Барьеры и пути: реальные и мнимые




Основные вызовы и угрозы

Прежде всего, речь идёт о последствиях застревания в «ловушке среднего уровня развития». Анализ межстрановых сопоставлений выявил тенденцию: страны, достигшие уровня примерно в 15 тыс. долларов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности сталкиваются с большими проблемами. Замедляется экономический рост, обостряются социально-экономические противоречия. Для справки: у нас этот показатель – 27 тысяч долларов – самая воронка «ловушки». В таких условиях не растут доходы и уровень жизни. Повышать зарплату нельзя. Рост издержек делает неконкурентной продукцию, главное достоинство которой – низкая цена. Не растут бюджетные доходы, нет денег на социальные расходы и на инфраструктуру. Затягивает воронка, угрожающая национальной катастрофой.

В «ловушке» нельзя засиживаться. В центре воронки поджидает «кризис ожиданий». В странах со средним уровнем развития влиятельны слои и группы, остро реагирующие не только на ухудшение своего положения, но и на реальный или мнимый кризис жизненных перспектив.

Чтобы вырваться из «ловушки», нужно перестроить структуру экономики: повысить долю секторов с высокой добавленной стоимостью, нарастить высокотехнологический экспорт, повысить вклад инноваций в социально-экономическое развитие. На этой основе уже возможен рост зарплат, доходов и уровня жизни населения в целом. Рост экономики, как это и отмечалось в Послании, – источник средств, необходимых для решения задач демографии, здравоохранения, образования, науки и культуры – ключевых задач «майских указов».

Показатели президентского Посланияусловия выхода из «ловушки» с её высокими социально-политическими рисками.

Первая задача гражданского общества: нанести поражение пораженцам, утвердить в обществе осознание того, «что ныне лежит на весах» – императивный характер «российского прорыва». Без его успеха риски для исторических судеб России непомерно велики.

«Российский прорыв» — это то общее дело, которое не раз в нашей истории сплачивало и мобилизовало россиян на свершения, в возможность которых не верил никто, кроме нас самих.

Барьеры и пути: реальные и мнимые

«Майские» указы обсуждаются, но беда в том, что обсуждение ведётся в заезженной колее политологических стереотипов и бухгалтерско-бюрократических манипуляций. Анализ практик и сложных социальных процессов не в почёте.

Прежде всего, это относится к социально-политической системе – рамке «прорыва», снижающей неизбежные риски. На полном серьёзе предлагается создать новую партию, способную оздоровить политическую систему.

Но вопрос почему, собственно, новая партия сможет преодолеть хорошо известный социологам барьер недоверия к политическим проектам со стороны влиятельных слоёв и групп гражданского общества. Совсем не случайно многие гражданские активисты, реализующие местные проекты, сторонятся политики и не спешат взаимодействовать с властями.

Сегодня высота этого барьера заметно повысилась. Социологические исследования показывают, что после назревшей, но плохо продуманной и ещё хуже подготовленной пенсионной реформы рухнули многие рейтинги, характеризующие ситуацию в стране и обществе.

Раздаются голоса, что рухнул и посткрымский патриотический подъём. Представляется, что более верно иное объяснение. Патриотический подъём заметно повысил для большинства россиян значимость наших традиционных ценностей: патриотизма, свободы и социальной справедливости. Эта возросшая значимость трансформировалась в большую нравственную чувствительность. Уже видно, как повысилась взыскательность многих слоёв и групп к нравственной стороне деятельности властей всех уровней. Нравственное измерение развития всё больше будет выступать критерием деятельности власти. Подтверждение тому – реакция общества на неуместные и даже скандальные заявления и действия чиновников.

Без преодоления барьера нравственного отчуждения значимой части нашего общества от государственных структур не слишком много шансов на оздоровление политической системы. Соответственно, падают шансы на успех «российского прорыва».

Часто слышны аргументы: «не нужно заострять, полезнее сосредоточиться на решении конкретных вопросов, на позитивной повестке». Но нужно и осознавать, что уже не только власть определяет общественную повестку. Проблемы, оставленные без обсуждения, – почва для атак популистов и, хуже того, для злонамеренных спекуляций.

Необходимо двустороннее движение. Гражданское общество, по крайней мере, его патриотическая, активная и ответственная часть, должны наладить диалог с политической системой, прежде всего, с государственными структурами, направленный на повышение её нравственной чувствительности, на освобождение её от безответственности и популизма.

Общей задачей государства и гражданского общества становится недопущение впредь действий, затрагивающих и тем более оскорбляющих значимые ценности россиян.

«Российский прорыв» без активизации общественного контроля буден замотан бюрократическими уловками. Когда результаты этого станут видны всем, будет уже поздно. Нужно уже сейчас поднимать профессионализм и принципиальность общественного контроля на новый уровень, отвечающий возросшим требованиям.

Очевидно, что без технологических и организационных инноваций успех нацпроектов, определённых Указами Президента, нереален. Но все действительно важные меры, направленные на поддержку инноваций (развитие прикладных исследований, увеличение числа патентов, кадры, научные центры и лаборатории и др.), – это всё про затраты. Но нет даже помину про общесистемные межведомственные меры, обеспечивающие конечный результат – повышение вклада инноваций в социально-экономический рост.

И это сегодня, когда затраты на науку, разработки, образование и т.п. не оказывают значимого влияния на темпы экономического роста. Нет даже осознания того, что конечный результат инноваций – это востребованные рынком продукты и технологии.

Нужно изменить подход к инновационному развитию. У нас есть большая наука, сохранились очаги качественного образования, выздоравливает промышленность. Для успеха нужно срочно реализовать назревшие меры по интеграции отдельных звеньев инновационной системы, направленные на конечный результат – на повышение вклада этой системы в развитие.

Нужна мобилизация гражданского общества, его включение в разработку и реализацию инновационных проектов, необходимых для достижения целей национальных проектов.

Очевиден вывод: важнейшее условие «прорыва» – кардинальное повышение эффективности государственного управления. Низкая эффективность системы управления наносит уже больший ущерб, чем коррупция. Энергичная борьба с коррупцией должна быть встроена в систему мер по повышению этой эффективности.

Но есть ещё одна группа рисков: социально-политических. Дело не только в «кризисе ожиданий» при застревании в «ловушке». Даже успешные проекты модернизации всегда связаны с масштабными социальными переменами. Это всегда испытание для социально-политической системы, для её способности идентифицировать вызовы, парировать возникающие риски. Часто именно слабость политической системы не давала пожать плоды экономического успеха.

Единственный надёжный предохранитель – развитие гражданского общества, его активность и гражданская ответственность. Без этого фундамента государство вряд ли справится с неизбежными рисками, связанными как с успехом, так и с превратностями «российского прорыва».

Успех «российского прорыва», преодоление «ловушки» требует нового качества государства – «понимающего государства». Нужно новое качество взаимодействия государства и общества: взаимно ответственное партнёрство во имя успеха «российского прорыва».

Главный фокус усилий гражданского общества – широкая общественная консолидация, о необходимости которой не раз говорил В.В. Путин. Без неё, как показывает наш собственный и мировой исторический опыт, нас просто разорвёт в ходе непростых общественных преобразований.

Нам нужен широкий общественный диалог, направленный на консолидацию нашего общества, на его вклад, как в реализацию конкретных задач «российского прорыва». Не обойти обсуждения непременных условий его успеха: развитие участия гражданского общества, общероссийского единства.

Представляется, что такой продуктивный диалог может быть реализован в рамках Общероссийского гражданского конгресса. Именно представительного конгресса, а не привычных форумов. В его деятельности должны принять участие все легальные институты гражданского общества, включая сюда профсоюзы, объединения бизнеса, влиятельные российские религиозные организации, а также подлинные лидеры общественного мнения. Только так можно обеспечить легитимность принятых решений, придать им статус нравственных критериев.

Палата должна выступить с инициативой созыва этого Конгресса. В основу его работы должен быть положен специализированный доклад Палаты «Российский прорыв» и задачи гражданского общества». В Докладе важно предложить как концептуальное видение новой роли гражданского общества, так и комплекс настоятельных конкретных задач.

Консолидация возможна лишь на основе ясного, содержательного основания, признаваемого огромным большинством.

У нас сегодня отсутствуют даже контуры согласия по ключевым проблемам. В массовом сознании революция всё ещё более легитимна, чем стабильное государственно-политическое развитие. И это притом, что большинство помнит свои страдания в 90-х, при отсутствии государства.

Без широкого общественного согласия по ключевым проблемам задачи общественной консолидации становятся зыбкими, теряют содержательную основу. Политическая система оказывается уязвимой к популистским наскокам и спекуляциям. Без него трудно интегрировать общественные интересы, противостоять лоббизму, ведомственному сепаратизму, бюрократической бесчувственности.

Анализ показывает: латентное единство у нас сложилось. Задача превратить его в осознаваемое единство, способное стать действенным нравственно-этическим критерием оценки власти и самого общества.

«Общероссийское единство»: комплекс норм, ценностей и представлений, которые объединяют большинство россиян, вне зависимости от этнической, социальной и религиозной принадлежности, от идейно-политических ориентиров. В Палате уже реализуется проект «Общероссийское единство. Что нас объединяет». Мы серьезно продвинулись в понимании и формулировке рамок общественного консенсуса по целому ряду сторон общественной и государственной жизни. Эта работа активно продолжается.

Ключевой вопрос – легитимность, общественное признание его положений. Предметом обсуждения Конгресса могли бы стать основные положения Декларации общероссийского единства. Широкое, подлинно общественное обсуждение, принятие Декларации представительным и авторитетным Конгрессом могло стать исходным пунктом для общественного признания ее положений.

Да, не сразу. Да, после уважительной дискуссии с оппонентами – искренне заблуждающимися патриотами. Но уже ясно, что впереди жёсткая идеологическая борьба с врагами суверенного развития России, с теми, для кого успех «российского прорыва» – крах их замыслов и интриг. Уже сегодня общероссийское единство – предмет ожесточённых нападок.

Без победы в этой борьбе шансы на успех гадательны.

Сегодня настало время обсуждения больших проблем, участия гражданского общества в успехе «российского прорыва», в котором жизненно заинтересован каждый, для кого Россия не пустое слово.

Вступая на путь прорыва, полезно помнить слова Данте, которые часто цитировал Маркс: «Иди своим путём и оставь людям говорить, что хотят».

Такое поведение ведёт к успеху, привлекает друзей и вызывает уважение врагов.

 

 

17 января 2019 года

«Российский прорыв» и задачи гражданского общества

По материалам автора: Иосифа Дискин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: