Общая характеристика учебного курса
При помощи навыков коммуникации люди могут взаимодействовать друг с другом. Общение предполагает как передачу информации, так и передачу эмоциональных состояний. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму. В ситуации, когда навыки коммуникации отсутствуют взаимодействие невозможно. Поэтому для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в том числе с доречевой коммуникации, а также должно предполагать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации.
Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация" относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно учебному плану на освоение курса отводится:
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за год |
1 класс | |||
2 класс | |||
3 класс |
Личностные и предметные результаты освоения курса альтернативная коммуникация.
Базовые учебные действия по освоению коррекционного курса:принятие ребёнком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистом (как предметно-практической, игровой деятельности, так и тактильного, телесного взаимодействия (техники базальной стимуляции);
|
· понимание ситуации нахождения на уроке (занятии);
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога:
Личностные результаты результаты освоения коррекционного курса для 1 класса (2 вариант):
1.Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
3. формирование учебного поведения.
Предметные результаты освоения коррекционного курса
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: - Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
· Личностные результаты освоения коррекционного курса для 2 класса (2 вариант):
1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
3.Владение правилами поведения в учебной ситуации;
4.Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Предметные результаты
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
|
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: - использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Личностные результаты освоения коррекционного курса для 3 класса (2 вариант):
1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
3.Владение правилами поведения в учебной ситуации;
4.Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
5. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Предметные результаты
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: - использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
|
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· В процессе коррекционно развивающей деятельности используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и групповые, игры,игравые упражнения.
Для оценивания достижений по освоению курса альтернативная коммуникация используется средства мониторинга динамики обучения:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
-выполняет заданиепо подражанию | п |
-выполняет заданиепо образцу | о |
- выполняет заданиесамостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет заданиесамостоятельно (без ошибок) | + |
Содержание коррекционного курса
Тематическое планирование: