Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн...Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить. Каким образом музыка "изображает" з в у к и п р и р о д ы?
Большую изобразительную роль в музыке играют г а р м о н и я (соединение, одновременное звучание нескольких звуков - голосов) и т е м б р ы (звуковая окраска) инструментов и голоса человека.
Посмотри видео-сюжет о "Зоологической фантазии" К.Сен-Санса.
2. Сен-Санс "Карнавал животных"
Французский композитор Камиль Сен-Санс (1835 -1921) написал "зоологическую фантазию" "Карнавал животных" в 1886 году.
Главная особенность "изюминка" "Карнавала животных" - в остроумной, по-французски изящной изобразительности.
По форме - это сюита из 14 миниатюр.
А теперь подробно проанализируем некоторые части "зоологической фантазии".
"Вступление и Королевский марш льва". Лев - царь зверей. Он величественен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему "королевский" марш. Тема с "экзотической" окраской изложена мощными одинаковыми нотами в разных регистрах (октавами) струнных - она звучит действительно грозно и даже устрашающе. Однако в её ритме нет привычного маршевого пунктира, в ней ощущается упругая и мягкая кошачья походка. Слушать Здесь. В конце каждой фразы мы слышим звуковые сочетания, подражающие фанфарным сигналам и барабанной дроби. Композитор при помощи динамики и близких звуковых пассажей (музыкальный приём) передаёт рычание льва. Изобразительные приёмы придают маршу комический оттенок.
"Куры и петух" Слушать Здесь. Здесь мы слышим куриное кудахтанье в главной теме. Эта тема с её суетливыми повторениями на одном звуке и резкими скачками вверх, развивается при помощи полифонического письма - канона (поочерёдное вступление голосов, которые исполняют одну и ту же мелодию). Композитор сочинил уморительное "куриное трио".
|
Бестолково суетясь, куры перебивают друг друга и вдруг замолкают... Это запел Петух, горделиво скандируя каждую ноту своего "соло". Любимец курятника трижды солирует, демонстрируя своё мастерство, но вот в третий раз, когда его соло звучит на фоне восторженного кудахтанья, происходит непредвиденное. Петушиный голос "срывается", и верхняя нота - его гордость! - звучит искажённо и фальшиво, вызывая смятение поклонниц.
Антилопы.Слушать Здесь. В некоторых пьесах сюиты, например в "Королевском марше льва", "Птичке", Сен-Санс изображает движения, повадки своих персонажей. И в пьесе "Антилопы", написанной для двух роялей в жанре блестящего виртуозного этюда, стремительный бег антилоп изображён гаммообразными пассажами.
"Кенгуру". Слушать Здесь. Забавный портрет кенгуру "нарисован" в этой пьесе. Суетливые прыжки животного изображаются у фортепиано с помощью форшлагов (коротких звуков, каждый из которых украшает предыдущий) и пауз, разделяющих звуки короткой темы. Форшлаги точно отмечают момент толчка, а паузы - прыжок. Каждая фраза, ускоряясь в начале,завершается осторожным замедлением движения. При этом меняется и размер и ритм. Неустойчивые аккорды звучат робко, неуверенно. Так возникает представление о смешных прыжках неуклюжей кенгуру. то и дело останавливающейся и осторожно озирающейся.
|
"Слон".Слушать Здесь. В пьесах "Слон", "Черепахи", "Пианисты" композитор не только изображает неловкие движения своих персонажей, но и подсмеивается над ними. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии. У Сен-Санса слон... танцует вальс.
"Лебедь". В этой пьесе создан образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость кантиленной (плавной, певучей) мелодии, благородный "бархатный" тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром лирики. Выразительная пластичность мелодии, её спокойное ритмическое дыхание, уравновешенный и плавный рисунок фраз создают неувядающий лирический образ. Немаловажна и яркая изобразительная деталь: мелодия звучит на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих лёгкому плеску воды.
"Аквариум" Пьеса поражает живописной красочностью, волшебным звучанием звенящих тембров. Ты, наверное, не раз любовались чудесными световыми эффектами - игрой красок в воде или на снегу в солнечный день, в хрустальной люстре, освещающей концертный зал, или в облаках под лучами заходящего солнца... В пьесе "Аквариум" игра бликов, преломление света в воде отражено главным образом гармонией. Звуковой материал построен на чередовании аккордов, которые создают впечатление мерцания света. Живописность достигается и при помощью передачи цветовой радуги в музыке. Фактура (звуковые сочетания) пьесы легка, прозрачна, изыскана. Основной звук словно окрашивается в дымчато - нежные тона. Утончённо и хрупко звучат инструменты. Каждый звук флейты повторен, словно эхом, волшебным тембром гармоники в высоком регистре. Это "октавное эхо" создаёт впечатление дробления лучей света и отражения цветных бликов, вспыхивающих в воде. Взаимодействие всех музыкально - изобразительных средств создаёт поистине волшебную, завораживающую картину.
|
Праздничный финал наиболее точно соответствует названию сюиты - "Карнавал животных". В весёлом стремительном танце словно проносятся знакомые нам персонажи - мелькают, наподобие карнавальных масок, темы предыдущих пьес. Тон финалу задаёт моторная танцевальная тема. Так завершает свою "зоологическую фантазию" Сен-Санс, подаривший нам радость общения с талантливой и остроумной музыкой.
У тебя есть возможность послушать целиком эту сюиту. Скачай остальные части:
3.А теперь ответь на вопросы:
1. Какие музыкальные средства выразительности использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения?
2. Темы каких персонажей ты узнал, прослушав финал "Карнавала животных"?
3. Для каких инструментов написана эта сюита?
4. Дать письменное описание понравившемуся персонажу