Социология как основа развития социальной экологии




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «»

 

На тему: «Развитие индустриального общества как основа формирования социальной экологии»

 

 

Студент гр.

 

Преподаватель

 

 

Курган - 2016

Содержание

 

Введение  
1 Теории индустриального общества  
2 Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплин  
3 Социология как основа развития социальной экологии  
Заключение  
Список используемой литературы  

 


 

Введение

 

Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека.

Социальная экология – молодая научная дисциплина, начала формироваться на стыке естественных, общественных и технических дисциплин. Фактически, возникновение и развитие социальной экологии отражает возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, т.е. рождается социологический подход к экологии человека, который сначала привел к возникновению экологии человека, или гуманной экологии, а позже – социальной экологии.

Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы. Первоначально экология была разделом биологии (термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.). Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания, в философии – самые общие закономерности взаимодействия человека, общества и Вселенной, в географии – структура и функционирование природных комплексов и природно-хозяйственных систем. Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы.

Проблемам социальной экологии посвящены работы Э.В. Гирусова, В.Д. Комарова, Ю.Г. Маркова и др.

Цель работы: изучить становление социальной экологии, при этом рассмотреть социологию как основу развития социальной экологии.


1 Теории индустриального общества

 

Индустриализация – это социальный процесс, который характеризует превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий. Задача индустриализации – улучшить жизненный стандарт с помощью самобалансирующейся в условиях рынка машины «экономического роста» [9, c. 25].

50-60-е годы ХХ века – эпоха тотальной индустриализации, в которой НТР выступила движущейся силой перехода цивилизации в новое качественное состояние.

Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах:

1) капитализм;

2) социализм – как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации.

Основополагающие принципы индустриального общества [9, c.31]:

1. Частная собственность как основа экономического роста, личной свободы и защиты социального порядка. При этом связь между результатами работы и работниками осуществляется и через владение акциями;

2. Бизнес как двигатель социального прогресса;

3. Менеджеризм как форма управления;

4. Плюралистическая демократия, ведущая к политическому консенсусу;

5. Деидеологизация общественной жизнедеятельности;

6. Корпоративизм как наднациональная форма развития общества.

В рамках концепции «единого индустриального общества» получила развитие теория «конвергенции» (схождение в одной точке) – сближение разнотипных обществ с главной тенденцией движения к обществу потребления.

В теории конвергенции выделяются две концепции. В одной (Р.Арон, У. Ростоу и др.) обосновывается прозападная ориентация: конвергенция ведет к насаждению западных идей в странах социализма с помощью процессов «индустриализации, демократизации, вестернизации» и т.п. В другой (З.Бжезинский, предприятие, Сорокин и др.) обосновывается параллельная эволюция, где имеют место заимствования соревнующимися социальными системами друг у друга сильных сторон, сглаживания своих различий и поворота в русле развитого индустриального общества [6, c.14].

В теории конвергенции обуславливается идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных преобразований и создания «мира без границ» – общего дома для человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей.

Особое внимание в социологии индустриального развития уделяется проблемам: стратификации – разделения общества на страты (слои); мобильности – перемещения людей внутри страты и между ними. Развитие этой теории связано с именами Б.Барбера, С.Липсета, Т.Парсонса, П.Сорокина и др.

Концепции социальной стратификации основываются на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих естественную (биологическую, физическую и психическую особенность людей) и социальную (разделение труда, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу.

Наиболее распространенным является выделение вертикального и горизонтального срезов стратификационной системы общества. Вертикальный срез выделяет слои (страты) и стратифицированную структуру, отражая преимущества одних над другими.

Горизонтальный срез отражает внутреннее строение социальной страты в соответствии с уровнем квалификации, творческой активности, отраслевого, территориального положения, стилем потребления, личностными качествами.

Достаточно устоявшимися являются пирамидальная и ромбовидная стратификационная модели, включающие три основных уровня [1, c. 36]:

А. Высший слой – элитарное меньшинство, возвышающееся над остальной частью общества.

Б. Средний слой – занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии и характеризуется сближением позиций по уровню дохода, характеру потребления, стилю жизни, фундаментальным ценностям.

В. Низший слой – это аутсайдерский, люмпенизированный слой, представители которого утратили устойчивые связи с находящимися выше слоями.

В индустриальном обществе открытого типа складываются такие социальные отношения, которые не мешают личности самостоятельно решать вопрос о придании смысла своей жизни.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях [8, c. 297]:

1) вертикальном – движение вверх и вниз;

2) горизонтальном передвижение на одном и том же социальном уровне.

С решением проблемы социальной стратификации индустриального общества тесно связана теория «деидеологизации» - заката идеологической эры. На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры.

 

2 Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплин

 

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин (таких как социология, экономика, политология, психология и др.) к проблеме взаимодействия человека и окружающей среды.

Отсюда становится понятным, почему сам термин «социальная экология» появился благодаря не биологам-экологам, а социальным психологам – американским исследователям Р. Парку и Е. Берджесу, которые впервые употребили этот термин в 1921 г. в своей работе по теории поведения населения в городской среде. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Используя понятие «социальная экология», они хотели подчеркнуть, что в данном контексте речь идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики [7, c. 116].

Таким образом, в Америке первоначально социальная экология была скорее социологией города или урбосоциологией.

Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку. Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы [6, c. 94].

В нашей стране под «социальной экологией» изначально понимали иную область знания, которая призвана заниматься решением проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. А это возможно лишь тогда, когда основой социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование.

Первоначально научные принципы рационального природопользования пытались разрабатывать многие существующие науки – биология, география, медицина, экономика, затем этими вопросами все шире стала заниматься экология. Медико-биологические и медико-демографические аспекты взаимоотношений общества и природы рассматривались в медицинской географии, гигиене окружающей среды и позднее в новой области экологии – экологии человека. В целом же возникло очень много новых разделов в традиционных науках. Например, охраной и рациональным использованием геологической среды стала заниматься инженерная геология. В юриспруденции стало оформляться социоэкологическое право. В экономической науке возник такой раздел, как экономика природопользования. Представители различных научных дисциплин начинали утверждать, что проблема рационального природопользования – это только их вотчина. Но получалось так, что каждая наука при изучении проблемы рационального природопользования акцентировала внимание на тех моментах, которые ей ближе. Химиков, например, не волновало изучение проблемы с социальной или экономической точек зрения и наоборот.

Стало очевидным, что изолированное изучение всех аспектов данной проблемы – медицинских, биологических, социальных, экономических и др., не позволяет создать общую теорию сбалансированного взаимодействия общества и природы и эффективно решать практические задачи рационального природопользования. Для этого нужна была новая междисциплинарная наука. Такая наука стала формироваться почти одновременно во многих странах мира. В нашей стране для ее обозначения использовали разные названия – натурсоциология, созология, энвайронментология, прикладная экология, глобальная экология, социально-экономическая экология, современная экология, большая экология и т.д. Однако эти термины не получили достаточно широкого распространения, поскольку в большинстве своем они или отражают лишь один из аспектов проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой, или слишком громоздки.

В 1970–80-х годах вышли в свет обобщающие монографии видных отечественных ученых: Гирусова Э.В. «Система «общество – природа» (проблемы социальной экологии)», Комарова В.Д. «Научно-техническая революция и социальная экология», Маркова Ю.Г. «Социальная экология». В 1986 году состоялась Первая Всесоюзная конференция «Проблемы социальной экологии». Все это способствовало тому, что за новой наукой в нашей стране стало закрепляться название «социальная экология». Всемирное признание социальной экологии относят к 60-м годам ХХ столетия. Одно из самых ярких событий тех лет – публикация в 1962 г. книги Р. Карсон «Безмолвная весна» об экологических последствиях применения пестицида ДДТ. Швейцарский химик Мюллер синтезировал ДДТ и в 1947 г. получил за это Нобелевскую премию. Благодаря воздушному и водному переносу, это вещество распространилось по всей планете и обнаружено даже в печени пингвинов Антарктиды [2, c.147].

Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки.

Начальный этап – эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях научно-технической революции. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.

Второй этап – «модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медоуза и др. «Пределы роста». Она имела огромный успех. Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы.

Критика «Пределов роста» была всесторонней и обстоятельной. Результаты критики можно свести к двум положениям [2, c.149]:

1) моделирование на ЭВМ социально-экономических систем на глобальном и региональном уровнях перспективно;

2) «модели мира» Медоуза еще далеко не адекватны реальности.

В настоящее время имеется значительное разнообразие глобальных моделей: модель Медоуза – кружево из петель прямых и обратных связей, модель Месаровича и Пестеля – это пирамида, рассеченная на множество относительно независимых частей, модель Я. Тинбергена – «дерево» органического роста, модель В. Леонтьева – тоже «дерево».

Началом третьего – глобально-политического – этапа социальной экологии считается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.

Таким образом, социальная экология – обширная область взаимодействия различных идеологий, культур, стилей жизни; это не только глобальная область знания, но и жизненно важное поле деятельности.

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды. В настоящее время по многим аспектам современной экологической ситуации ведутся активные научные дискуссии, и по ряду вопросов еще не выработаны единые взгляды на проблему и пути ее решения.


Социология как основа развития социальной экологии

 

Социальная экология – это новая и поэтому еще молодая наука. Как уже было отмечено, возникновение и развитие этой науки стало выражением возросшего интереса социологии к проблемам окружающей среды, то есть к формированию социологического подхода к экологии человека, в результате чего возникла сначала экология человека, или гуманная экология, а позже – социальная экология.

При этом, гуманная экология (экология человека) трактовалась как отрасль общей экологии и фактически представляла собой биологическую концепцию социальных явлений. По мере развития круг ее исследований расширялся, и в него постепенно стали входить вопросы места и роли человека в биосфере, методы определения оптимальных условий для жизни и развития человека, взаимодействия человека с другими компонентами биосферы. Рассмотрение этих вопросов в рамках гуманной экологии и привело к появлению социальной экологии.

Возникновение социальной экологии следует рассматривать в контексте развития биологии, превращения экологии в общественную науку (хотя она осталась и естественной наукой) и стремления охватить широкий круг проблем в сфере управления окружающей средой. Благодаря этому биология постепенно поднялась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.

В то же время экологи, в отличие от биологов, изучающих отношения между живыми существами и их органическим и неорганическим окружением, начали исследовать и социальную структуру, и отношения между людьми как условия сохранения равновесия в природе. В результате экология стала и общественной наукой, продолжая одновременно оставаться естественной наукой.

Поэтому термин «социальная экология» оказался наиболее удачным для обозначения названия новой научной дисциплины, так как наиболее точно отображал ее содержание в своем этимологическом звучании.

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения, т.е. для сохранения экологического равновесия требуется создание социоэкономических механизмов, защищающих это равновесие.

Чтобы определить социоэкономические механизмы и овладеть экологической проблематикой, необходимо опираться на данные не только естественных, но и общественных наук. Это даст возможность оказывать влияние на индустриальные системы, которые должны поддерживать предельно допустимый уровень загрязнения окружающей среды, организма человека и общества и не нарушать экологическое равновесие. А это значит, что защита природы должна быть связана с защитой социальной среды. Социальная экология должна исследовать индустриальную систему, ее связующую роль между человеком и природой, учитывая при этом тенденции в современном разделении труда.

Требование улучшить состояние окружающей среды в 1950-е гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических проблем. Вначале Амос Хоули предложил неортодоксальную концепцию, в которой акцент был сделан на исследовании форм и изменений (территориальном) общности людей. Там он обозначил общность и функциональные взаимосвязи, возникающие в процессе коллективной адаптации населения к среде. Позже была создана еще одна концепция экологии человека. Ее создатели Л. Шуор и Д. Дункан назвали ее концепцией о так называемом экологическом комплексе, состоящем, по их мнению, из переменных: популяции, среды, технологии и организации (структуры), которые взаимообусловлены, причинно и функционально взаимозависимы [6, c. 21].

Пятидесятые годы были периодом не только экономического роста в высокоразвитых индустриальных странах, но и периодом проявления экологических проблем. Стало очевидным, что если не считаться, с экологическими ограничениями, то может возникнуть кризисная ситуация. Ученые начинают активно исследовать соотношение переменных в экологическом комплексе и приходят к выводу о связи экологических проблем с общественными отношениями, т.е. о связи экологического и социального.

Исследования экологических проблем выявило необходимость анализа социальных параметров экологических нарушений и их распространенности в промышленных странах. Подобный подход к экологическим проблемам означал поворот от биологической и естественной проблематики к социальной и перенос акцента на связи между экологической и социальной проблематикой. Это сыграло решающую роль в возникновении социальной экологии.

В 1960-е гг. социальная экология как особая отрасль социологии получает «права гражданства» в рамках социологических наук. Ее развитие ускоряется после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.). Развитие социальной экологии после этого конгресса позволило на очередном Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970 г.) создать исследовательский комитет Международной Социологической Ассоциации по социальной экологии. Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для более четкого определения ее предмета [4, c. 239].

Сегодня социальная экология признана и как учебная дисциплина, а ее развитие стимулируется потребностью в развитии экологического сознания и научного управления развитием окружающей среды и ее защитой от разрушений.

Таким образом, на формирование основ социальной экологии повлияло несколько факторов. Решающее значение имело появление новых понятий в экологии при изучении человека как общественного существа. С введением новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость в исследовании закономерностей в природе исходить из связи природы и общества, т.е. учитывать данные не только естественных, но и общественных наук. Изучение человека как общественного существа привело не только к исследованию социальных общностей (групп), но и к изучению отдельных типов обществ в их историческом развитии и организации человеческого общества в планетарных масштабах. Эти исследования совпали с тенденцией изучения возможности существования человека в условиях ухудшившегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического равновесия.

Социальная экология, с одной стороны, изучает закономерности взаимодействия общества и природы, а с другой – на основе этого изучения вырабатывает принципы гармонизации этого взаимодействия. Ведь благодаря возникновению подобной проблематики появилось понимание того, что угроза экологическому равновесию и его нарушение возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной. Нарушения возникают потому, что соотношение трех систем изменчиво, а следовательно, изменчивы и их отношения. Они в свою очередь зависят от многих обстоятельств, и это так или иначе отражается на сохранении или нарушении экологического равновесия.

Техническая система по существу является общественной системой, возникающей в процессе трудовой деятельности человека в обществе, поэтому она сохраняет творческие способности человека, а также отношение общества к природе, где что-то создается или используется. Эту сложность взаимоотношений необходимо учитывать не только при стремлении сохранить и усовершенствовать среду обитания, но и при определении предмета социальной экологии.

Заключение

 

Итак, социальная экология – это наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой.

Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов – Р. Парку и Е. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Первоначально экология была разделом биологии. Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания. Экологический взгляд на мир – такое ранжирование ценностей и приоритетов человеческой деятельности, когда важнейшим является сохранение благоприятной для человека среды обитания.

Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Социальную экологию называют еще экологией человека или современной экологией.

Сегодня социальная экология приобрела «права гражданства» как особая – социологическая, – наука. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.


Список используемой литературы

 

1. Ардашкин И.Б. Социальная экология: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. – Томск: ТПУ, 2007. – 116 с.

2. Быков А.А. Социальная экология. Учебное пособие. – Томск: Издательство «ТМЛ-Пресс», 2011. – 232 с.

3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008. – 231 c.

4. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс -2011. – 638 с.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – Екатеринбург. – М., 2012. – 380 с.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2009. – 110 с.

7. Селедец В.П. Социальная экология / В.П. Селедец, С.И. Коженкова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 128 с.

8. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007. – 317 с.

9. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009.- 447 с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

10. Социальная экология: учеб.-метод. пособие / Сост. Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – 90 с.

Размещено на Allbest.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: