Психологические рекомендации при подготовке к ЕГЭ
Автор: Железко Галина Петровна
Добрый вечер, уважаемые участники сегодняшнего родительского собрания, педагоги, выпускники и их родители. В своем выступлении, мне бы хотелось озвучить некоторые рекомендации, а также добрые советы учащимся, родителям и педагогам, сдающим ЕГЭ.
Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Сегодня в напряженно ожидающем состоянии находятся одиннадцатиклассники, их родители и педагоги.
Любой экзамен – испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него.
- Первый – активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям.
- Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.
Основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс:
- негативный настрой;
- ситуации неопределенности и ограничения времени;
- сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях – логическом мышлении, умении анализировать.
Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное вырабатывание, трудности планирования, психофизиологические качества – сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение.
Встает закономерный вопрос, может ли педагог снизить влияние этих факторов, безусловно, это в силах педагога. Задача педагога – сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи.
Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят «повезло», но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, правильно рассчитать силы. Реакция на эмоциональный стресс во многом определяет результат ЕГЭ и ГИА.
Педагоги, прежде всего, знакомят учащихся с методикой подготовки к экзаменам, как правильно распределить темы подготовки по дням.
Обучающиеся должны понять, что зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Необходимо показать детям на практике, как это делается.
Правильно организованные пробные экзамены позволят снять неопределенность, научить детей использовать индивидуальные особенности организации деятельности, сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, позитивную установку. Обучение школьников навыкам эффективной работы с информацией и простейшим приемам аутотренинга поможет устранить сомнения в собственных силах и способностях. Педагог должен помочь каждому ученику правильно распределить нагрузку, установить режим занятий и отдыха, обратить внимание на значение здорового питания.
Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.