Строение сонатной формы (сонатного аллегро)




СИМФОНИЯ № 103 (Es – dur), «С ТРЕМОЛО ЛИТАВР»

Симфоническое наследие Йозефа Гайдна обширно (104 симфонии). Первая симфония написана в 1759 году (в 27 лет, на службе у графа Морцина), последняя – в 1795 году (во время поездки в Англию). Т.е. симфонии Й.Гайдн писал на протяжении 35 лет.

Именно в творчестве Гайдна жанр симфонии приобрёл свой окончательный, классический вид.

Симфония (с древнегреческого – «созвучие, стройность, согласие») - это циклическое* произведение из 4-х частей для симфонического оркестра.

*Цикл, цикличность означает многочастность. К циклическим произведениям относятся: сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты, трио.

Каждая из 4-х частей симфонии воплощает в себе разные стороны человеческой жизни.

I часть Быстрая II часть Медленная III часть Менуэт* (позднее скерцо) IV часть Быстрая (итог всего цикла, финал)
Человек действует Человек отдыхает, мечтает, размышляет, созерцает природу Человек танцует, играет, веселится Человек празднует, ликует, торжествует

 

*Менуэт – старинный французский танец. В 17-18 веках - самый популярный танец в Европе, «король танцев и танец королей». Размер 3\4, умеренный темп.

 

 

Симфония № 103, Ми-бемоль мажор (Es-dur), «С тремоло* литавр» (1795 год) - одна из «Лондонский симфоний» (всего 12).

 

*Трéмоло (итал. «дрожащий») — приём игры на музыкальном инструменте в виде многократного быстрого повторения одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов).

 

 

Симфония начинается со вступления.

Вступление: медленное, сумрачно-таинственного характера. Начало в нижнем регистре у контрабасов и виолончелей.

I ЧАСТЬ – быстрая (Allegro), яркая, оживленная, танцевально характера. Напоминает картину народного праздника.

Написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро).

Строение сонатной формы (сонатного аллегро)

 

*ГП – главная партия

СП – связующая партия

ПП – побочная партия

ЗП – заключительная партия

 

Главная партия – (Es–dur, Ми-бемоль мажор), размер 6/8 - быстрая, жизнерадостная, народно-танцевального характера.

Побочная партия – (B-dur, Си-бемоль мажор), размер 6/8 – по характеру почти не отличается от главной темы: танцевальная, изящная, легкая, веселая. Имеет вальсовый аккомпанемент (напоминает австрийский лендлер: танец-предшественник вальса). Тональность – доминантовая.

II ЧАСТЬ - Andante (неторопливо), имеет форму вариаций * на 2 темы или двойные вариации.

*Вариации – это музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких её видоизменённых повторений. Схема вариационной формы: А (тема) – А1 (вариация 1) – А2 (вариация 2) – А3 (вариация 3) ……

 

Сравнительная характеристика тем второй части:

Первая тема Вторая тема
до – минор (c-moll) До – мажор (C-dur)
Суровая, сосредоточенная Радостная, торжественная
Начальный квартовый затакт Начальный квартовый затакт
Повышенная IV ступень Повышенная IV ступень
Маршевость Маршевость

После изложения тем следуют вариации – на каждую тему отдельно.

 

1 тема:

2 тема:

 

III ЧАСТЬ – Менуэт. Главная тема – менуэт - похожа не столько на изящный аристократический танец, сколько на грубоватую крестьянскую музыку: вместо плавных линий – прыжки с резкими акцентами.

IV ЧАСТЬ – Финал. Возвращается быстрый темп, праздничное настроение.

Начинается финал с «золотого хода валторн»*.

*«Золотой ход валторн» - это последовательность из трёх интервалов: сексты - квинты и терции. По звучанию «золотой ход валторн» напоминает сигналы охотничьих рогов.

На фоне звучания валторн звучит оживленная, радостная главная тема.

Все части симфонии №103 объединены танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением. Крайние быстрые части создают «обрамление» средним частям; возникает симметрия, стройность всего цикла.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: