Базовые учебные действия.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
Спокойное пребывание в новой среде.
Ожидаемый результат:
Спокойное пребывание в новой среде
Методические рекомендации:
Для тревожных и стереотипных детей предварительное знакомство с образовательной средой поможет предотвратить возможные проблемы поведения. Ребенку в сопровождении значимого взрослого (родителей, бабушки) показывают класс, где он будет учиться, стол, за которым он будет сидеть, шкаф, в котором будут лежать его вещи, спортивный зал, туалет и т.п. Если по какой-то причине он отказывается входить в то или иное помещение, проявляет дискомфорт, следует предположить, чем данное поведение может быть вызвано. В будущем необходимо провести специальную работу, направленную на преодоление страхов и дискомфорта.
Оптимальный режим начального этапа обучения для каждого ребенка устанавливается индивидуально с учетом его потребностей и организационных возможностей семьи и учреждения. Так или иначе, каждый ребенок, нуждающийся в индивидуальной коррекционной работе для преодоления проблем поведения или формирования навыков учебного поведения, должен получить необходимую помощь.
1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
Ожидаемый результат:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта
Методические рекомендации:
Для тревожных и стереотипных детей предварительное знакомство с образовательной средой поможет предотвратить возможные проблемы поведения. Ребенку в сопровождении значимого взрослого (родителей, бабушки) показывают класс, где он будет учиться, стол, за которым он будет сидеть, шкаф, в котором будут лежать его вещи, спортивный зал, туалет и т.п. Если по какой-то причине он отказывается входить в то или иное помещение, проявляет дискомфорт, следует предположить, чем данное поведение может быть вызвано. В будущем необходимо провести специальную работу, направленную на преодоление страхов и дискомфорта.
Оптимальный режим начального этапа обучения для каждого ребенка устанавливается индивидуально с учетом его потребностей и организационных возможностей семьи и учреждения. Так или иначе, каждый ребенок, нуждающийся в индивидуальной коррекционной работе для преодоления проблем поведения или формирования навыков учебного поведения, должен получить необходимую помощь.
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Ожидаемый результат:
Принятие контакта, инициированного взрослым
Методические рекомендации:
Крайне важно на начальных этапах работы сформировать у ребенка положительную мотивацию пребывания в образовательной организации.
От того, полюбит ли ребенок школу, будет ли ему комфортно в ней, зависит и его поведение, и эффективность обучения.
Педагог должен найти «ключ» к ребенку: выяснить, что ему нравится, как ребенок воспринимает похвалу, тактильный контакт, проявления строгости; насколько быстро он устает, на что можно переключить его внимание для предотвращения проблем поведения и т.п. Важно использовать информацию, полученную от родителей и специалистов, которые уже занимались с ребенком. Все работающие с ребенком специалисты – помощник учителя, логопед, тренер по физкультуре и т.д.- должны быть осведомлены об особенностях развития ребенка; это крайне важно для установления единого педагогического подхода в работе.
На начальных этапах обучения требования к ребенку должны быть минимальны, чтобы он мог почувствовать себя комфортно. С другой стороны, некоторые границы поведения все же должны быть обозначены с самого начала для того, чтобы было понятно, чем отличается ситуация обучения, от, например, ситуации свободной игры.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Ожидаемый результат:
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
Личностные результаты:
Овладение начальными навыками адаптации в классе.
Развитие мотивов учебной деятельности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Развитие элементарных пространственных понятий.
Знание частей тела человека.
Знание элементарных видов движений.
Умение выполнять исходные положения.
Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Умение управлять дыханием.
5. Основное содержание.
Восприятие собственного тела – час.
Дыхательные упражнения в образном оформлении.
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя».
Дыхание через нос, через рот.
Изменение длительности вдоха и выдоха.
Дыхание в ходьбе с имитацией.
Движение руками в исходном положении.
Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.
Наклоны, приседания.
Прикладные упражнения – 20 час.
Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе
Равновесие – ходьба по линии, на носках.
Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.
Подвижные игры- 16 часов.
6. Тематическое планирование
| № п/п | Тема 1 четверть |
| 1. | Дыхательные упражнения. |
| 2. | Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. |
| 3. | Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет. |
| 4. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях |
| 5. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях |
| 6. | Изменение длительности дыхания. |
| 7. | Изменение длительности дыхания. |
| 8. | Дыхание при ходьбе. |
| 9. | Дыхание при ходьбе. |
| 10. | Движение руками в исходных положениях. |
| 11. | Движение руками в исходных положениях. |
| 12. | Движение предплечий и кистей рук. |
| 13. | Движение предплечий и кистей рук. |
| 14. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. |
| 15. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. |
| 16. | Хлопки в ладоши с изменением темпа. |
| 2 четверть | |
| 17. | Хлопки в ладоши с изменением темпа. |
| 18. | Наклоны головой. |
| 19. | Наклоны туловищем. |
| 20. | Наклоны туловищем. |
| 21. | Сгибание стопы. |
| 22. | Сгибание стопы. |
| 23. | Перекаты с носков на пятки. |
| 24. | Перекаты с носков на пятки. |
| 25. | Приседания. |
| 26. | Приседания. |
| 27. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. |
| 28. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. |
| 29. | Ходьба ровным шагом. |
| 30. | Повторение. |
| 31. | Ходьба ровным шагом |
| 3 четверть | |
| 32. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. |
| 33. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. |
| 34. | Ходьба на носках |
| 35. | Ходьба на носках |
| 36. | Ходьба в медленном и быстром темпе |
| 37. | Ходьба в медленном и быстром темпе |
| 38. | Ходьба по линии |
| 39. | Ходьба по линии |
| 40. | Ходьба на носках |
| 41. | Ходьба на носках |
| 42. | Захват предметов |
| 43. | Захват предметов |
| Дополнительные каникулы | |
| 44. | Передача предметов |
| 45. | Передача предметов |
| 46. | Бросание мячей |
| 47. | Бросание мячей |
| 48. | Перекатывание мячей |
| 49. | Перекатывание мячей |
| 50. | Перекатывание мячей |
| 51. | «Солнышко и дождик». Игра. |
| 4 четверть | |
| 52. | «Солнышко и дождик». Игра. |
| 53. | «Воробушки и кот». Игра. |
| 54. | «Воробушки и кот». Игра. |
| 55. | «Кот и мыши». Игра. |
| 56. | «Кот и мыши». Игра. |
| 57. | «У медведя во бору». Игра. |
| 58. | «У медведя во бору». Игра. |
| 59. | «Ручеёк». Игра. |
| 60. | «Ручеёк». Игра. |
| 61. | «Снежинки и ветер». Игра. |
| 62. | «Снежинки и ветер». Игра. |
| 63. | «Найди пару». Игра. |
| 64. | «Найди пару». Игра. |
| 65. | «Хитрая лиса». Игра. |
| 66. | Повторение. |
| Итого: 66 часов |
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Программа формирования учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
1. Наглядно - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упражнения
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
«Покажи свое рабочее место»
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
(физкультминутки, динамические паузы)
«Знакомство с книгой»
«Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп УД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
- Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
познавательная (ролевая и имитационная) игра.
Учебно-методический комплекс
1. Ковер
2. Игрушки
Литература
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.
2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г
3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.
6. Календарно – тематическое планирование
| № п/п | Тема 1 четверть | Дата |
| 1. | Дыхательные упражнения. | 5.09 |
| 2. | Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. | 6.09 |
| 3. | Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет. | 12.09 |
| 4. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 13.09 |
| 5. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 19.09 |
| 6. | Изменение длительности дыхания. | 20.09 |
| 7. | Изменение длительности дыхания. | 26.09 |
| 8. | Дыхание при ходьбе. | 27.09 |
| 9. | Дыхание при ходьбе. | 3.10 |
| 10. | Движение руками в исходных положениях. | 4.10 |
| 11. | Движение руками в исходных положениях. | 10.10 |
| 12. | Движение предплечий и кистей рук. | 11.10 |
| 13. | Движение предплечий и кистей рук. | 17.10 |
| 14. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | 18.10 |
| 15. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | 24.10 |
| 16. | Хлопки в ладоши с изменением темпа. | 25.10 |
| 2 четверть | ||
| 17. | Хлопки в ладоши с изменением темпа. | 7.11 |
| 18. | Наклоны головой. | 8.11 |
| 19. | Наклоны туловищем. | 14.11 |
| 20. | Наклоны туловищем. | 15.11 |
| 21. | Сгибание стопы. | 21.11 |
| 22. | Сгибание стопы. | 22.11 |
| 23. | Перекаты с носков на пятки. | 28.11 |
| 24. | Перекаты с носков на пятки. | 29.11 |
| 25. | Приседания. | 5.12 |
| 26. | Приседания. | 6.12 |
| 27. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | 12.12 |
| 28. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | 13.12 |
| 29. | Ходьба ровным шагом. | 19.12 |
| 30. | Повторение. | 20.12 |
| 31. | Ходьба ровным шагом | 26.12 |
| 3 четверть | ||
| 32. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. | 9.01 |
| 33. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. | 10.01 |
| 34. | Ходьба на носках | 16.01 |
| 35. | Ходьба на носках | 27.01 |
| 36. | Ходьба в медленном и быстром темпе | 23.01 |
| 37. | Ходьба в медленном и быстром темпе | 24.01 |
| 38. | Ходьба по линии | 30.01 |
| 39. | Ходьба по линии | 31.01 |
| 40. | Ходьба на носках | 6.02 |
| 41. | Ходьба на носках | 7.02 |
| 42. | Захват предметов | 13.02 |
| 43. | Захват предметов | 14.02 |
| Дополнительные каникулы | ||
| 44. | Передача предметов | 27.02 |
| 45. | Передача предметов | 28.02 |
| 46. | Бросание мячей | 6.03 |
| 47. | Бросание мячей | 7.03 |
| 48. | Перекатывание мячей | 13.03 |
| 49. | Перекатывание мячей | 14.03 |
| 50. | Перекатывание мячей | 20.03 |
| 51. | «Солнышко и дождик». Игра. | 21.03 |
| 4 четверть | ||
| 52. | «Солнышко и дождик». Игра. | 3.04 |
| 53. | «Воробушки и кот». Игра. | 4.04 |
| 54. | «Воробушки и кот». Игра. | 10.04 |
| 55. | «Кот и мыши». Игра. | 11.04 |
| 56. | «Кот и мыши». Игра. | 17.04 |
| 57. | «У медведя во бору». Игра. | 28.04 |
| 58. | «У медведя во бору». Игра. | 24.04 |
| 59. | «Ручеёк». Игра. | 25.04 |
| 60. | «Ручеёк». Игра. | 1.05 |
| 61. | «Снежинки и ветер». Игра. | 2.05 |
| 62. | «Снежинки и ветер». Игра. | 8.05 |
| 63. | «Найди пару». Игра. | 9.05 |
| 64. | «Найди пару». Игра. | 15.05 |
| 65. | «Хитрая лиса». Игра. | 16.05 |
| 66. | Повторение. | 22.05 |
| Итого: 66 часов |
