СИМФОНИЯ № 103 (Es – dur), «С ТРЕМОЛО ЛИТАВР»
Симфоническое наследие Йозефа Гайдна обширно (104 симфонии). Первая симфония написана в 1759 году (в 27 лет, на службе у графа Морцина), последняя – в 1795 году (во время поездки в Англию). Т.е. симфонии Й.Гайдн писал на протяжении 35 лет.
Именно в творчестве Гайдна жанр симфонии приобрёл свой окончательный, классический вид.
Симфония (с древнегреческого – «созвучие, стройность, согласие») - это циклическое* произведение из 4-х частей для симфонического оркестра.
*Цикл, цикличность означает многочастность. К циклическим произведениям относятся: сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты, трио. |
Каждая из 4-х частей симфонии воплощает в себе разные стороны человеческой жизни.
I часть Быстрая | II часть Медленная | III часть Менуэт* (позднее скерцо) | IV часть Быстрая (итог всего цикла, финал) |
Человек действует | Человек отдыхает, мечтает, размышляет, созерцает природу | Человек танцует, играет, веселится | Человек празднует, ликует, торжествует |
*Менуэт – старинный французский танец. В 17-18 веках - самый популярный танец в Европе, «король танцев и танец королей». Размер 3\4, умеренный темп. |
Симфония № 103, Ми-бемоль мажор (Es-dur), «С тремоло* литавр» (1795 год) - одна из «Лондонский симфоний» (всего 12).
*Трéмоло (итал. «дрожащий») — приём игры на музыкальном инструменте в виде многократного быстрого повторения одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов). |
Симфония начинается со вступления.
Вступление: медленное, сумрачно-таинственного характера. Начало в нижнем регистре у контрабасов и виолончелей.
|
I ЧАСТЬ – быстрая (Allegro), яркая, оживленная, танцевально характера. Напоминает картину народного праздника.
Написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро).
Строение сонатной формы (сонатного аллегро)
*ГП – главная партия
СП – связующая партия
ПП – побочная партия
ЗП – заключительная партия
Главная партия – (Es–dur, Ми-бемоль мажор), размер 6/8 - быстрая, жизнерадостная, народно-танцевального характера.
Побочная партия – (B-dur, Си-бемоль мажор), размер 6/8 – по характеру почти не отличается от главной темы: танцевальная, изящная, легкая, веселая. Имеет вальсовый аккомпанемент (напоминает австрийский лендлер: танец-предшественник вальса). Тональность – доминантовая.
II ЧАСТЬ - Andante (неторопливо), имеет форму вариаций * на 2 темы или двойные вариации.
*Вариации – это музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких её видоизменённых повторений. Схема вариационной формы: А (тема) – А1 (вариация 1) – А2 (вариация 2) – А3 (вариация 3) …… |
Сравнительная характеристика тем второй части:
Первая тема | Вторая тема |
до – минор (c-moll) | До – мажор (C-dur) |
Суровая, сосредоточенная | Радостная, торжественная |
Начальный квартовый затакт | Начальный квартовый затакт |
Повышенная IV ступень | Повышенная IV ступень |
Маршевость | Маршевость |
После изложения тем следуют вариации – на каждую тему отдельно.
1 тема:
2 тема:
III ЧАСТЬ – Менуэт. Главная тема – менуэт - похожа не столько на изящный аристократический танец, сколько на грубоватую крестьянскую музыку: вместо плавных линий – прыжки с резкими акцентами.
|
IV ЧАСТЬ – Финал. Возвращается быстрый темп, праздничное настроение.
Начинается финал с «золотого хода валторн»*.
*«Золотой ход валторн» - это последовательность из трёх интервалов: сексты - квинты и терции. По звучанию «золотой ход валторн» напоминает сигналы охотничьих рогов. |
На фоне звучания валторн звучит оживленная, радостная главная тема.
Все части симфонии №103 объединены танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением. Крайние быстрые части создают «обрамление» средним частям; возникает симметрия, стройность всего цикла.