Монолог и диалог: правила построения и ведения




Речевой этикет - есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением "элитарен тот, кто умеет "ступить и молвить").

Правила ведения диалога содержатся еще в народной мудрости — пословицах. Однако сегодня кажется, что многие из этих правил прочно забыты и учить нам их предстоит с самого начала. Сегодня в рамках рубрики Спор-площадка мы хотим познакомить наших читателей с правилом построения дискуссии, изложенным в работах академика Ю.В. Рождественского.

Совокупность сообщений, сделанных разными лицами по одному и тому же поводу, обычно называют в филологии диалогом, а каждое сообщение внутри диалога — монологом.

Можно выявить определенные речевые закономерности в диалогической «смене реплик». Оказывается, что, и с точки зрения смысловой последовательности монологических высказываний внутри диалога, и с точки зрения формы и смысла каждой реплики, процесс чередования и наращивания высказываний в ходе диалога достаточно строго организован. Такая организация может возникнуть только вследствие применения особых правил ведения беседы. Только применение определенных правил построения диалога может связать отдельные высказывания в смысловую последовательность и дать каждому высказыванию в этой последовательности характерный тип, отличаемый от другого по форме и смыслу. В самом общем виде такие правила можно было бы охарактеризовать как своеобразное средостение между теорией расспроса и доказательства — с одной стороны, и логико-лингвистическими правилами различения высказываний по форме и смыслу — с другой. Для конкретизации этих правил в их наиболее простых формах достаточно выделить три главнейших вида высказываний — реплик диалога: побуждение, вопрос, повествование.

Изучение этикетных правил речевого поведения, связанных с тремя главнейшими видами высказываний (побуждение, вопрос, повествование), наиболее удобно проводить на материале элементарных устных сообщений. Устное сообщение ставит получателя текста перед следующим выбором типов ответных действий:

1) Словесный ответ с новым содержанием.

2) Действие (несловесное).

3) Пересказ.

4) Умолчание или отсутствие действия.

Получивший сообщение должен уметь различать разнородные последствия в зависимости от избранного способа речевого поведения. Такое различение последствий считается правильным поведением для слушающего и является исходным принципом приема сообщений. На основе этого исходного принципа рождаются различные общие правила, действующие при получении текста сообщений, а именно:

а) получателю рекомендуется внимательно выслушивать обращенное к нему сообщение;

б) получателю рекомендуется давать словесный ответ на сообщение, если сообщение содержит вопрос;

в) получателю рекомендуется отвечать действием на сообщение, если сообщение содержит побуждение.

В соответствии с этим определяются отправные этикетные правила выбора ответных действий получателя текста сообщений. Рекомендуемыми способами действий получателя являются:

1) умолчание, если нет вопроса;

2) словесный ответ, если нет побуждения к неречевому действию;

3) пересказ другому лицу, если нет побуждения к неречевому действию или особого запрещения на речевое действие;

4) неречевое действие, если нет особого побуждения к бездействию.

Отправные этикетные правила речевого поведения восходят к самым основным культурно-историческим функциям языка и создаются для того, чтобы речевая коммуникация не прерывалась. Непрерывность речевой коммуникации обусловлена общественным характером языкового сообщества.

Отправные правила «смены реплик» являются фундаментом речевого этикета и требуют гибкого применения в каждом конкретном случае общения.

Так, например, если слушающих несколько, не следует отвечать на вопрос, не обращенный к тебе лично. Это этикетное положение может быть нарушено, если лицо, к которому обращен вопрос, не отвечает на него и, тем самым, не выполняет одно из основных правил речевого этикета.

Другой пример. Если даже сообщение по содержанию тривиально, рекомендуется не прерывать говорящего (ср. пословицу, формулирующую соответствующее правило: «Не любо — не слушай, а врать не мешай»).

Соблюдение речевого этикета — есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением «элитарен тот, кто умеет «ступить и молвить «).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: