуация сложилась парадоксальная: начальство военно-морской базы было согласно разместить эти склады в другом, удобном для них месте за пределами охранной зоны, но музей своевременно не подключился для решения этой проблемы и строительство началось. Запоздалые попытки директора музея остановить его оказались безуспешными.

Первые рабочие реставрационных мастерских появились в Приютине в декабре 1978 г..

1 октября 1979 г. Ученый совет управления культуры заслушал директора музея и одобрил план реставрации и «музеефикации» всех сохранившихся и «в полном объёме» утраченных строений. Примечательно возведение членами этого Совета памятника культуры в ранг памятника архитектуры и садово-паркового искусства!

Спустя два года реставрационные работы были остановлены. Оказалось, что по ходу реставрации потребовались поиски «новых исторических материалов, необходимых для корректировки проекта. В частности, появилась необходимость воссоздать архитектурный интерьер, изображенный на акварели неизвестного художника “Гостиная Олениных в Приютине”. В прошедшем году была закончена работа по подтверждению атрибуции акварели, которая дает новый материал для оформления выставки»[4].

В связи с необходимостью «изменения планировки и художественной отделки» помещений дома после обнаружения научным сотрудником музея «следов нахождения гостиной в галерее»[5], дирекция областного музея заключила договор с другой проектной организацией на корректировку рабочего проекта.

Этот молодой человек, учитель словесности, пополнил штат научных сотрудников музея в июле 1978 г. и активно включился в научно-исследовательскую работу.

Одновременно с заданием на «корректировку» проекта архитектору было выдано и задание на разработку в рамках 1980-1984 гг. проекта комплексной реставрации всех сохранившихся исторических зданий и реконструкцию утраченных. Все реставрационные работы было намечено

-181-

осуществить в 1980-1987 гг.

В отчете о работе в 1980 г. было отмечено, что научный сотрудник вместо плановой работы продолжал искать доказательства нахождения интерьера гостиной в Приютине[6].

Пока шла реставрация, а затем и корректировка проекта, дом сильно пострадал, поскольку около двух лет простоял без крыши.

В 1983 г. второй директор музея уволился, так и не увидев результатов своей деятельности. Третий, офицер в отставке, полностью передал в руки научных сотрудников решение всех проблемных вопросов, связанных с осуществлением нереализованной его предшественником программы превращения приютинского комплекса в полнокровный музей-усадьбу.

Деятельность нового архитектора и результаты работы реставраторов на объекте заставили Комиссию истории охраны и реставрации памятников архитектуры, истории и культуры Ленинградского отделения Союза архитекторов 13 декабря 1983 г. посвятить свое заседание Приютину. В результате этого обсуждения ГИОП отменил проект превращения галереи в гостиную.

Вот так «открытие», поддержанное «новым составом музея» - так подчеркнуто сопровождались любые действия и в самом деле полностью обновленного коллектива - обошлось казне в десятки тысяч рублей и многолетним долгостроем[7].

В мае 1986 г. началась реставрация ротонды над молочным погребом, а потоми кузницы.

Продолжалось и расселение домов, затянувшееся до 1987 г., когда выехала последняя семья из второго господского дома, и он также попал в руки реставраторов.

«Казалось бы, размещение в старинной усадьбе музея — надёжная её защита от забвения и дальнейшего разрушения, гарантия скорого восстановления. Но мы живем уже во второй половине восьмидесятых годов, а в Приютине еще не отреставрирован даже главный усадебный дом. Остальные же здания и парк, если производить работы такими темпами, вряд ли сохранятся до начала их реставрации», - отмечал я в публикации о происходящем в Приютине в 1987 г.[8]

Состояние «охраняемой» государством территории и самой усадьбы было удручающим. Вместо парковых газонов - непроходимые заросли некошеной сорной травы и кустарника; поваленные ветром деревья.

Такой увидели «оправу» отечественной жемчужины и приглашенные на открытие музея гости 25 мая 1990 г.

Реставраторы «прикончили» главный усадебный дом незадолго до открытия музея, принятый вопреки двум обстоятельным отрицательным рецензиям и обращениям Ленинградского отделения Союза архитекторов в

-182-

министерство культуры.

В 1992 г. директором был назначен выпускник Мореходного училища. Антисанитарное состояние территории сохранилось и при нём. В парке исчезли дорожки и газоны, а вместе с ними и 10 парковых скамеек; вокруг людской, господской кухни, временно (!) превращенной в котельную, домика над погребами, кузницы и ротонды разрасталась свалка разнообразного хлама и бытового мусора.

Появившиеся в других исторических постройках (рига, коровник, каретный сарай и конюшня) ООО по шиномонтажу и ремонту автомобилей на многие годы превратили обочины дороги, разделяющей усадьбу надвое, в огромную свалку строительного мусора и металлолома. Вдоль дороги и прямо у стен домов утвердились тяжеловесные и громоздкие рекламные щиты.

Пренебрежение к состоянию парковой зоны привело к гибели мемориальных дубов. Заболачивается пруд с проточной водой. В этой связи цинично прозвучал ответ директора на вопрос журналиста о причинах многолетнего подобного состояния музейной территории: «Что касается деревьев в приютинском парке - дубы не спасти: они не живут больше 200 лет... Если исходить из понимания пруда как ванны - он в тяжелом состоянии. Но когда в нем прозрачная вода и кафельное дно - это уже санузел. А если исходить из философии пруда как пруда - с рыбой и водорослями, то у нас все в порядке»[9].

Просторный луг на противоположном берегу Лубьи превратился в непроходимый лес. А ведь именно там следовало бы обустроить просторную поляну для проведения массовых мероприятий, а не использовать для них парк, где давно уже пропали дорожки и вытоптана небольшая поляна, на которой два-три раза в году отдел культуры устраивает массовые мероприятия и здесь паркуются автомобили. В самом же парке вырублены сотни деревьев для приготовления шашлыков и костров.

Изменила свой профиль и дорога. То, что удалось предотвратить в 1976 г., было осуществлено к 2008 г. Прежнеедвух полосное шоссе, поднятое на 3-х метровой высоты насыпь и расширенное до четырех полос с пешеходными тротуарами по обе стороны, навсегда разорвала территорию памятника на две несоединимые части.

На левой стороне под насыпью оказались ротонда над молочным погребом, кузница, парк, второй господский дом и хлебный амбар. На правой стороне – рига, каретный сарай и конюшня.

Ветхие кирпичные дома и в прошлом страдали от вибрации, выхлопных газов и соли, которой обильно посыпают дорогу в зимнее время. Вместе с грунтовыми водами соль впитывается стенами исторических строений. Особенно страдает второй господский дом.

Результаты этой модернизации уже дали о себе знать: придорожная

-183-

часть парка постоянно подтоплена; вода скапливается вдоль всего периметра фундамента второго господского дома. Территория музея оказалась за глухим 4-х метровой высоты забором.

Попытки остановить проектантов и предложить иные варианты модернизации НИКЕМ не были предприняты.

На 1 ноября 2010 г. режимы использования территории и градостроительные регламенты в границах охранных зон отсутствовали!

Состоящие на учете кирпичная конюшня (34х6,5 м), рига, территория, на которой у Олениных были разбиты сад и огород, оказались исключенными в 2012 г. из охранной зоны. Скотный двор (45х6,5 м) попал в частные руки, а в нём музей мог бы устроить актовый и выставочные залы.

Все эти и не только исторические строения состояли на учете, о чем 21 мая 1992 г. напоминал в письмах главе администрации Всеволожского района, Дирекции Объединения музеев Ленинградской области и директору музея-усадьбы «Приютино» начальник ГИОП: «Инспекция по охране и использованию памятников истории и культуры Ленинградской области ставит вас в известность, что усадьба «Приютино» состоит на учете в Инспекции как памятник истории и архитектуры. В комплекс усадьбы входят: первый господский дом, второй господский дом, людская, господская кухня и прачечная, кладовая, погреб, дом за прудом, здание риги, три хозяйственные постройки скотного двора, фундаменты двух оранжерей (в настоящее время куда-то исчезли. – Л.Т.), парк и две малые архитектурные формы на территории парка (постамент солнечных часов и усеченная пирамида). Усадьба подлежит охране и использованию как единый неделимый усадебный комплекс. Все решения и любые виды работ должны предварительно согласовываться с инспекцией».

Сегодня музей оказался зажатым на оставленном ему огрызке территории только что возведенными вдоль Дороги жизни новыми хозяйственными постройками, «украсившими» въезд во Всеволожск через усадьбу.

Начавшаяся весной 1987 г. реставрация второго господского дома из-за некачественного проекта прекращалась и снова возобновлялась. Все эти годы он простоял без крыши.

На 17 июня 1994 г. реставраторами была выполнена новая кладка перегородок и стен внутренней планировки; старые деревянные балки перекрытий заменены на двутавровые металлические; возведены из сборных железобетонных конструкций две лестницы, ведущие на второй этаж.

В программе развития сферы культуры на 1996-2000 гг. областное правительство предусмотрело глобальное возобновление реставрационных работ в Приютине, где «существует уникальная

-184-

возможность восстановления полного усадебного комплекса» в 1996-1997 г., однако работы велись снова только на втором господском доме.

В Акте от 22 июня 2000 г. к выполненным на 17 июня 1994 г. работам добавлены «частичная установка» (?) металлических ферм, появившиеся перекрытия из ж/б плит по новым металлическим балкам над 1-м и 2-м этажами; металлические перемычки в дверных проемах и заложенные оконные проемы в центральной и западной части дома. Ни в 1994 г., ни в 2000-м не упомянуты установленные на западном крыле и ризалите по центру новые стропила, которые я увидел и сфотографировал 5 ноября 1999 г.

Согласно плану реализации федеральной программы «Культура России (2006-2010 годы)» «восстановление» Приютина ограничилось заданием на обследование второго господского дома с целью предпроектных изысканий. Эти работы были проведены в сентябре-октябре 2007 г. уже на останках дома, из которого исчезло всё, что сделали реставраторы за 20 лет!

5 ноября 2008 г. в Министерстве культуры был подписан контракт на разработку проектной документации «для дальнейшей реставрации» второго господского дома.

По Федеральной программе «Усадьба Приютино Второй господский дом» Министерство культуры заказало НОВУЮ научно-проектную документацию для реставрации и приспособления 2-го господского дома. О том, как он будет использован, узнаём из очередного интервью 2008 г. директора музея:

«Во втором господском доме планируется строительство десяти гостиничных номеров. Каждый номер будет иметь свое название – «Крыловъ», «Батюшковъ», «Мицкевичъ» - в честь наиболее известных временных обитателей усадьбы. При пансионате (?!) обязательно должен быть ресторан, работающий в традициях приютинской усадебной кухни. Полагаю, что на базе будущего культурного центра станет возможным проводить конференции, симпозиумы, форумы, научные совещания. Кроме этого, в мансарде второго господского дома планируется создание своеобразной “культурной заставы” - там будет находиться дежурный филолог, который в интернет-режиме станет консультировать всех желающих по вопросам орфографии, пунктуации, редактирования текстов, принимать заказы на спичрайтерские услуги»[10].

Спустя несколько дней директор подводил итоги: «В июне была закончена консервация второго господского дома, завершен проект его восстановления. Мы хотим разместить там Приютинский центр русского языка. Ведь усадьба Олениных в свое время была местом, где бывали и подолгу гостили крупнейшие русские писатели и музыканты, начиная с Пушкина и Глинки. Кстати, номера небольшой гостиницы в этом центре будут носить имена знаменитых гостей Олениных, а ресторан будет

-185-

выдержан в стиле английского клуба, оформленного на темы произведений Байрона, Диккенса, Вальтера Скотта и других литературных коллег наших писателей»[11].

Результатом этого авантюрного задания стал разработанный НПиПО «Союзстройреставрация» проект, по которому должны появиться мансардный этаж и приямок для входа в вырытый подвал в восточной части дома; «воссоздаваемые» интерьеры гостиничных номеров, не имеющие ничего общего с пушкинской эпохой. Пока проектировалось будущее, останки дома, прикрытые в ходе «консервации» пленкой по верхнему срезу стен, продолжали разрушаться, а с трудом выделяемые средства «осваиваться».

Отсутствие четкого представления об использовании всех строений старинной усадьбы после их реставрации прослеживается по интервью, данным в разные годы СМИ:

2002 г. «В помещениях людской планируется оборудовать недорогую гостиницу»[12].

2008 г. «Летом мы обязательно перенесем котельную в другое место, а в помещении бывшей кухни планируется открыть кафе в английском стиле... Есть идея переоборудовать кладовую на погребах, где в прежние времена хранились соленья, в дегустационный винный погреб, а в помещении бывшей людской открыть английский клуб»[13].

Последним шедевром творчества музея стал проект «Реставрации литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино», которым займется Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга в рамках проекта «Сохранение культурного наследия России», реализуемого Министерством культуры совместно с Администрацией Ленинградской области.

По этому случаю губернатор Ленинградской области, посетив в октябре 2013 г. Приютино, предложил в целях развития музея-усадьбы восстановить утраченные объекты, создав крупный музейный комплекс!

Предполагается:

во 2-м господском доме - выставочный зал с функциями конференц-зала;

в людской - экспозиция, посвященная экономике дворянской усадьбы;

в молочном погребе - временные экспозиции;

в винном погребе – экспозиция, посвященная парку;

в кухне-прачечной – информационный центр по музею-усадьбе, а также по историко-культурным и туристическим ресурсам Всеволожского района(!!!);

в доме за прудом - клуб любителей Приютина (!!!) и гостевые комнаты;

-186-

в кузнице - функционирующая кузница.

Что означает экспозиция «Экономика усадьбы»?

С помощью каких материалов музей намерен воссоздать эту «экономику», а также экспозицию, посвященную парку, в винном погребе или временные экспозиции в молочном погребе?

Пустота кроется и в идее использовать здание кухни-прачечной под информационный центр, если даже в интернете отсутствует сайт музея.

«Клуб любителей Приютина» не более как очередная декларация.

Впрочем, придется уже не реставрировать отдельные постройки, а возводить их заново наряду с теми, которые были уничтожены раньше.

«Гостеприимная приютинская сень» (Н.И. Гнедич) осталась в далеком прошлом. Теперь в Приютине живут по принципу: чем меньше о нас знают, тем лучше.

Авантюрность этих планов очевидна. С 1978 г. музей пополнял свои фонды материалами только по одной теме: жизнь и деятельность литературно-художественного кружка Оленина.

Приютинская «жемчужина», превращенная «отцами города» во врата Всеволожска, за последние годы (!!!) обросла инородными строениями, «облагородившими» исторический ландшафт. А ведь с этим местом, воспетым Константином Батюшковым и Николаем Гнедичем, были связаны жизнью и творчеством более ШЕСТИСОТ представителей отечественной культуры – поэты, драматурги, писатели, музыканты, актеры, ученые, государственные и военные деятели самого славного периода в истории русской культуры, который мы называем ПУШКИНСКИМ.

 


[1] Эту комнату музей получил только в ноябре.

[2] Позднее переименован в Дирекцию областного музея Ленинградской области (ДОМЛО), потом – в Дирекцию музеев Ленинградской области, с 1998 г. – в Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области (ГБУК ЛО) «Музейное агентство».

[3] Тетерин Владислав. Еще раз о Приютине // Советская культура. 1976. 19 марта; Андреев Владислав. Приютино // Лит. Россия. 1976. 26 марта.

[4] ЦГАЛИ СПб. Ф. 609. Д. 58. Л. 18.

[5] «Следы гостиной» в виде столбиков из кирпича, были обнаружены после разборки рабочими пола в галерее. Научный сотрудник музея решил, что это базы для колонн, которые украшали гостиную Олениных, запечатленную на акварели неизвестным художником. На самом деле эти столбики появились при замене полов в галерее в 1972 г.

[6] ЦГАЛИ СПб. Ф. 609. Д. 125. Л. 85.

[7] Этот а рхитектор-реставратор был рекомендован Дирекции музеев новым сотрудником приютинского музея, оказавшимся с ним в родстве.

[8] Тимофеев Л. Бесприютно в Приютине // Нева. 1987. № 2. С. 203-207.

[9] Полетаева Инна. Бесприютное Приютино // Вечерний Петербург. 2008. 11 ноября.

[10] Завадская Светлана. «Есть дача за Невой…» // Всеволожские вести. 2008. 18 апр.; она же. Возрождение дачи вдохновений // Вести. 2008. 20 мая.

[11] Дружинина Елена. Дайте музеям свободу // Шанс. 2008. 11 июля.

[12] Кириллина Татьяна. В защиту русской усадьбы // Вечерний Петербург. 2002. 23 янв.

[13] Завадская Светлана. Возрождение дачи вдохновений // Вести. 2008. 20 мая. О будущем второго господского дома было сказано выше.

 

-188-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: