Домашняя работа. Ершалаимские главы




02.11

Домашняя работа

Ершалаимские главы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?

М. Ю. Лермонтов

 

Проблемный вопрос:

Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи?

Сегодня на занятии мы постараемся найти ответ на данные вопросы.

Ершалаим – древний город, столица Иудеи.

Понтий Пилат – римский префект Иудеи с 26 по 36 год, из всаднического сословия. Корнелий Тацит называет его прокуратором Иудеи.

М. А. Булгаков ставит в романе философские, этические проблемы, которые всегда волновали и волнуют человечество до сих пор, как и много веков назад:

- Что такое истина?

- Человек и власть.

- Внутренняя свобода и несвобода человека.

- Добро и зло, их борьба.

- Верность и предательство.

- Милосердие и всепрощение.

- Человек и его вера.

Роман о Понтии Пилате, принадлежащий перу Мастера, – тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного текста с богословским очевидно. Писатель переосмысливает библейский сюжет, а Мастер создает оригинальное художественное произведение, так, как в Евангелии от Иоанна не идет речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса.

Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий. Сравним Евангелие и роман.

 

1. Иисус Христос – 33 года. 2. Сын божий, непорочно зачат девой Марией   3. 12 учеников – апостолов. 4. Популярность в народе – торжественная встреча при въезде в Иерусалим на осле. 5. Нагорная проповедь.   6. Чудеса божественного происхождения, творимые Христом. 7. Распятие на Голгофе. 8. Оплакивание Христа, его погребение и воскресение на третий день. 9. Иуда, предавший Иисуса, повесился. 1. Иешуа Га-Ноцри – 27 лет. 2. Сын человеческий, бродячий философ и врач, нищий, низкого социального происхождения, родителей не помнит, отец – сириец. «Родные есть? - Нет никого. Я один в мире». 3. Левий Матвей 4. Никто в городе не знает Иешуа. Отсутствие популярности.   5. Одно лишь нравственное изречение – «все люди добрые». 6. Избавление Пилата от головной боли земным способом – при помощи внушения словом. 7. Казнь на Лысой горе. 8. Тело Иешуа пытается похитить и похоронить Левий Матвей.   9. Иуда убит по приказу Пилата, который хочет этим успокоить свою совесть.

 

Вспомним роман. Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?». И слышит в ответ: «Роман о Понтии Пилате ». Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем самого автора, а не Иешуа Га-Ноцри. Почему? Постараемся ответить на этот вопрос.

Портрет героя является одним из способов раскрытия его характера, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи и Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами судьи.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешками вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».

Одно слово в этом описании обращает на себя внимание: подбой «кровавый» – не красный, багровый, алый и т. д Человек не боится крови – он бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник – золотое копье». Сам же он готов повторять о себе то, что говорят о нем другие: свирепое чудовище.

Но сейчас он страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет постоянно обращаясь к одной детали его портрета – его глазам. Ведь в произведении художественная деталь может играть огромную роль. Зачитайте описание глаз прокуратора:

1. Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым.

2. Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта.

3. Он смотрел мутными глазами на арестованного.

4. Пилат поднял мученические глаза на арестанта.

Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как он, вероятно, относился к подобным людям раньше. Но стоящий перед ним человек заинтересовал его еще и речами.

Боится ли арестант Понтия Пилата? Он боится опять пережить физическую боль. (Вспомните, как по приказу Пилата Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

Какой же факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать людей?

Это история Левия Матвея.

«Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, однако, послушав меня, он стал смягчаться, наконец, бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной путешествовать. Он сказал, что деньги отныне ему стали ненавистны».

На вопрос Пилата, правда ли, что он, Иешуа Га–Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечает:

«Говорил о том, что рухнет храм старой веры, и создастся новый храм истины».

Слово произнесено. Истина. «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину о которой ты не имеешь представления. Что такое истина.

Иешуа заявляет, что истина прежде всего в том, что у Пилата болит голова. Оказывается, он может избавить прокуратора от этой боли. И тот продолжает разговор с бродягой об истине.

Как развивает это понятие Иешуа? Для него истина прежде всего в том, что никто не может распорядиться его жизнью. «Согласись, что перерезать волосок, на котором висит жизнь, уж наверное, может лишь тот, кто его подвесил». Для Иешуа истина в том, что злых людей нет на свете.

И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом мечтательно. Он к истине этой готов идти с помощью убеждения, слова. Это дело его жизни.

«Мне пришли в голову кое-какие мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными. И я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека. Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон».

И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа, объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления и удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалось резиденция Пилата, ведь такого человека хочется держать при себе.

Прокуратор, видевший вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока, и люди, имеющие власть, боятся ее потерять.

В какой же момент меняется настроение Понтия Пилата? Почему же он будет вынужден отказаться от своего первоначального решения?

Секретарь, ведущий записи по ходу допроса, сочувствует Иешуа. Он неожиданно с сожалением ответит отрицательно на вопрос Пилата: «Все о нем?» и подаст ему другой кусок пергамента. «Что еще там?» – спросил Пилат и нахмурился. Прочитав поданное, он еще больше изменился в лице.

«Темная ли кровь прилила к шее и лицу или случилось что-то другое, но только кожа его утратила желтизну, побурела, а глаза как будто провалились! Опять-таки была виновата она, кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что- то случилось и со зрением. Так померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда- то, а вместо нее появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый венец, на лбу была круглая язва, запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой (таким Пилат видит правителя, значит, служит ему не из уважения). И со слухом случилось что-то странное, как будто вдали проиграли негромко и очень грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянувший слова: «Закон об оскорблении величества». Что же прочитал Пилат в этом пергаменте? Иешуа несколько позже произнесет это вслух и окажется, что разговор об истине еще не закончен. «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не надобна никакая власть.»

Принимает ли Пилат такую истину? Нет. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!»

Что же случилось с прокуратором? Почему он, несколько минут назад подсказывающий Иешуа спасительный ответ: «Ты когда-нибудь говорил что-либо о великом кесаре? Отвечай, говорил или … не… говорил…?» – Пилат протянул слово несколько больше, чем это положено на суде и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту, – почему сейчас Пилат утвердит смертный приговор?

Пилат – Всадник Золотое копье ­– смелый воин на поле боя, но он ТРУС, когда дело касается власти. Для него занимаемое место – золотая клетка. Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Герцен говорил, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне не свободен. Поэтому он сейчас предаст Иешуа.

Постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Нет морального выкупа за предательство. А в основе предательства лежит трусость.

Писатель Булгаков хочет сказать, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает это из-за малодушия, равнодушия, привычки к комфорту, боязни за карьеру. Трусость, считает Булгаков, крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле. По Булгакову, трусость – главный порок.

Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому, понимая, что вынужден вынести приговор, он заранее знает, что вместе с гибелью Иешуа настанет и его собственная гибель, только нравственная.

Муки совести терзают его. 12 000 тысяч лун за одну луну когда-то за то, что он чего-то не договорил тогда, не пошел на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не повинного мечтателя и врача.

Тема совести – одна из центральных в романе. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть – искупление вины, возможность внутреннего очищения.

«Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: – Погиб! – потом: – Погибли! И совсем нелепая среди них о долженствующем непременно быть – и с кем? – бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску». И после того, как Синедрион утвердил приговор, «все та же непонятная тоска пронизала все его существо».

«Тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая мысль: – Бессмертие… Пришло бессмертие…Чье бессмертие пришло? Это не понял прокуратор, но мысль об этом заставила его похолодеть на солнцепеке».

Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? Потому что Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем, ни ночью, ведь ему жить с камнем на душе. Чтобы смягчить муки своей совести, он пригрозит первосвященнику Каиафу: «Не будет тебе покою…Пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью».

Что еще попытается сделать Пилат, пытаясь смягчить муки совести? Он велит прекратить муки Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые говорит Иешуа перед смертью. Их повторит прокуратору Афраний, начальник тайной службы. «Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат? – спросил Пилат. «Нет, он не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость».

Вот оно, возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что, что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя? Какое приказание и как он отдаст начальнику тайной полиции? «И тем не менее его зарежут сегодня, – упрямо повторил Пилат, – у меня предчувствие, говорю я вам. Не было случая, чтобы оно не оправдалось». «Слушаю, – покорно отозвался гость, поднялся и вдруг спросил сурово: – так зарежут, игемон»? «Да, и вся надежда на вашу исполнительность».

Да, его исполнительность не подвела и на этот раз. Ночью Афраний докладывал Пилату, что не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его зарезали. И Пилат, не умеющий прощать огрехи своих подчиненных, скажет: «Вы сделали все, что могли».

Как судьба наказала Пилата за его трусость?

Воланд, его свита, Мастер и Маргарита, несущиеся на волшебных конях в ночи, видят при свете луны сидящего человека, а рядом с ним собаку. Воланд скажет Мастеру: «Мне хотелось показать вам вашего героя. Около 2-х тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, его мучает бессонница. Она мучает и его верного сторожа, пса. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то собака не виновата. Но, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

На вопрос Маргариты, о чем говорит этот человек, Воланд отвечает, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и свою славу.

Пилат давно, сразу после гибели Иешуа понял, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – один из самых страшных пороков.

Вспомним, кто еще наказан бессмертием на земле за совершенное зло?

Это Ларра из произведения М. Горького «Старуха Изергиль».

Маргарита просит Воланда отпустить Пилата.

– Вам не надо просить за него, так как за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, – тут Воланд повернулся к Мастеру и сказал: – Ну что ж, теперь ваш роман вы можете закончить одной фразой!

Мастер как будто этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным, безлесным горам: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Но история Понтия Пилата и Иешуа на этом не заканчивается. В «Эпилоге» говорится о сне, который видит Иван Понырёв (уже не Иван Бездомный): «От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идёт какой-то молодой человек в разорванном хитоне с обезображенным лицом. Идущие о чём-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём-то договориться.

– Боги, боги, – говорит человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне скажи, ведь её не было?

– Ну, конечно, не было, – отвечает спутник, – это тебе померещилось.

– И ты можешь поклясться в этом?

– Клянусь, – отвечает спутник, и глаза его улыбаются.

– Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается всё выше и выше к луне, увлекая своего спутника».

Итак, Понтию недостаточно того, чтобы его простили. Душа его успокоится только тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Завершая разбор ершалаимских глав, сделаем главные ВЫВОДЫ:

1. М. Булгаков не пересказывает, а переосмысливает евангельский сюжет. В образе Иешуа изображён сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и мужества.

2. Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной идеей власти социальных сил.

3. Мастер пишет роман о Понтии Пилате. Делая главным героем ершалаимских глав Пилата, Булгаков ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Трусость – самый страшный порок, главная причина социальных подлостей на земле. Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, способен ему препятствовать, но не делает это из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. Тема совести – одна из центральных в романе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: